Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 67

Расходы государственного бюджета: основные элементы и их назначение. Роль расходов в стимулировании экономики

 

Цель урока: выяснить роль и значение бюджетных расходов в социально-экономической жизни государства; раскрыть главная задача государственных расходов; рассмотреть критерии классификации расходов бюджета; развивать экономическое мышление; воспитывать бережливое отношение к ресурсам.

Основные понятия: расходы государственного бюджета, функции государства, классификация расходов бюджета, текущие бюджетные расходы, капитальные расходы.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Обмен мнениями в паре (мини-дискуссия). Синтез мыслей. Обсуждение проблемы в общем кругу.

Этот подход предусматривает проведение в парах в течение короткого времени (5-7 мин.) мини-дискуссии, во время которой ученики излагают на бумаге свои мысли относительно вопроса «Как и куда, на ваш взгляд, государство должно тратить бюджетные средства?» используя все аргументы - от логических до нелепых. После того как письменное задание выполнено, учащиеся делятся результатами своей работы и обсуждают их в общем кругу.

Учитель подводит итоги и выявляет ответа, что является наиболее удачными и соответствуют действительности.

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Расходы государственного бюджета играют важную роль в удовлетворении потребностей социально-экономического развития страны. Содержание расходов обусловливается способом производства, политическим устройством страны и функциями государства. Государственные расходы - это государственные платежи, которые не подлежат возврату, не создают и не погашают финансовых требований.

Государственные расходы - это денежные отношения, возникающие вследствие использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства с целью финансирования расходов расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.

По материальному содержанию государственные расходы - это сумма средств, которая используется государством в процессе осуществления его финансовой деятельности.

Задача государственных расходов - обеспечение рационального размещения и эффективного использования государственных средств.

 

V. Изучение нового материала

Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие по поводу распределения средств бюджетного фонда государства.

Формой проявления этих отношений являются конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с количественной и качественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходная часть бюджета отличается разнообразием, но в большинстве стран предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционных, экономических, развития производственной и социальной инфраструктуры). Бюджетные ассигнования осуществляются в форме субсидий, кредитов, государственных гарантий и поручительств для финансовой поддержки фермерских хозяйств, малых предприятий, жилищного хозяйства и т.д. Бюджет играет важную роль также в социальной защите граждан и развития непроизводственной сферы. Часть бюджетных средств государство направляет на оборону, содержание правоохранительных органов, аппарата управления и т.д.

С целью выяснения роли и значения бюджетных расходов в со - циально-экономической жизни государства финансовой теорией и практикой разработана классификация бюджетных расходов. Одним из важнейших признаков такой классификации является функциональная, отражающая направления использования средств бюджета для выполнения конкретных функций государства.

 

Функциональное разделение расходов бюджета

 

Функция государства

Расходы бюджета

Управленческая

• Государственное управление;

• судебная власть и прокуратура;

• правоохранительные органы и служба безопасности;

• финансовые и таможенные органы

Оборонная

Национальная оборона (финансирование расходов Министерства обороны, Национальной гвардии, Пограничных войск, Штаба гражданской обороны, учебных организаций Общества содействия обороне Украины и др.)

Социальная

• Социальная защита и социальное обеспечение населения (расходы на индексацию доходов и заработной платы работников учреждений, финансируемых за счет бюджета; выплаты компенсаций населению на детей; пенсии и выплаты компенсаций военнослужащим и членам их семей; средства на охрану материнства и детства; денежная помощь малообеспеченным слоям населения);

• социальная сфера (образование, подготовка кадров, культура, искусство, средства массовой информации, здравоохранение, молодежные программы, физическая культура и спорт)

Экономическая

• Экономическая деятельность государства (капитальные вложения, финансирование реконструкции предприятий, наращивания производства потребительских товаров и продукции производственного назначения и т.д.);

• фундаментальные научные исследования

 

Функциональное разделение расходов позволяет выявить пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться необходимых сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. Так, необходимость усиления социальной направленности всего общественного развития требует направлять в социальную сферу больше средств бюджета, обеспечивая тем самым ускоренные темпы ее роста.

В зависимости от экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются бюджетные расходы, они классифицируются на текущие и капитальные.

 

 

Государственные расходы

 

Текущие бюджетные расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам с целью покрытия их текущих потребностей. К этим затратам относят: закупку товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры (оплата труда государственных служащих, закупка предметов и материалов, необходимых для текущих хозяйственных целей, оплата транспортных и коммунальных услуг и т.д.); трансферты населению (пенсии, стипендии, денежные пособия, иные выплаты); текущие субсидии государственным и частным предприятиям, а также органам власти нижестоящего уровня; выплата процентов по государственному долгу и др. Вместе текущие расходы формируют обычный (текущий) бюджет, на который приходится подавляющая часть всех бюджетных расходов.

Капитальные расходы связаны с инвестированием бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы с созданием государственных запасов и резервов. Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной собственности (их расширение, реконструкцию и техническое перевооружение), инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты. Совокупность этих расходов формирует бюджет развития.

Важным критерием классификации расходов бюджета является предметное направление соответствующих денежных потоков. При этом в развитых странах выделяют пять основных групп бюджетных расходов: военные; вмешательство государства в экономику (включают расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, поддержание сельского хозяйства, обеспечение занятости, стимулирование экспорта); содержание государственного аппарата управления; социальные расходы (образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение); предоставление субсидий и кредитов другим государствам.

