Тема 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ФУНКЦИИ И РАЗДЕЛЫ
§ 2. Исторические истоки философствования
Миф порожден знаково-символической деятельностью и состоит преимущественно из символов.
Особенности міфосимволічного мировоззрения. В течение тысячелетий знаково-символическая активность прошла протяженную эволюцию от физической деятельности мечения природной среды к духовной деятельности предоставление смыслов имеющимся природным явлениям, что превратило их в особо значимые культурно-культовые символы. Это - так называемые фетиши.
Французское слово «фетиш» происходит от португальского «феітіко» - амулет, талисман, оберег. Первыми фетишами в человеческой культуре действительно были обереги - деревья, помеченные засечками, камни, помеченные сколами; именно они оберегали освоенную территорию от непрошеных посетителей. Далее, по мере освоения природной среды, почти все имеющиеся в нем реалии становятся фетишами, поскольку приобретают значимости для человека и получают название, или имя. Благодаря фетишизации в оборот человеческой мифо - памяти входит информация о большое количество природных явлений и существ. Так, если в арсенале современной домохозяйки есть несколько десятков различных растений, то в «домогоспо-дарки» первоначального племен - тысячи. Ядовитые и неядовитое, споживне и не споживне, полезное и вредное - все это надо было совершенно точно знать. Ознакомление с полученным средствами фетишизации информационным содержанием мифов позволяет с удивлением утверждать, «что главный массив этого содержания абсолютно не является практически ценным. Первобытный человек создает гигантские запасы знаний «на всякий случай» - знаний, хранение которых невозможно объяснить никакой практической потребностью» [238, 290-291].
Как «упаковывалась» эта гигантская информация в индивидуальных пам'ятях носителей міфосвідомості? - отдельный вопрос, к которому мы еще вернемся. Здесь нас будет интересовать, как она добиралась из памяти в нужный момент, как передавалась новым поколениям индивидов.
Средством припоминания нужных массивов информации, запечатленные в индивидуальной памяти (других носителей не было), стала магия. Магическая деятельность - предметно-ритуальная и словесно-заклинальна - была тогда надежным ключом к хранилищам информации, в неосознанном (забытом) виде сохранялась в духовном мире индивида. Большое количество амулетов, без которых невозможно представить первобытного человека, магических формул, которые она выкрикивала, оперируя амулетами, стимулировали ассоциативное припоминание забытого [227, 398; 392-393].
Магический ритуал, который оживляет міфосемантику, способствует ее пригадуванню и сублимации в сознание, является обрядовым способом существования мифа, в частности, способом мифологической образования: молодые люди, которым передавали мифическую информацию, не получали ее в виде рассказа. Вместо этого их просто привлекали к общему ритуально-магического действа, направленного на расшифровку слова-имени, прославленного мифом.
Функции магии расширились, когда фетишизм эволюционировал в анимизм (одушевленість всего, что существует, обособленность душевных и телесных начал). Человек начал чувствовать себя душевно родственной со всем вокруг. Магия стала для нее средством воздействия не только на свой внутренний духовный мир (припоминание), но и на природный мир с целью обуздания душ враждебных стихий, душ агрессивных хищников, душ других представителей рода Гомо. Насколько эффективным был этот влияние, трудно судить, но то, что в отличие от неандертальцев (гомосапіенс), неоантропы, которые им владели, выжили, может быть каким-то свидетельством об эффективности магии. Анимизм сначала трансформировался в демонізм, затем - в теизм. Нередко демона изображали в твариноподібних, уродливых образах. Так, демоном плодородного грунта в одного из ахейских племен была кобылица - Деметра, демоном лесов Аркадии - сатир, морей - тритон. Это позже кобылица превратилась в женщину-богиню, а сатир с тритоном в богов - мужчин - Гермеса и Посейдона. Но то уже был теизм, который постепенно подтачивал основы мифологии, готовя почву для религии.
А к тому анимизм с демонизмом сделали много полезного для становления культуры.
«Из недр земли, из расщелины скалы бьет прохладный родник, распространяя зеленую жизнь кругом, напоюючи стада и их собствен-ка: это - богиня, нимфа, наяда. Ответим ей лаской на ласку, прикроем навесом ее ручей, висічемо бассейн под ней, чтобы она могла любоваться на его зеркальной глади своим божественным обликом. И не забудем в положенные дни бросить ей венок из полевых цветов... Зато, если в минуту сомнения и душевной муки придем к ней, склоним свое ухо к ее журчанию - она вспомнит о нас и шепнет нам спасительный ответ или утешительное слово. А если то место, где бьют источником ее ясные воды, удобно для человеческого селения, здесь может возникнуть и город, и будет ей всенародная честь...».
Древние люди считали себя потомками определенных доминантных демонических фетишей. Такие фетиши - предки называются тотемами. Слово происходит от «ототем», что в переводе с языка североамериканских индейцев племени оджибве означает «его род». Тотемизм возник во времена установления первобытно-родового строя.
