Содержание любого знания отражает определенный предмет, под которым понимается все то, что имеет свойства, которые находятся во взаимодействии между собой. Каждая наука имеет свой предмет изучения. Предметом военной науки есть законы войны, предметом социологии - общества, социальные институты, общности. Правомерно спросить: что же является предметом философии? Чтобы ответить на вопрос, необходимо прежде всего выяснить, в чем состоит специфика философии и ее особенности.
Первой особенностью философии является всеобщность. Всеобщность - это признак, что выражает закономерную форму связи вещей, явлений и процессов в составе целого. Отдельные науки исследуют специфически определенную систему закономерностей. Так, военная наука анализирует закономерности войн, способы их ведения, но не изучает, например, возникновение, развитие и разрешение противоречий, которые характерны и для природы, и для развития общества и человеческого познания. Эти закономерности исследуются философией.
Второй особенностью философии является целостное восприятие мира. Традиционные формы знания в усвоении и закреплении опыта предметно-практической деятельности. Упрощенно: структура познания охватывает два элемента: объект и субъект. Задачи отдельных наук заключается в том, чтобы в знании было более объективного по содержанию и меньше личностного, человеческого. Поэтому между человеком, который познает, и предметом исследования существует определенная дистанция.
Философский смысл проблемы познания, прежде всего, заключается в наличии в знании объективного содержания и человеческого, личностного дополнения. Такая позиция придает знанию значение культурной ценности, что проявляется психологически как любознательность слушателя к предмету, который изучается. С такой точки зрения, знание направлено на предметный мир человека, что является центром космоса. Безусловно, такой подход не является безупречным. Во-первых, такой подход - восприятие мира человеком не предметно, непосредственно, а абстрактно (умозрительно). Отсюда, познание отходит от непосредственного изучения мира и превращается в абстрактное (умозрительное) конструирование действительности. Во-вторых, чтобы сохранить за собой значение знания, философия вынуждена разрабатывать собственный метод умозрительного конструирования, что впоследствии отделился в самостоятельную «науку о правильном мышлении», которая получила название логика.
Становление философии как особой разновидности знания требовало тысячелетних усилий. Определенные трудности создавало то, что видимость абстрактности философского знания мешала ее предметности. Понимание предмета философского знания создавалось довольно трудно и менялось в совместном связи с развитием общества, всех аспектов духовной жизни. Философы относительно рано поняли, что речь идет о новом способе мышления, где предметом выступает реальный мир. Реальный мир рассматривается не как разнообразие вещей, явлений, событий, а как единство многообразия вещей, явлений, событий. Поэтому философы античности стремились в основном открыть единый источник многообразных явлений. Так, основатель Милетской школы философ Фалес считал материальной причиной существования воду, Анаксімен - воздух, Гераклит - огонь. Акцентирование внимания на «природе вещей» обусловило то обстоятельство, что первой исторической формой философии стала натурфилософия. Но философия не остановилась на проблематике бытия - космосе. Мере накопления знаний, созданием специальных методов, способов исследования начался процесс рассмотрения бытия человека. Это отчетливо сформулировал Сократ в тезисе «Познай самого себя».
С трактовку тезиса Платон делает вывод, что Сократ имел в виду человека с его духовным миром. Отсюда вывод: человек находится в центре земного бытия и построении мира. Безусловно, для мировоззрения IV в. до н. э. еще не характерно четкое различение культуры и природы. Однако выдвижение в центр Вселенной упорядоченного человеческого разума как полномочного представителя мирового логоса отражало идею космоса как культуры. Античные философы считали, что предметом философии является внутренний мир человека.
Определение предмета философского знания - Космос и Человек прослеживается в процессе всего развития культуры. Философия Средневековья еще продолжает традицию античности, считая строение (порядок) Космоса предметом философии. Альтернативой трактовке предмета философии в Средневековье взгляды гуманистов - мыслителей эпохи Возрождения, которые выступили против космической ориентированности философов Средневековья, считая ее культурным ретроградством, что искажало античное понимание философии как науки о человеке. Итальянский исследователь Эдвард Гарен приводит определение предмета философии одним из ведущих гуманистов XV в. Колюччо Салютаті. Философия, по определению Колюччо Салютаті, - это размышления об активности человека, живое осознание совместного труда, размышления о положении человека и ее участие, ее поведение, образ жизни, сама живая сопричастность со всей драматичностью жизненного опыта.
Знания о природных процессах, физическое, медицинское положение человека не только противопоставляются философии, но и оцениваются пренебрежительно как второстепенное и малозначительное. Такое понимание предмета философии в XVII - XVIII вв. не только «осталось», но и стало развиваться философами европейского Просвещения. Особенно странно то, что в истории культуры создается тогда довольно прочная традиция трактовки развития как «механической картины мира», а отсюда и преобладание в философском знании естественно-научных основ. Позже тщательное рассмотрение світоглядності философии обнаруживает, что ее «механическая ориентация» полностью укладывается в концепцию социального понимание личности. И здесь возникает вопрос: не ведет ли особое внимание к Человеку сужение предмета философии в связи с ее отказом от космических тем? Во-первых, «отказ» можно признать обоюдной. Конкретные науки относят к философии так называемые методологические проблемы, а философия отдает тему космоса конкретным наукам. Во-вторых, это освобождение философии от побочных тем является результатом понимания предмета философии как знания о культуре человека.
