Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Історицизм - течение в западноевропейской философско-исторической мысли конца XIX - первой половины XX ст., что рассматривала совокупность методологических и гносеологічних проблем исторического знания и социального теоретизирования. Основоположником направления И. считается основатель школы "истории духа" в немецкой философии истории В. Дильтхей, который провел грань между миром природы и жизненным миром человека и поднял вопрос о природе и границах исторических знаний. Неокантіанський методологізм Г. Ріккерта и В. Віндельбанда логично довел эту мысль до прямого противопоставления истории и естествознания за способом исследования действительности и по характеру исследуемых объектов. Неогегельянський вариант И. разрабатывали Бы. Кроче, Г. Коллингвуд и другие авторы. В целом И. оставался одним из направлений в рамках философии истории и культуры и был популярен лишь в довольно узких академических кругах. Широкую известность И. получил благодаря развернутой критике історицистського стиля мышления и соответствующей методологии, что якобы легли в основу тоталитарного типа мышления и тоталитарных идеологий, в трудах своих научных оппонентов, и прежде всего К. Поппера. К сторонникам И. Поппер относил ряд мыслителей от Гераклита, Аристотеля и Платона до Гегеля, Маркса и непосредственных создателей тоталитарных идеологий XX в. Поппер определяет основную цель любой історицистської доктрины как возможность долгосрочных и непогрешимых исторических предсказаний, а основными чертами історицистського мировоззрения рассматривает холизм, уверенность в существовании неких незыблемых законов развития и веру в фатальную предопределенность этими законами характера и направления общественно-исторического развития. Такое направление общественно-политической и философской мысли он характеризовал как ориентацию на открытие каких-то общих и абсолютных в своей истинности законов развития истории и человеческого общества, которые, по мнению сторонников И., способны "дать возможность пророчествовать о предопределенной человеку судьбы". Во всех проявлениях И. непосредственно связан с "мифом предопределения", а построенные на его основе философские системы и социальные доктрины представляют собой разновидность исторического предсказания, социального откровения, а не научного предсказания. Поскольку представление о необходимости изучения реальных "тенденций" развития социально-исторического процесса подменяется здесь постулатом "осознанной необходимости", это неизбежно ведет к различным формам догматизма, слепой веры в авторитет и в конечном итоге подготовляет почву для распространения тоталитарных идеологий, которые базируются на історицистських принципах. Результатом становится ограничение критических способностей человека, невозможность рационального обсуждения социальных проблем, тотальная регламентация поведения индивидов в соответствии с представление о функционировании общих универсальных законов и абсолютной цели развития. Выводы исследований Поппера привлекли всеобщее внимание к проблематике И. и, кроме прочего, в определенной степени повлияли на формирование в 50-х годах концепции тоталитаризма в западной политологии.

Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992; Поппер К. Нищета историцизма. - М., 1993; Политологическая энциклопедия. - М., 2003.

А. Кудряченко