География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ 7 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

УРОК 7. ТИХИЙ ОКЕАН. КЛИМАТ, СВОЙСТВА ОКЕАНИЧЕСКИХ ВОД, ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР, БОГАТСТВА ОКЕАНА

 

Учебная цель: сформировать у учащихся систему знаний об особенностях природы Тихого океана: характерные признаки климата и свойства водных масс, своеобразие органического мира, природных ресурсов океана; развивать коммуникативные навыки и умение работать в малых группах.

Основные понятия: пассат, муссон, тайфун, водная масса, коралловый риф, биологические ресурсы, минеральные ресурсы, загрязнения.

Оборудование: карта океанов, картосхема Тихого океана, иллюстрации представителей органического мира Тихого океана, листы бумаги А3, маркеры, атласы, учебники.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

• Назовите имена исследователей, принимавших участие в исследовании природы Тихого океана.

• Как географическое положение Тихого океана влияет на его природу?

• Залива и моря входят в состав Тихого океана?

• Какие протоки (каналы) соединяет Тихий океан с другими океанами?

• В пределах каких климатических поясов находится Тихий океан?

• На климат которых прилегающих к океану материков Тихий океан влияет больше всего?

• Что является причиной образования течений в океане?

• Каковы закономерности распределения температур и солености вод в Мировом океане вы знаете?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Теперь вы знаете, как проводились исследования Тихого океана, как много было потрачено усилий путешественников и ученых разных стран для познания его природы. Все, что нам известно о Тихий океан сегодня, - это результат их героического труда. Но для того чтобы можно было больше узнать об особенностях природы Тихого океана, вам нужно тоже стать исследователями, овладев накопленные знания. Итак, сегодня на уроке у нас работают «творческие лаборатории» - группы ученых, которые исследуют конкретную проблему, характеризуя особенности природы Тихого океана, его природные богатства, экологические проблемы.

 

ИV. Изучение нового материала

Работа в группах

Каждая группа заслушивает сообщение руководителя по определенной теме, готовит выступление (руководитель не выступает), иллюстративный и картографический материал, рисунки, составляет стихотворение соответствии со своей темы.

1. Климат тихого океана

Подавляющая часть Тихого океана лежит в экваториальном, субэкваториальных и тропических поясах. Температура воздуха в этих районах колеблется от +16° до +24 °С. На севере океана зимой она опускается ниже 0 °С, а вблизи берегов Антарктиды такая температура держится и в летние месяцы. В тропических широтах над океаном господствуют пассаты, в умеренных - западные ветры, а у берегов Евразии образуются муссоны. Тихий океан - самый неспокойный среди всех океанов. В умеренных широтах штормы, вызванные сильными ветрами, держатся всю холодную пору года. В Южном полушарии, между 40° и 60° ю. ш., сильные ветры, нередко переходящие в ураганы, вздымая волны высотой 35 м. В западной части океана ежегодно проносятся опустошительные тропические циклоны - тайфуны.

2. Свойства океанических вод тихого океана

Расположение Тихого океана в почти всех климатических поясах Земли является причиной образования всех типов поверхностных водных масс, кроме арктических. Через большую площадь океана между тропиками средние температуры его поверхностных вод выше, чем в других океанах. Среднегодовая температура вод между тропиками +19 °С, вблизи экватора +25-29 °С, возле Антарктиды она снижается до -1 °С. Соленость поверхностных вод колеблется в пределах от 30 до 35 %о. На севере Тихого океана плавучей льда мало, в отличие от его южной части возле Антарктиды, где много айсбергов.

Системы течений. Цунами.

3. Органический мир тихого океана

Тихий океан чрезвычайно богат на живые организмы, общее количество которых составляет более 50 % всего живого, что есть в Мировом океане. Это объясняется его значительными размерами, разнообразием природных условий и длительной геологической историей. В изменении флоры и фауны океана хорошо выраженная зональность.

4. Ресурсы тихого океана

Биологические ресурсы океана - рыбы и животные, ракообразные и моллюски, водоросли. Тихий океан занимает первое место среди океанов за выловом рыбы и нерыбных продуктов. В приполярных широтах океана охотятся на тюленей, моржей, морских котиков, китов и т.д.

Минеральные ресурсы. На шельфе океана разрабатываются месторождения руд олова, марганца, кобальта и других металлов, добывают нефть и природный газ.

Энергетические ресурсы: энергия течений, приливов, волн, ветра, перепадов температур на глубинах.

5. Экологические проблемы тихого океана

 

V. Закрепление изученного материала

• Чем объясняется многообразие климатических условий Тихого океана? Какие типы атмосферной циркуляции царят в разных широтах над океаном?

• Какие особенности имеют поверхностные водные массы Тихого океана? Чем они обусловлены?

• Какие основные течения формируются в Тихом океане?

• Почему растительный и животный мир Тихого океана отличается большим богатством и многообразием?

• Как используются человеком богатства органического мира Тихого океана? Какие это имеет последствия?

• Какие минеральные ресурсы добывают в Тихом океане? Какие районы Тихого океана наиболее интенсивно осваиваются человеком?

• Какие последствия для природы Тихого океана имеет хозяйственная деятельность человека в его акватории и на побережьях?

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать параграф...

• Охарактеризовать одну из течений Тихого океана (по выбору) по плану: а) в какой части океана протекает; б) направление течения; в) теплая или холодная; г) вблизи которых материков и остовам проходит; д) как влияет на природу побережья.

• Проложить на контурной карте Тихого океана маршруты воображаемого плавания: а) туристического судна; б) научно-исследовательской экспедиции. Подготовить устный описание этих маршрутов.