Тема 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ФУНКЦИИ И РАЗДЕЛЫ
§ 2. Исторические истоки философствования
Мировоззренческие истоки философии. Миф.
Миф - древнейшая форма мировоззрения. Следы его существования (рисунки, скульптуры) найдено в гротах Каменной Могилы (более 30 тыс. лет до н.э.) в Запорожской области, в Ка-проституток пещере на Юге Урала, в пещере Оріньяк во Франции, в гроте Мурзак-Коба (Крым) и т.д.
Древнегреческое слово «митос», которое переводят обычным «миф», означает сказание, предание (рус. предание). Действительно, сведения о содержании древних мифов Украины, Египта, Междуречья, Индии, Китая, Греции дошли до нас в преданиях письменной традиции (традере - передавать). О доисторические мифы несколько повествуют мифы народов, которые еще в XIX - XX веках жили первобытнообщинным строем. Мифологическое видение мира первобытными людьми отразилось и в доисторическом искусстве и памятниках материальной культуры.
Сравнивая наскальная живопись разных мест и времен, можно заметить определенные сюжетные инварианты. Да, и в Оріньяку (ок. 30 тысячелетий назад), и на фресках Сахары 6-го тысячелетия видим один и тот же естественно-бытовой мир: перегон скота, охоты на диких животных, праздничные действа, воинов в стремительном танце, магические танцы женщин. Важное место занимают изображения диких животных - мамонтов, лошадей, носорогов (Каменная Могила, Капова пещера). Но среди чисто природных реалий видим много изображений непонятных существ, символов, знаков.
Онаочнений в искусстве жизненный мир первобытных людей отражает по крайней мере два плана. Первый - чисто природный. Второй - несколько отличный от природного. Мы не будем называть его фантастическим, поскольку для первобытного человека он был так же реален, как и первый.
Значительное внимание наших предков к явлениям второго плана бытия вряд ли можно объяснить какими-то материально прагматичными міркуван-ниями. Да и сам первоначальный живопись совсем не прагматичный. Видимо, этот второй позаприродний план отражает направление совсем другого сорта - к трансцендентальной природы истоков человеческой духовности, Человек разумный всегда интуитивно чувствовала. Эти ощущения и отражены в форме символов - чувственных образов, что намекали на позаприродний слой бытия.