Истории известны такие формы мировоззрения: мифология, религия, философия и наука. Искусство и мораль являются не формы мировоззрения, а исторически-культурные типы самовыражения личности. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Мифология - это учение о легенды, сказания, рассказы о деяния (поступки) богов и героев, в которых отражается первичное представление о мире. Предпосылками мифологического сознания стала неспособность человека выделить себя из окружающей среды и не расчлененность мифологического мышления, что не отделилось от эмоциональной аффективной сферы. Пожалуй, в современных условиях является удивительным даже постановка вопроса о мифологию как систему знаний. Ведь знания - это опосредование чувственных восприятий нормами предыдущего опыта. Но мифологическое мышление нерозчленоване. Возникают противоречия. Здесь стоит рассмотреть служебное, функциональное назначение мифологии в жизни людей. В обществах, где мифология имеет регулятивные функции господствующей идеологии, выступает в основном средством, которое мобилизует исторический опыт для актуального использования в повседневной хозяйственной и социальной жизни. Мифология аккумулирует опыт и подает в виде набора социально унаследованных норм поведения.
Следовательно, познавательное назначение мифологии проявляется в ее роли ограничителя, что нормирует и осуществляется в форме института табу, института обряда, формирование общественных структур и т.д. И мифологическое мировоззрение можно квалифицировать как наивный потому, что процесс получения знания отдано на откуп авторитета Бога, героя, формулы обобщения знания аргументируются оповідально, на их вероятность не обращают внимания. С упадком первобытных форм общественной жизни мир как специфическая форма развития общественного сознания себя изжил. Но не закончился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на основные вопросы любого мировоззрения: происхождение мира и человека, тайны его рождения и смерти. их унаследовали от мифа религиозное и философское мировоззрения.
Религия (благочестие, набожность, святость) есть форма мировоззрения, основанная на вере в существование богов, священной основы (начала, источника), что находится за гранью естественного, недоступному пониманию человека. Основной признак религии - вера в сверхъестественное. Не каждая вера является религиозной. Существует и нерелигиозная вера. Так, Константин Циолковский верил в то, что люди выйдут в Космос, побывают на Луне. Вера базировалась на реальном научном предвидении. Религиозная вера имеет иллюзорность. Если сверхъестественное противоречит в сознании верующих чувственному восприятию материального мира, то сверхъестественное не подлежит проверке. Так объясняется тот факт, что у многих верующих научные знания о реальном мире сочетаются в сознании с верой в Бога, сверхъестественные силы. Отсюда, основным признаком религиозного мировоззрения является не просто наличие в сознании людей образов сверхъестественных сил и существ - образы могут существовать и в сознании людей нерелигиозных, - а вера в реальное существование сверхъестественных сил, существ, свойств или отношений.
Природа религиозного мировоззрения сложная и требует тщательного изучения. В прошлом оценка религиозного мировоззрения значительно упрощалась, сводилась к простой системы необразованности представлений о мире и человеке, тогда как религия - определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеет социальную природу и функции. Так, Украинская православная церковь оказывает значительного внимания истории и патрологии, описанию и изучению памятников церковной архитектуры, иконографии, церковной письменности, постоянно и повсеместно осуществляет ремонт и реставрацию архитектурных ансамблей, участвует в движении религий за мир, в преодолении экологического кризиса, проповедует милосердие, способствует нравственному очищению личности. Христианство учит: все люди рождаются равными, все предназначены к добросовестному труду и имеют равные права на блага жизни. По учению Святого Писания, воры, пьяницы, злоумышленники, хищники-Царства Божия не наследуют. Итак, церковь возносит труд в ранг важной моральной добродетели и высоко превозносит ее в категории этических ценностей. Но в религиозном мировоззрении могут происходить и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры. Религия тесно переплетается с философией. Близость их заключается в общественно-исторических формах мировоззрения, решении аналогичных задач понимания мира и воздействия на сознание и поведение людей. И между религией и философией есть и существенные отличия. Во-первых, религия делит мир на земной, естественный, и небесный, сверхъестественный. Философия исходит из единства объективного природного мира. Во-вторых, в религиозном сознании отражения земного и небесного мира осуществляется с помощью сверхъестественных образов. Объективный мир в философском сознании отражается способом общих понятий. В-третьих, религиозное мировоззрение основное внимание уделяет человеческим беспокойством, надеждам, к поиску веры. Философское мировоззрение - интеллектуальным аспектам. Стремление людей к знанию обусловило потребность в философии.