6 КЛАСС
Тема 2. Я и музыка
Урок 32
Тема урока. Сольфеджування упражнения в переменном размере. Работа над украинской народной песней "Частушки".
Слушание музыки. Импровизация на буковинские народные мелодии
Цель урока: закрепить с детьми понятие „переменный размер” на мелодичной вправе; развивать музыкально - ритмический слух и певческие навыки; воспитывать интерес к украинской народной музыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
III. Сольфеджування упражнения.
1. Характеристика упражнения.
- Что характерно для упражнения?
(То, что размеры здесь чередуются 2/4 3/4 2/4 3/4).
- Как такой размер называется?
(Сменный).
- Охарактеризуйте II и IV такты.
(Здесь синкопа).
- Что такое синкопа?
2. Сольмізація упражнения.
3. Настройка.
4. Сольфеджування упражнения. Желающих опитую на оценку.
IV. Работу над украинской народной песней „Частушки” продолжаю, обращая внимание детей на порядок куплетов и тональность, в которых они написаны.
Когда дети хорошо изучили текст песни, предлагаю спеть ее с танцевальными , движениями.
V. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
Дети, прежде чем послушать „Концертную импровизацию”, мы должны вспомнить, что же такое импровизация.
Импровизация - это сочинение музыки без предварительной подготовки. Народные певцы, инструменталисты развивают напевы в процессе выполнения.
Довольно часто вы можете услышать произведения, основная мелодия которых подвергнется ритмическим, динамическим изменениям, а ее отдельные части могут выполняться в различных регистрах, расширяя этим тембральную палитру музыки. Все это придает музыкальным произведениям вариационного изложения. Настоящее произведение приобретает черты инструментальной, но сохраняет при этом свою мелодичну и ладово - интонационную основу.
Известно, что древнейшими музыкальными инструментами в Украине были свирель, волынка, трембита, кобза, бандура, цимбалы, скрипка. Все они входили в состав „тройственной музыки”, которые и выполняли значительные по объему и довольно сложные музыкальные произведения. Послушайте Концертную импровизацию” на буковинские народные мелодии в исполнении оркестра народных инструментов и определите по тембру инструменты оркестра вы слышите.
2. Слушание произведения.
3. Характеристика услышанного.
- Чем отличается симфоническая музыка от инструментальной?
- Какие чувства вызывает услышан музыкальное произведение?
4. Повторное слушание.
V. Итог урока.