Розничные цены - цены, по которым товары реализуются непосредственно потребителю. По таким ценам товары торговых предприятий покупают предприятия, организации и население. По своей экономической природе Г. с. делятся на государственные, комиссионные, рыночные и свободные. До недавнего времени основная масса товаров народного потребления продавалась населению через розничную торговую сеть за государственными Г. ц., которые устанавливались централизованно и заносились в соответствующий прейскурант. При определении Г. с. учитывали социально-экономическое значение товара. В ряде случаев на отдельные виды товаров цена не обеспечивала покрытие производственных затрат (хлеб, мясо - молочная продукция, товары детского ассортимента). Основными элементами Г. с. были производственные затраты, прибыль предприятий, налог с оборота, торговые наценки оптовых торговых организаций, наценка розничных торговых предприятий. Такие цены в течение длительного времени не менялись, были под контролем государства. В условиях формирования рыночной экономики контроль со стороны государства за розничными ценами в Украине по сути отсутствует. Цены стали свободными и формируются в основном под воздействием спроса и предложения. Резкое падение производства товаров народного потребления при одновременном выпуске большой массы необеспеченных товарной массой бумажных денег привело к резкому повышению цен на продовольственные товары, одежду, обувь и другие изделия. Только за 1992-1993 гг. розничные цены выросли в 2,6 тыс. раз. Произошли существенные изменения и в структуре цен. Основными ее элементами, как и раньше, является себестоимость. Вместо налога с оборота введен акцизный сбор на отдельные виды товаров (ювелирные изделия, винно-водочные изделия), который оплачивает потребитель, приобретая соответствующий товар. Им еще оплачивает налог на добавленную стоимость и другие виды налогов, проценты за кредит, которым пользуется производитель, торговую наценку, которые включаются в розничную цену. Торговая наценка служит для покрытия издержек обращения и образования прибыли торгового. Специфическими розничными ценами являются цены так называемого колхозного рынка. Цены на продукцию индивидуального и коллективного хозяйства ее владельцы устанавливают под влиянием спроса и предложения и цен на соответствующие товары в сети розничной торговли. Часть сельскохозяйственной продукции реализуется через комиссионную торговлю потребительской кооперации по ценам, которые согласовываются между покупателем (кооперацией) и продавцом (крестьянином, коллективным хозяйством).