УРОК 6. ТИХИЙ ОКЕАН. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ДНА ОКЕАНА
Учебная цель: углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях природы Мирового океана; сформировать первичные умения определять географическое положение океана и характеризовать этапы его исследования, объяснять особенности рельефа дна; совершенствовать навыки работы с картами атласа.
Оборудование: физическая карта мира, портреты исследователей океана (Ф. Магеллан, Дж. Кук и др.), иллюстративные или видеоматериалы, атласы, учебники, контурные карты.
Основные понятия: Мировой океан, шельф, переходная зона, материковый склон, ложе океана, желоб, островная дуга, цунами, подводный хребет, гайот.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
• Что называют Мировым океаном?
• Какая часть гидросферы приходится на Мировой океан?
• Из каких частей состоит Мировой океан?
• Какой из океанов самый большой по площади? Наименьший?
• Как называется самая глубокая впадина Мирового океана?
• Какое значение имеет Мировой океан для человека?
• По какому принципу проводятся условные границы между океанами?
• Какие элементы рельефа дна океана вам известны? Вспомните, как возникли названия каждого из океанов.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Вы уже знаете из курса 6 класса, что совокупность океанов и морей нашей планеты называют Мировым океаном. По сравнению с сушей размеры Мирового океана огромны. Один только Тихий океан занимает столько места, сколько весь сушу вместе, и даже больше. До недавнего времени океанические глубины были неисследованными, и только в течение нескольких последних десятилетий ученые выяснили, в результате которых геологических процессов образовались континенты и океаны. Благодаря современным технологиям, которые помогают исследовать океанические глубины, ученые могут определять причины изменений климата и глобального потепления на планете, а также давать ответы на многие вопросы, волнующие человечество. Мировой океан имеет огромные биологические, энергетические и минеральные ресурсы являются богатейшим источником продуктов питания. Мы начинаем изучать раздел, из которого вы узнаете об особенности природы каждого из океанов Земли. И первым объектом нашего исследования является «его величество» Тихий океан.
ИV. Изучение нового материала
1. ознакомление с планом изучения океанов
1) Географическое положение океана.
Положение относительно экватора, нулевого меридиана, материков и других океанов. Особенности береговой линии: моря, заливы, проливы, острова.
2) Геологическое строение и рельеф дна океана. Особенности геологического строения океанической котловины. Литосферные плиты и основные формы рельефа дна. Средние и максимальные глубины.
3) Климат. Климатические пояса. Основные типы климата.
4) Свойства океанических вод. Температурный режим поверхностных вод. Соленость воды и ее распределение. Течения в океане.
5) Органический мир.
6) Ресурсы океана, их использование и сохранность.
2. Географическое положение и размеры тихого океана
Тихий океан - самый большой и самый глубокий среди океанов нашей планеты, занимает 1/3 поверхности Земли, а его объем больше, чем объем всех других океанов вместе. Площадь - 178,7 млн. км2. Тихий океан простирается с запада на восток примерно на 18 тыс. км, а с севера на юг - примерно на 16 тыс. км. Он имеет овальные обознаки, несколько вытянутый с северо-запада на юго-восток и наиболее широкий между тропиками. Омывает берега Северной и Южной Америки, Антарктиды, Австралии и Евразии.
Работа с картой (создание лоции океана)
Окраинные моря, островные архипелаги дуги. Океания.
3. История исследования
Выступления учащихся с сообщениями об исследованиях Тихого океана.
4. Особенности строения дна океана
Дно океана имеет сложное геологическое строение. Значительная часть Тихого океана лежит на одной литосферные плиты, которая взаимодействует с другими плитами. К зон их взаимодействия прилегают глубоководные желоба и островные дуги. С системой глубоководных желобов и горных сооружений на материках и островах, окружающих океан, связан почти непрерывная цепь действующих вулканов, которые образуют Тихоокеанское «Огненное кольцо». В этой зоне часто происходят наземные и подводные землетрясения, вызывающие цунами.
Рельеф дна сложный. Материковый шельф в океане составляет лишь 10 % от его общей площади, наибольший он в западной части. Материковый склон крутой, расчленен каньонами. Переходная зона окружает океан почти сплошным кольцом и составляет 13,5 % его общей площади. Цепь глубоководных впадин, который сопровождает ряд островов и отделяет переходную зону от ложа, непрерывный, как и прядь горных сооружений островных дуг.
Ложе океана составляет более 65 % площади дна. Оно пересекается многочисленными подводными горными хребтами, которые распределяют ложе на несколько котловин. Крупнейшая среди них - Северо-Восточная. На дне котловин широко развиты вулканические холмы и горы, в том числе плосковершинные горы - гайоти и разломы, имеющие максимальные глубины. Самая глубокая впадина - Марианский желоб (11 022 м).
V. Закрепление изученного материала
1. Вопрос
• В чем заключаются особенности географического положения Тихого океана?
• С каких времен начинаются системные научные исследования Тихого океана?
• С фамилиями каких выдающихся исследователей связано начало изучения Тихого океана?
• Какие особенности имеет геологическое строение дна Тихого океана? Какие основные формы рельефа характерны для дна Тихого океана?
2. Выполнение практической работы 5 «Нанесение на контурную карту географической номенклатуры Тихого океана»
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Представьте, что вы работаете журналистом в составе международной научной экспедиции, которая исследует дно Тихого океана на подводной лодке «Пасифик». Опишите свои наблюдения и впечатления в форме научно-популярной статьи.
• По тексту учебника распределите весь период исследований на четыре этапа и составьте хронологическую таблицу изучения океана от древних времен до современности.
• Опережающий: объединиться в пять групп, принести иллюстративный материал о Тихий океан, листы бумаги А3, маркеры; 5 ученикам, которые будут исполнять обязанности руководителей групп, подготовить сообщения по темам «Климат Тихого океана», «Свойства океанических вод», «Органический мир», «Природные ресурсы», «Экологические проблемы».