В Украине в плане предметной направленности расходы бюджета делятся на финансирование: управления, национальной обороны, фундаментальных и прикладных научных исследований, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства, международной деятельности, отраслей экономики, социально-культурных учреждений и мероприятий, а также на расходы на обслуживание государственного долга, создание резервных фондов, прочие расходы и выплаты.

Организационное группировка расходов бюджета связано с распределением расходов на целевые государственные программы. Например, в Украине это государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики, государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики, государственные инвестиционные проекты, государственные программы по инвалидному спорту и реабилитации и т.д.

Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевым методом и отражает роль государства в решении важнейших проблем общественной жизни.

В основу отраслевой классификации расходов бюджета положено деление экономики на отрасли и виды деятельности. С учетом этого расходы группируются по отраслям: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, образование, здравоохранение, культура и т.д.

Ведомственная признак классификации позволяет выделить в каждой группе бюджетных расходов непосредственных распорядителей бюджетных средств: соответствующее министерство, государственный комитет, государственное ведомство или другое юридическое лицо, которому предоставляются ассигнования из бюджета. Такая группировка затрат позволяет обеспечить конкретно-адресный финансовый контроль над использованием бюджетных ресурсов.

В зависимости от уровня управления, то есть с учетом административно-территориального деления страны, расходы бюджета в унитарных государствах подразделяются на расходы центрального бюджета и расходы местных бюджетов, а в государствах с федеративным устройством - на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов.

В процессе использования средств бюджетного фонда государство вступает в отношения:

♦ с предприятиями, организациями и учреждениями по поводу их финансирования;

♦ физическими лицами, гражданами страны по поводу выплат, связанных с социальными гарантиями;

♦ юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, межгосударственными объединениями по поводу возврата государственных займов и уплаты процентов;

♦ органами местного самоуправления по поводу бюджетного регулирования;

♦ другими субъектами в соответствии с действующим законодательством.

С помощью бюджетного финансирования как формы бюджетного механизма государство обеспечивает финансирование всех мероприятий, связанных с выполнением своих функций. В зависимости от оптимального сочетания рычагов, инструментов этого механизма, умелого использования всех имеющихся элементов можно достичь соответствующего уровня социально-экономического развития общества, обеспечить достижение стратегических целей. С другой стороны, с помощью бюджетного финансирования как формы финансового обеспечения создаются достаточные финансовые возможности для функционирования и развития конкретных предприятий, организаций, учреждений, а также удовлетворяются минимальные, гарантированные государством материальные потребности социально незащищенных граждан.

Состояние экономики, экономический кризис, который продолжается, не позволяют стране выйти на запланированные показатели доходов госбюджета. В этой ситуации возможны только два пути - увеличение дефицита бюджета или сокращения расходов. Оба решения не простые, ведь внутренних возможностей для покрытия дефицита нет. Следовательно, сокращение расходов - не единственный, хотя и очень болезненный шаг.

В использовании государственных расходов как инструмента бюджетного регулирования важным является определение структуры и приоритетности направления средств бюджетов на развитие экономики страны. Наибольший стимулирующий эффект имеет увеличение в структуре государственных расходов доли капитальных инвестиций.

 

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1). Или правильными являются следующие утверждения?

1. Финансирования государственных расходов через повышение личных налогов накладывает бремя на будущие поколения.

2. Государственный бюджет - это материальная база существования государства.

3. Бюджет выполняет функцию стимулирования.

4. Объем государственного бюджета не зависит от уровня развития экономики.

5. Бюджетные отношения в Украине регулируются Конституцией Украины.

6. Государственный бюджет отражает интересы только министерств и ведомств.

Ответы: 1) да; 2) да; 3) да; 4) нет; 5) да; 6) нет.

2 ). Решите тестовые задания

1. Текущие бюджетные расходы - это финансирование:

а) чрезвычайных ситуаций;

б) органов государственной власти, бюджетных учреждений;

в) инновационной деятельности;

г) предприятий, организаций, учреждений.

2. Социальная направленность расходов государственного бюджета проявляется в финансировании:

а) управления;

б) национальной обороны;

в) отраслей экономики;

г) социально-культурных учреждений и мероприятий.

3. Вид помощи в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного или местного бюджетов юридическим и физическим лицам и имеет форму финансовой помощи или возмещения потерь доходов (жилищные субсидии в Украине малообеспеченным гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг), - это:

а) субвенция;

б) субсидия;

в) дотация;

г) трансферт.

4. Распорядители бюджетных средств делятся на такие виды:

а) прямые и косвенные;

б) главные распорядители и распорядители низшего уровня;

в) главные и второстепенные;

г) официальные и скрытые.

5. Согласно плану предметной направленности расходы бюджета включают финансирование:

а) инновационной деятельности;

б) национальной обороны;

в) фундаментальных и прикладных научных исследований;

г) правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства.

Ответы: 1 - г; 2 - г; 3 - б; 4 - б; 5 - а.

 

VII. Итог урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Подобрать статистические данные относительно расходов бюджета США, Китая и Германии. Проанализируйте динамику и сделайте выводы в тетради.