Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Камю Альбер (.Albert Camus) (07.11.1913, Мондови, Алжир-04.01.1960, Вільблевен, Франция) - французский философ - экзистенциалист, писатель, публицист, драматург, лауреат Нобелевской премии (1957). Родился в Алжире в семье сельскохозяйственных рабочих. Здесь же получил образование (окончил французский лицей и университет) и начал свою творческую деятельность. С 1940 г. жил и работал во Франции. В годы Второй мировой войны - участник движения Сопротивления во Франции, редактор (вместе с Ж. П. Сартром) подпольного органа Сопротивления - газеты "Комба" ("Борьба").

Как мыслитель экзистенциального направления К. прошел путь от нігілістичної "философии абсурда" к моралістичного гуманизма. Отправная посылка мировоззрения Камю - трагическое переживание "смерти бога" в XX в., которая означала для него потерю метафизического смысла бытия и жизни человека. Вызванная упадком христианства "боговтрата" нашла воплощение в агностичній эпистемологии К. (которая основывалась на стремлении к заведомо недостижимому последней истины - благодати), в его философии истории (которая отвергала провіденціалізм и любые учения о поступательном становления человечества), в онтологии, которая приобрела вид скептической анти-телеологии, а также в философии творчества, которую К. понимал как вечное пререкание художника - творца с несовершенством земного "творения".

Этика К., что занимает центральное место в его философствовании, близка к французской моралістики XVI - XVIII вв. По мнению мыслителя, опыт человеческого существования, который неизбежно завершается смертью, приводит мыслящую личность к открытию "абсурда" как окончательной правды своего существования на земле. Но эта истина должна не обезоруживать, а наоборот - побуждать мужественно и достойно продолжать жить вопреки вселенскому "хаоса".

К. - создатель оригинального варианта экзистенциальной философии, так называемой философии абсурда, считал, что жизнь, лишено рационального смысла, является абсолютным, но еще не является поводом для отчаяния или трагизма. Карамазівську тезис, "если Бога нет, то все позволено" (Камю получил большого влияния Достоевского) философ толкует несколько своеобразно: "Все разрешено не означает, что ничто не запрещено". Конечно, можно ликвидировать чуму так же, как и топить печи крематориев, ибо обе формы деятельности "разрешенные" вследствие своей "одинаковой абсурдности". Но "одинаковая абсурдность" указанных альтернатив является таковой лишь при "рациональном" подходе. Однако существует и другой - моральный (экзистенциальный, но рациональный по природе) критерий, с позиций которого альтернативы далеко не равноценны.

Тезис "абсурдности" жизни, провозглашенная К. в "Мифе о Сизифе" (1942), конкретизируется уже на страницах романа "Чума" (1942), герой которого ежедневно и педантично лечит людей в охваченном эпидемией чумы городе, четко осознавая тщетность своей деятельности. Необходимость (моральная) выполнять обязанности вопреки их "абсурдности", с точки зрения рационального "здравого смысла", еще более четко провозглашается в "Письмах к немецкому другу" (1944). Такой экзистенциально-романтический "бунт" против прагматически-рациональной повседневности отчетливо выявлен в эссе "Мятежная человек" (1931), в котором сделан подробный анализ идеи бунта против несправедливости человеческого удела. Эта работа во многом созвучна мировоззренческом умонастроения Леси Украинки ("Contra spem spero").

Исследуя проблемы смысла бытия в целом, смысла жизни человека, его свободы и прав, К. пришел к выводу, что миром управляет какой-то смысл, а путь к его познанию заключается через раскрытие сути бунта. Осознание человека как человека, по его мнению, приходит вместе с бунтом. Последний рассматривается как "дело человека, который знает и твердо осознает свои права". К. выделял метафизический и исторический бунт. Метафизический бунт рассматривал как восстание человека против своей судьбы и против мирового порядка. По его мнению, "последовательный метафизический бунт в прямом смысле этого слова возникает лишь в конце XVIII ст.", хотя первые его образцы можно проследить еще в "эпоху Прометея". Сначала свободомыслие ставит под сомнение Бога и выдвигает на первый план проблему справедливости. Но "если отрицаешь Бога, надо убить короля", его представителя на земле. Ранее, сбрасывая монарха, не отрицали сами принципы правления.

Сначала К. провозглашал единственной достоверной ценностью полноту телесного единения с природой, а все гражданские, духовные, нравственные ценности отрицал и обличал. Но его участие в Движении Сопротивления повлияла на переосмысление собственного предыдущего лозунга "ничего не запрещено" и побудила к защите тезиса относительно понимания определенных обязанностей каждого перед "другими"- ближними и дальними. В своей философии обязанности К. пытался обосновать определенное "праведництво без бога", которое опирается на заповеди христианского милосердия и противостоит моральным поступкам, обусловленным социально-историческими факторами. Тем самым К. отмежевался от ницшеанства и открыто выступил против марксистской революционной морали, отдавая предпочтение жертвенности тех, кто "истории не делает, а претерпевает ее напасти".

К. не ставил перед собой цели создать новую этическую систему. Вывести этические ценности с бунта невозможно, но всегда понятно, против чего он направлен. "Я ненавижу только палачей"- вот самое краткое и точное определение социальной и моральной позиции К.

Наиболее известными трудами А. Камю считаются: повесть "Посторонний" (1942), философское эссе "Миф о Сизифе" (1942), роман - притча "Чума" (1942), "Письма к немецкому другу" (1944), "Мятежная человек" (1951), повесть "Падение" (1956), книга рассказов "Изгнание и царство" (1957), а также "Шведские речи" (1958), провозглашенные по случаю вручения выдающемуся мыслителю Нобелевской премии в 1957 г.

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М., 1990; Руткевич А. Философия А. Камю / А. Камю. Бунтующий человек. - М., 1990; Фокин С. J1. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. - СПб., 1999; Современный экзистенциализм. - М., 1 966; Буткевич А. М. Вот Фрейда к Хайдеггеру. - М., 1985; Проблема человека в западной философии. - М., 1988; Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М., 1989; Философия политики: Краткий энциклопедический словарь / Авт.-сост.: В. П. Андрущенко и др. - К., 2002; Политологический словарь (http:// www. home, ricor.ru/ l_9/slovar.html); Социологический словарь / Сост А. М. Абрамова, А. Н. Рыжов; Ред. Л. Г. Судас (http:// www.chem.msu/su/rus/teaching/sociology/sozslov.html)/.

Г. Калінічева