ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
УРОК № 68
Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчиненные предложения»
Цель: обобщить изученное и систематизировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении; развивать умения и навыки находить в тексте данные конструкции, определять главную и придаточную части, устанавливать вид придаточной части; расставлять знаки препинания; развивать навыки синтаксического разбора; воспитывать культуру речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Мы знаем столько, сколько помним.
А. Потебня
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учитель выборочно проверяет тетради.)
2. Беседа с учащимися.
1) На какие группы делятся сложные предложения?
2) Какие предложения называются сложноподчиненными?
3) Какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете? Расскажите об их значении и строении (к чему именно относится придаточное предложение, чем присоединяется, какое место по отношению к главному занимает). Приведите примеры.
4) Назовите основные виды сложных предложений с несколькими придаточными. Приведите примеры.
5) Каковы правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении?
IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Самостоятельная работа по вариантам.
I вариант
1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор и укажите вид придаточных. Составьте схемы предложений.
1) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.
2) Около заднего воза где был Егорушка шел старик с седой бородой.
3) Кто посеял тот и пожал.
4) Земля и море погрузились в глубокий мрак так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего человека.
5) Валя проснулась оттого что в столовой мать и отец тихо позвякивали чайной посудой.
2. Составьте предложения, в которых союзом что присоединялись бы придаточные изъяснительные и степени, а союзным словом что — определительное, изъяснительное.
3. Отредактируйте данные предложения. Запишите правильный вариант.
1) Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ.
2) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
3) Вскоре мы получили известие, что река вскрылась, что переправа еще не налажена.
4) Главное, на что обращает внимание автор,— это на тщательный отбор языковых средств.
5) Когда его спросили, почему он убил девушку, Ларра ответил, что зачем я буду объяснять вам свои поступки.
4. Запишите предложение, расставляя знаки препинания, составьте схему сложного предложения.
Будьте настойчивы упорны но не упрямы. Помните что на свете есть много умных людей которые могут заметить у вас ошибки и если они правы не стесняйтесь согласиться с ними.
5. Из трех простых предложений составьте одно сложное и запишите его.
Человеку в учении все дается легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни. (если…, если…, который...)
6. Составьте предложение по данной схеме.
II вариант
1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор и укажите вид придаточных. Составьте схемы предложений.
1) Когда занялась заря стало видно что погода будет хорошая.
2) Куда пошла река там и русло будет.
3) Морозный воздух так обжигал что трудно было дышать.
4) Приятно когда есть на свете люди которым хочется помочь.
5) Все было бы спасено если бы у моего коня хватило сил еще на десять минут.
2. Составьте сложные предложения, в которых союз чтобы присоединял бы придаточное цели и придаточное изъяснительное. А союзное слово что — определительное, изъяснительное.
3. Отредактируйте данные предложения. Запишите правильный вариант.
1) Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус.
2) Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили теплоходы.
3) С горы были видны луга и густые хвойные леса, который пестрели цветами.
4) Авторские ремарки указывают на различные детали, например на стук топора, который доносится из-за кулис.
5) Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.
4. Запишите предложение, расставляя знаки препинания, составьте его схему.
Опыт подтверждает что добрые чувства должны уходить корнями в детство а человечность доброта ласка доброжелательность рождаются в заботах волнениях о красоте окружающего мира.
5. Из трех простых предложений составьте одно сложное и запишите его.
Чтение — один из источников мышления и умственного развития. Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни. (так как.., чтобы...)
6. Составьте предложение по данной схеме.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал по теме «Бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи».
2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.