Сначала тотемизм был принципом родовой самоидентификации людей, принципом различения «своих» и «чужих» на основе принадлежности первых к линии общего родоначальника. Такими общими родоначальниками - тотемами могли быть человеческие существа, животные, растения, их артефактні изображения т.д. их также называют фетишами - португальским словом, которым европейские мореходи обозначили статуи богов, созданные дикарями Верхней и Нижней Гвинеи. Но правильнее было бы назвать их идолами, а тотемизм является не фетишизмом, а идолопоклонством.
Кроме принципа родовой самоидентификации, тотемизм вносил в мифологическое мировоззрение средства классификации явлений природного мира. Классификация - духовно-практическое освоение природы, результатом которого является ее целостная картина. Строилась такая картина по аналогии с телом тотема, который представал теперь не только родоначальником, но и впорядковувачем природной среды. Попробуем развернуть этот тезис, обратившись к мифам о Пуруше, Пань-Гу, Зевса, которые, несомненно, сначала были фетишами, затем - тотемами соответствующих племен. Согласно строения их тел первобытные люди представляли мироздание. Это - антропоморфизм, сущностная черта мифического мировоззрения.
За древними индийскими мифами, именно тело космической перво-человека Пуруши после его расчленения стало природой и ее наиболее значимыми реалиями. Его дух - это Месяц, глаза - Солнце, уста - огонь и одновременно жрецы (служители жертвенного огня, брахманы), дыхание - ветер. Нижние части Пурушиного тела отождествляются с другими стихиями и слоями людей. В китайских архаических мифах мироздание также связывают с першолюдиною Пань-Гу. Его дыхание - это ветры и облака, председатель - гром, левый глаз Солнце, справа - Луна, блеск глаз - молнии. Руки и ноги Пань-Гу - четыре края Земли, кровь - реки, таб - дождь и роса, волосы леса, насекомые в волосах - люди и животные.
Поскольку считается, что существа типа Пань-Гу, Пуруши, архаичного Зевса были мужского пола, утверждают, что древние представления о них отражают такую стадию в истории каменного пика, когда общество (род) строилось на патриархальных началах. С этой стадией связывают также существование доміфічної религии Бога-Отца, от которого первобытные люди отдалились вследствие грехопадения.
Более поздние мифы демонстрируют явно матриархальные направления. Это прослеживается, например, в «Теогонии» Гесиода. Вертикаль «верх-низ» нивелируется, что выразилось в статусе неба. Оно перестало быть верховной, или главной, реалией. Небо-Уранос - один из сыновей Земли-Геи, которая может рожать природные реалии и без него, и вообще без какого-либо мужского начала. Наряду с обезличенням высшего Бога-Отца и превращением его в неопределенную силу, все большую роль в первобытном мировоззрении начинает играть всеобщая стихия природы - матери.
В своем исследовании древней мифологии времен матриархата В. Соловьев обрисовал картину становления представлений о верховном божестве природного мира - богиню-мать. Сначала она мыслилась как жена божественного Отца, потом как совместная родительниця всего живого, кормилица и защитница людей. Став верховным божеством, Мать-Природа распространяет свой культ на огромных пространствах от Пиренеев до Сибири, о чем свидетельствуют многочисленные находки ее гипертрофированных скульптурных изображений, уже упоминавшихся «венер». Реки и озера, леса и поля, растения и животные, мужчины и женщины - дети матери природы. Все они - родственники, все - одушевленные, все понимают друг друга, составляют единое целое природного мира. Родоморфізм становится главным принципом мифа, предопределяя его дальнейшие особенности, постепенно вытесняя антропоморфічні основы.
Переход от фетишизма с примитивным анимизмом до развитого анимизма - тотемизма, идолопоклонства - знаменует ряд других принципиальных трансформаций мифического мировоззрения. Мир начинает восприниматься сквозь призму родовой организации, а не схемы человеческого или божественного тела. Появляется система табу - запретов на кровосмешение, убийство, кражу. Несколько меняется в оппозиции «верх-низ». Мужское начало, ранее скрытое в «верхах» и мыслимо лишь как источник возвышенного небесного удовольствия, решительно приземляется, представая геносом рода. Это - начало теизма и трансформации мифа в религию.
Исходя из мифа, ментальность первобытных людей была слишком ограниченной и мировоззренчески, и знаннєво, и методологически. Не имели они рефлексивных способностей, умений различить (и творить) добро и зло. Не было у них, как свидетельствуют авторитетные знатоки, также герменевтичних и компаративных средств - предпосылок для разграничения и понимания безобразного и нормального, морального и аморального, жестокого и человеческого, естественного и сверхъестественного (чудесного), вещи и ее образа, объективного и субъективного, части и целого. Человека - субъекта этого мировоззрения - ничего не удивляет. Феномен удивления, который позже стал важнейшим из факторов философствования, такому субъекту неизвестен. Неожиданные явления его только смущают.
В своих практических ориентациях мифологическое мировоззрение был направлен не на быстрый творческий поиск новых, более совершенных форм и способов взаимоотношений с окружающим миром и между людьми, а на сохранение и постоянное воспроизводство традиционного (наличного) состояния вещей, который сложился на протяжении многих поколений, освятився тотемами, сложился под защитой запретов - табу. Сам миф как особое мировоззрение был первым и едва ли не главным защитником традиции, родовой морали, родовой общины, привычных условий жизни в целом. Он должен был трансформироваться.