Действительно, мир человека раздваивается на природный и приобретенный жизнью, опытом - культурный. Опыт проявляется во внесении человеком упорядоченности в процессы собственного влияния на природу и в результатах воздействия. Но участникам творческих процессов, творческой деятельности, которые составляют содержание культуры является человек, личность. Человек является субъектом истории не только потому, что является единственным лицом, которое действует, но и потому, что человек сам формируется в процессе собственных действий. И, собственно, историческое самоформирования человека выступает субъектом культуры. Аналогично человек выступает и субъектом познания и субъектом социальности, и субъектом деятельности, то есть историческим субъектом созидания. Выступая предметом философии в такой багатоаспектній качества, человек воплощает многообразие культуры. А поскольку это является процессом, то в философии многоаспектность мира культуры выступает как много-проблемность отношение человека к миру.
При определении предмета философии закономерно возникает вопрос об отношении философии как разновидности знания, к мировоззрению, к проблеме взаимодействия ее с наукой. Ведь наряду с профессиональными знаниями, навыками, эрудицией необходимо иметь широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что происходит вокруг людей, понимать смысл и цель действий человека, жизни человека. Эти представления о мире и месте Человека в мире имеют название мировоззрения. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в мире человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - это разноуровневое духовное образование, где синтезируются в единое жизненные взгляды с их рациональными и иррациональными элементами, ум и пересуды (предрассудки), научные, художественные и политические взгляды. Исторически исходными содержания мировоззрения стали представления обыденного сознания, мифологические и религиозные взгляды, которые играли определенную роль в закреплении форм социальной организации жизни человеческих общностей. С развитием практико - познавательной деятельности содержание мировоззрения становится все более научным и удельный вес научности все растет. Меняются формы практического осмысления (осознания), и изменяется содержание мировоззрения. Итак, основой мировоззрения являются знания, которые составляют информационную базу. Любое познание, его различные виды формируют мировоззренческий каркас, и наиболее значительная роль в формировании каркаса мировоззрения принадлежит философии. Философия - это система взглядов на мир, общество, место Человека в мире и обществе. Поэтому понимание мировоззрения прежде всего связывалось с философскими взглядами, хотя и не сводилось к ним. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии, их соотношение можно схематично представить в виде двух концентрированных кругов, где большой круг - мировоззрение, а меньше, что входит в большой круг, - философия.
Итак, философия осуществляет функцию формирования мировоззрения. И эта функция формирования мировоззрения часто поглощает научную сторону философии. Об этом идет длительная полемика. Так, проф. Андрей Никифоров считает философию не наукой, а мировоззрением. И отождествление философии с наукой наносит немало вреда. В доказательство Андрей Никифоров определяет некоторые черты и особенности науки, отличающие ее от философии: верификационный критерий, методы, которыми пользуется наука, специфическая речь и др. Приходится, что, в отличие от науки, характерной чертой философии является ее субъективность, что определяется особенностями носителя - человека - мировоззрения, местом человека в обществе, ее интересами и т.д. Итак, философия всегда имеет личностный характер. Научное знание безличное и інтерсуб'єктивне. Если два человека отличаются чертами характера, местом в обществе, воспитанием, интересами, то они будут иметь разные мировоззрения. Эти люди станут сторонниками различных философских направлений, если попытаются выразить собственное мировоззрение в систематической и явной форме. Никто не будет изучать, например, оптику за трудами Гюйгенса, Ньютона или Юнга. Оптика значительно лучше и более точно изложена в современных учебниках. Не менее убедительно философ Марк Туровский доказывает, что философия является наукой, поскольку есть предмет, и это способствует накоплению знания и т.д.
Анализ взаимосвязи и взаимопереходе различных форм философии показывает соответствие форм общественного сознания, создается своеобразная таблица Менделеева - таблица философских течений, показывает степень их взаимопроникновения в науку, искусство, религию, помогает точнее учесть потребности в развитии определенных направлений философской мысли. Для развития определенных направлений философской мысли необходимы и научные методы. Другая сторона проблемы взаимосвязи философии и науки - степень изученности научных проблем и ее опережение в философской мысли. Здесь назначение философии заключается в осуществлении разведки там, где еще не проявилась строгая наука. Следовательно, философии в основном присущи черты мировоззрения. Предмет философии исторически менялся. На начальных этапах становления философии ее предметом является Природа, Космос. В процессе развития философии ее предметом становится Человек, Природа, Вселенная, окружающий Мир.