Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Историческое самосознание - духовное достояние этноса, составляющая его национального самосознания. Включает в себя как знание о событиях, традиции, идеи, теории - все то, с помощью чего народ (этническая общность) осознает свое прошлое (то есть историческую память), так и его отношение к этому историческому богатству. В совокупности они (это знания и отношения) становятся мотивацией поведения этноса в общественной жизни. В исторической самосознания фактически отражена актуализирована историческая память, которой руководствуется народ на пути своего государства. В 70-х - первой половине 80-х годов ученые заметили своеобразный этнический парадокс. Он заключался в том, что особенности этнической культуры стирались, а этническое самосознание людей усиливалась. Многочисленные социологические исследования, проведенные учеными, позволили им объяснить это явление. Дело в том, что национальное самосознание этноса питается и поддерживается не только элементами своей традиционно-бытовой культуры и национально особыми чертами профессиональной культуры, но и такими важными источниками, как представление о территории своего проживания и историческая память. В процессе исследований, что их в августе 1992 г. проводил отдел этносоциологии Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Т. Рыльского АН Украины в разных регионах республики, украинцы, отвечая на вопрос "Что именно, по вашему мнению, более всего объединяет вас с людьми своей национальности?", прежде всего отмечали язык. На второе по значению место они поставили совместные со своим народом, обычаи, обряды, песни и на третье - историю.

Национальные чувства украинцев, которые основываются на их исторической памяти, преподнесли патриотические настроения и разбудили национальное достоинство граждан Украины, способствовали более широкому привлечению их к социальной, политической, экономической, культурологической деятельности, что стало проявлением их исторического самосознания. В отличие от индивидуального самосознания И. с. на теоретическом уровне существует не как продукт индивидуального жизненного опыта, а прежде всего как общепризнанный духовный компонент, доступный и понятный для подавляющей части членов этнического сообщества, отражен в официальных документах, средствах массовой информации, литературе и т.д.

В условиях обретения Украиной государственной независимости и осознание ее гражданами места своей страны в современном цивилизованном мире И. с. становится важнейшим элементом национального самосознания украинцев, основой национальной идентификации, стимулирующим фактором, который вместе с культурным и языковым традициям не только сохраняет целостность украинского этноса, но и способствует построению самостоятельного демократического государства. И. с., кроме того, обеспечивает связь, преемственность поколений, преемственность общественного развития народа, создает почву для сотрудничества людей в различных сферах общественной жизни.

Особое место в научном обосновании роли и значения исторических фактов, событий и деятелей в контексте национального возрождения принадлежит інтелігенції. ее деятельность, как и благородные усилия, направленные на развитие исторических знаний и донесение их до миллионов людей, способствует консолидации общества. Для того чтобы И. с. стала действительно массовой, она должна быть в достаточной степени распространена среди всех социальных слоев этноса. Это возможно лишь при определенных условиях, а именно: когда образование становится общедоступной и когда обеспечивается широкое участие средств массовой информации, государственных учреждений, общественных объединений в доведении до народа его национальной идеи, объективного исторического прошлого.

Антонюк О. В. Некоторые вопросы формирования исторического самосознания украинского народа // Укр. ист. журн. - 1993. - № 11/12; Дробижева Л. М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов // Традиции в современном обществе. Исследование этнокультурных процессов. - М., 1990; Кресина И. Украинская национальная сознание и современные политические процессы (Етнополітологічний анализ). - К., 1998.

О. Антонюк