|
Функциональное разделение расходов позволяет выявить пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться необходимых сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. Так, необходимость усиления социальной направленности всего общественного развития требует направлять в социальную сферу больше средств бюджета, обеспечивая тем самым ускоренные темпы ее роста. В зависимости от экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются бюджетные расходы, они классифицируются на текущие и капитальные.
Государственные расходы
Текущие бюджетные расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам с целью покрытия их текущих потребностей. К этим затратам относят: закупку товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры (оплата труда государственных служащих, закупка предметов и материалов, необходимых для текущих хозяйственных целей, оплата транспортных и коммунальных услуг и т.д.); трансферты населению (пенсии, стипендии, денежные пособия, иные выплаты); текущие субсидии государственным и частным предприятиям, а также органам власти нижестоящего уровня; выплата процентов по государственному долгу и др. Вместе текущие расходы формируют обычный (текущий) бюджет, на который приходится подавляющая часть всех бюджетных расходов. Капитальные расходы связаны с инвестированием бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы с созданием государственных запасов и резервов. Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной собственности (их расширение, реконструкцию и техническое перевооружение), инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты. Совокупность этих расходов формирует бюджет развития. Важным критерием классификации расходов бюджета является предметное направление соответствующих денежных потоков. При этом в развитых странах выделяют пять основных групп бюджетных расходов: военные; вмешательство государства в экономику (включают расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, поддержание сельского хозяйства, обеспечение занятости, стимулирование экспорта); содержание государственного аппарата управления; социальные расходы (образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение); предоставление субсидий и кредитов другим государствам. В Украине в плане предметной направленности расходы бюджета делятся на финансирование: управления, национальной обороны, фундаментальных и прикладных научных исследований, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства, международной деятельности, отраслей экономики, социально-культурных учреждений и мероприятий, а также на расходы на обслуживание государственного долга, создание резервных фондов, прочие расходы и выплаты. Организационное группировка расходов бюджета связано с распределением расходов на целевые государственные программы. Например, в Украине это государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики, государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики, государственные инвестиционные проекты, государственные программы по инвалидному спорту и реабилитации и т.д. Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевым методом и отражает роль государства в решении важнейших проблем общественной жизни. В основу отраслевой классификации расходов бюджета положено деление экономики на отрасли и виды деятельности. С учетом этого расходы группируются по отраслям: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, образование, здравоохранение, культура и т.д. Ведомственная признак классификации позволяет выделить в каждой группе бюджетных расходов непосредственных распорядителей бюджетных средств: соответствующее министерство, государственный комитет, государственное ведомство или другое юридическое лицо, которому предоставляются ассигнования из бюджета. Такая группировка затрат позволяет обеспечить конкретно-адресный финансовый контроль над использованием бюджетных ресурсов. В зависимости от уровня управления, то есть с учетом административно-территориального деления страны, расходы бюджета в унитарных государствах подразделяются на расходы центрального бюджета и расходы местных бюджетов, а в государствах с федеративным устройством - на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов. В процессе использования средств бюджетного фонда государство вступает в отношения: ♦ с предприятиями, организациями и учреждениями по поводу их финансирования; ♦ физическими лицами, гражданами страны по поводу выплат, связанных с социальными гарантиями; ♦ юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, межгосударственными объединениями по поводу возврата государственных займов и уплаты процентов; ♦ органами местного самоуправления по поводу бюджетного регулирования; ♦ другими субъектами в соответствии с действующим законодательством. С помощью бюджетного финансирования как формы бюджетного механизма государство обеспечивает финансирование всех мероприятий, связанных с выполнением своих функций. В зависимости от оптимального сочетания рычагов, инструментов этого механизма, умелого использования всех имеющихся элементов можно достичь соответствующего уровня социально-экономического развития общества, обеспечить достижение стратегических целей. С другой стороны, с помощью бюджетного финансирования как формы финансового обеспечения создаются достаточные финансовые возможности для функционирования и развития конкретных предприятий, организаций, учреждений, а также удовлетворяются минимальные, гарантированные государством материальные потребности социально незащищенных граждан. Состояние экономики, экономический кризис, который продолжается, не позволяют стране выйти на запланированные показатели доходов госбюджета. В этой ситуации возможны только два пути - увеличение дефицита бюджета или сокращения расходов. Оба решения не простые, ведь внутренних возможностей для покрытия дефицита нет. Следовательно, сокращение расходов - не единственный, хотя и очень болезненный шаг. В использовании государственных расходов как инструмента бюджетного регулирования важным является определение структуры и приоритетности направления средств бюджетов на развитие экономики страны. Наибольший стимулирующий эффект имеет увеличение в структуре государственных расходов доли капитальных инвестиций.
VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся 1). Или правильными являются следующие утверждения? 1. Финансирования государственных расходов через повышение личных налогов накладывает бремя на будущие поколения. 2. Государственный бюджет - это материальная база существования государства. 3. Бюджет выполняет функцию стимулирования. 4. Объем государственного бюджета не зависит от уровня развития экономики. 5. Бюджетные отношения в Украине регулируются Конституцией Украины. 6. Государственный бюджет отражает интересы только министерств и ведомств. Ответы: 1) да; 2) да; 3) да; 4) нет; 5) да; 6) нет. 2 ). Решите тестовые задания 1. Текущие бюджетные расходы - это финансирование: а) чрезвычайных ситуаций; б) органов государственной власти, бюджетных учреждений; в) инновационной деятельности; г) предприятий, организаций, учреждений. 2. Социальная направленность расходов государственного бюджета проявляется в финансировании: а) управления; б) национальной обороны; в) отраслей экономики; г) социально-культурных учреждений и мероприятий. 3. Вид помощи в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного или местного бюджетов юридическим и физическим лицам и имеет форму финансовой помощи или возмещения потерь доходов (жилищные субсидии в Украине малообеспеченным гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг), - это: а) субвенция; б) субсидия; в) дотация; г) трансферт. 4. Распорядители бюджетных средств делятся на такие виды: а) прямые и косвенные; б) главные распорядители и распорядители низшего уровня; в) главные и второстепенные; г) официальные и скрытые. 5. Согласно плану предметной направленности расходы бюджета включают финансирование: а) инновационной деятельности; б) национальной обороны; в) фундаментальных и прикладных научных исследований; г) правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства. Ответы: 1 - г; 2 - г; 3 - б; 4 - б; 5 - а.
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание 1. Проработать теоретический материал. 2. Подобрать статистические данные относительно расходов бюджета США, Китая и Германии. Проанализируйте динамику и сделайте выводы в тетради.
|
|