УРОК № 67
Тема. Речевая деятельность. Изложение текста художественного стиля, содержащего описание
Цель: развивать умение учащихся воспроизводить по памяти прослушанный текст; грамотно писать; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся коллективно составляют простой план изложения; воспроизводят по памяти прослушанный текст; грамотно пишут.
Оборудование: текст для изложения.
Тип урока: применение знаний и умений.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Ознакомление с критериями оценивания изложения. Инструктаж по проведению изложения.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Вопросы учащимся.
— Какие стили речи вы знаете?
— Какие типы речи вам известны?
— Что называется описанием?
— Какова роль описания в художественном стиле?
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
- Чтение текста учителем.
I вариант
ЧЕРЁМУХА
На берегу ручья распустилась и цветёт черёмуха.
Это очень приятное, зелёное и весёлое деревцо. Оно всегда улыбается, а весною, когда душистые белые цветы сплошь его покрывают, даже смеётся. Любуясь на цветущую черёмуху, сам невольно начинаешь улыбаться. Весною мы всегда приглядываемся к черёмухе. Если на ней раскрылись почки, значит окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
Когда на черёмухе забелеют и запахнут пышные кисти цветов, жук и комар в лесу появились.
Даже в самых глухих северных местах можно увидеть черёмуху. Там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов, ребята лакомятся ягодами лесной черёмухи, а хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой.
(107 сл.) (И. Соколов-Микитов)
II вариант
БОБРЁНОК
Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.
Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.
Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. Я замелил его и вытащил из воды.
Дома он долго чистился и сушился. Потом нашёл веник за печкой и стал грызть.
Всю ночь я бродил по лесу с ружьём, а утром вернулся домой. По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая. Бобрёнок её со всех сторон подгрыз, а сам спрятался за печку.
За ночь вода спала. Посадил я бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.
(107 сл.) (По Г. Снегирёву)
- Беседа по тексту.
I вариант
— Какого типа и стиля текст?
— Когда черёмуха особенно красива?
— Какие приметы люди связывают с черёмухой?
— Кто любит ягоды лесной черёмухи?
— Как это дерево называют в Украине? (Черемшина, черемха, черемуха.)
— Какова основная мысль текста? Что отражает его заголовок: тему или основную мысль?
— Как ещё можно озаглавить текст?
II вариант
— Какие бедствия терпят животные во время разлива рек?
— Где живут бобры?
— Какую картину увидел охотник по возвращении домой?
— Тема или основная мысль отражена в заголовке?
— Какова основная мысль текста?
— Определите стиль и тип речи данного текста.
- Словарная работа.
I вариант
1. Запишите выражения, использованные автором для описания черёмухи.
(Раскрылись почки — потеплела земля, весна вошла в полную силу; зацвела черёмуха — жук и комар появились в лесу.)
2. Подберите синонимы к прилагательным: приятное, весёлое (деревцо). В каком значении (прямом или переносном) употреблены слова?
3. Какие прилагательные-эпитеты использует автор для описания черёмухи?
(Душистые (цветы), пышные (кисти).)
II вариант
1. Перечислите глаголы, характеризующие действия бобрёнка дома у охотника.
(Чистился, сушился, стал грызть, подгрыз, спрятался.)
2. Найдите в тексте наречия и подберите к ним антонимы.
- Орфографическая работа.
I вариант
Объясните орфограммы в словах: ручья, цветёт, черёмуха, улыбается, душистое, начинаешь, улыбаться, почки, забелеют, комар, сладкие, хороших, лакомятся.
II вариант
1. Объясните правописание слов грызть, стружки, ружьё.
2. Объясните постановку знаков препинания в первом предложении. Какое оно по цели высказывания?
- Коллективное составление плана текста.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН К ТЕКСТУ «ЧЕРЁМУХА»
1. Весёлое деревце.
2. Черёмуха и народные приметы.
3. Любимое лакомство ребят.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН К ТЕКСТУ «БОБРЁНОК»
1. Половодье.
2. Потерпевший.
3. В избе у охотника.
4. Ночная работа гостя.
5. Скорей к реке.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить упражнение: [1] текст Г, с. 297; [2] 455.
VІ. ИТОГ УРОКА
- Вопрос учащимся.
— Понравился ли вам текст для изложения? Почему?