Кампания политическая - система мероприятий, которые осуществляются субъектом политического действия в течение определенного промежутка времени для достижения определенной политической цели или создания предпосылок для ее достижения. Кампании различаются: а) характером цели - избирательные, рекламные, внешнеполитические, протестные, лоббистские; б) периодом проведения К. п. - кратко -, средне - и долгосрочные;в) целевой аудиторией, на которую направлены действия организатора К. п. - общенациональные, региональные, локальные, международные.
Субъектом К. п. могут быть: государство, отдельные органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии, общественные и общественно-политические объединения, международные политические организации. Объектом воздействия К. п. могут быть: граждане отдельной страны или население нескольких стран, отдельные профессиональные, возрастные и другие социальные группы, население отдельных регионов страны, населенных пунктов, отдельные должностные лица. Предметом ведения К. п. могут быть: деятельность инициатора кампании, решения органов власти, других политических субъектов, проекты законов и других законодательных и нормативных актов, политические лозунги, идеи и т.д.
Окончательной целью К. п. является установление коммуникации субъекта политического действия - инициатора кампании - с целевой аудиторией, которая выступает объектом воздействия в процессе К. п., консолидация определенных социальных или политических групп вокруг определенной политической силы. В то же время параллельно с этим может ставиться цель ослабления авторитета политического конкурента.
Особенностью К. п. является то, что она разворачивается в определенном социально-политическом пространстве. Поэтому степень ее успеха определяется: а) соответствием поставленной цели актуальным потребностям, настроениям целевой аудитории; б) адекватностью выбранных средств как особенностям объекта воздействия, так и цели кампании; в) наличием ресурсов, которые инициатор может задействовать для проведения К. п.
Для проведения К. п. могут применяться следующие методы: агитация, переговоры, митинги, разъяснения, реклама и т.д.
Усиление роли К. п. в политической деятельности связано со многими факторами, в частности: демократизацией политики, привлечением к политике широких слоев населения; интенсивным развитием коммуникативной подсистемы политической системы, увеличением веса политических имиджей как основного товара на политическом рынке; прогрессом политических технологий. Следствием технологизации политической деятельности является усложнение структуры субъекта К. п., в которой могут быть выделены как политическая сила - инициатор К. п., так и ее непосредственный организатор. Это дает возможность не только активно задействовать в процессе К. п. мифы, которые существуют в рамках целевой аудитории, на которые направлена кампания, но и действовать в направлении целевого формирования новых политических мифов.
В то же время, технологический сторону К. п. не должен умалять роли ее содержательных факторов, к которым, кроме предмета кампании, нужно причислить некоторые другие аспекты, в частности уверенность целевой аудитории в реальности достижения ее цели. Поэтому еще одной предпосылкой успешной К. п. является способность субъекта К. п. реализовать поставленные цели. Неучет этого аспекта может привести к провалу кампании. Так, примером неудачной К. п. может быть кампания в конце 1990-х годов одной из политических партий Украины, в ходе которой был выдвинут лозунг снижение ставки налога на добавленную стоимость до 10 %. Поэтому достижение реальной цели К. п. - консолидацию граждан вокруг определенной политической силы - не следует путать с временным повышением политического рейтинга инициатора кампании.
Наоборот, примером удачной К. п. может быть кампания, которая была организована Народным движением Украины в конце 1980-х - начале 1990-х годов, следствием которой стала значительная популяризация в Украине идеи государственной независимости.
Одним из важнейших и масштабных видов К. п. является кампания по выборам органов национальной власти. В ней принимают участие сразу большинство субъектов политической жизни страны: государство (целью которой является повышение степени легитимации органов власти), политические партии и их блоки (действия которых направлены на проведение их кандидатов в состав органов власти), общественные объединения и движения (пытаются привлечь внимание политикума и общественности к проблемам, которые являются предметом их деятельности), международные и иностранные политические организации и учреждения (заинтересованы в соответствия избирательной кампании общепринятым международным стандартам, а значит, в сохранении влияния на органы власти соответствующего государства) и т.д.
Бебик В. М. Менеджмент избирательной кампании: ресурсы, технологии, маркетинг: Учеб.-метод, пособ. - К., 2001; Реалии политического финансирования в Украине: Материалы "круглого стола", 29 апреля 2002 года / Проект "Анализ финансирования избирательной кампании". - К., 2002; Подготовка и проведение избирательных кампаний / Международный республиканский ин-т. - К., 2002.
Есть. Перегуда