Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

6 КЛАСС

 

Тема 2. Я и музыка

Урок 33

Тема урока. Одноименные тональности и параллельные тональности. Разучивание песни "Эй, шумы, Большой Луже", музыка Есть. Пасечника.

Слушание музыки. Д. Бортянський. "Хоровой концерт № 24"

 

Цель урока: дать детям понятие о одноименные тональности и закрепить на музыкальной вправе и песни; развивать у детей вокально-хоровые навыки и ладо-тональный слух; воспитывать интерес к украинской народной музыки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки.

Упражнение на развитие легкости и подвижности голоса.

 

image168

 

- Обратили ли вы внимание на знаки? Что вы заметили?

(И часть упражнения написана в ре мажоре, ибо при ключе два диезы и тоніка. а II часть - в ре миноре, а знак при ключе поменялся на один бемоль.)

Давайте просольфеджуємо это упражнение внимательно, обращая внимание на знаки и смену строя. Запомните, что тональности мажора и минора, имеющие одинаковую тонику, но разные ключевые знаки альтерации, называют одноименными.

 

III. Разучивание песни.

1. Дети, сегодня мы изучим с вами новую песню Евгения Пасечника,Дей, шумы, Большой Луже”. Я вам ее исполню, а ваша задача определить основное содержание текста песни, лад, характер исполнения.

 

Гей шуми Великий Луже

Слова П. Ребра

Музыка Есть. Пасечника

 

image169

image170

 

То не ветер несется с поля

В приднепровской стороне,

То летит казацкая воля

На буланом коне.

Восходит солнце, золотится,

Языков казацкая булава.

Еще не высохла колодец -

Запорожская Сечь жива.

 

Припев:

Наша мова солов'їна

Пойдет с нами во веки.

До тех пор будет Украина,

Пока будут казаки.

 

2. Художественный показ песни.

3. Характеристика прослушанного.

Песня написана в темпе марша, она бодрая, мужественная, сами слова песни говорят о том, что Украина снова свободна, а казацкая слава не умрет, не ляжет. Пока есть в Украине казаки, до тех пор будет жить Украина.

4. Разучиваю песню за нотным текстом. Обращаю внимание детей на ключевые знаки альтерации. Песня имеет запев и припев. Запев звучит в ми миноре, а припев - в ми мажоре. Такие тональности называются одноименными.

Во многих тактах этой песни использована синкопа.

- Что такое синкопа?

- Как называются тональности, использованные в песне?

Разучиваю песню по фразам, обращаю внимание на половинную с точкой, которую надо протянуть дольше.

 

V. Слушание музыки.

1. Вступительная беседа.

Вторую половину 18 в. называют „золотым веком” украинской музыки, ибо в то время работали десятки талантливых композиторов и певцов, но никто не получил такого громкого, продолжительного и заслуженной славы, как Дмитрий Бортнянский, никто не стал таким „баловнем судьбы”, чье творчество разнообразная, многочисленная, звучали и в храмах, аристократических салонах, и по случаю государственных праздников. Композитор написал сборник романсов и песен, 8 клавірних сонат, первым в украинской музыке создал Концертную симфонию для семи инструментов. Однако самые выдающиеся свои произведения он написал в жанре духовного хорового концерта. Большинство из них создана на тексты из Псалтири, а два посвященные праздникам церковного календаря - Рождеству и Пасхе. Музыкальная речь концертов отражает отвес; мастерство композитора, она богатая и пышная. Сегодня вы, дети, послушаете его „Хоровой концерт № 24”, который начинается характерным для протяжной песни унісонно-октавним запевом низких голосов. Уже в следующем эпизоде главные попевки имеют типичные интонации украинских лирических песен.

2. Слушание произведения.

3. Характеристика прослушанного. (Высказывания учащихся об услышанном).

4. Повторное слушание.

 

VI. Итог урока.