6 КЛАСС
Тема 2. Я и музыка
Урок 33
Тема урока. Одноименные тональности и параллельные тональности. Разучивание песни "Эй, шумы, Большой Луже", музыка Есть. Пасечника.
Слушание музыки. Д. Бортянський. "Хоровой концерт № 24"
Цель урока: дать детям понятие о одноименные тональности и закрепить на музыкальной вправе и песни; развивать у детей вокально-хоровые навыки и ладо-тональный слух; воспитывать интерес к украинской народной музыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
Упражнение на развитие легкости и подвижности голоса.
- Обратили ли вы внимание на знаки? Что вы заметили?
(И часть упражнения написана в ре мажоре, ибо при ключе два диезы и тоніка. а II часть - в ре миноре, а знак при ключе поменялся на один бемоль.)
Давайте просольфеджуємо это упражнение внимательно, обращая внимание на знаки и смену строя. Запомните, что тональности мажора и минора, имеющие одинаковую тонику, но разные ключевые знаки альтерации, называют одноименными.
III. Разучивание песни.
1. Дети, сегодня мы изучим с вами новую песню Евгения Пасечника,Дей, шумы, Большой Луже”. Я вам ее исполню, а ваша задача определить основное содержание текста песни, лад, характер исполнения.
Гей шуми Великий Луже
Слова П. Ребра
Музыка Есть. Пасечника
То не ветер несется с поля
В приднепровской стороне,
То летит казацкая воля
На буланом коне.
Восходит солнце, золотится,
Языков казацкая булава.
Еще не высохла колодец -
Запорожская Сечь жива.
Припев:
Наша мова солов'їна
Пойдет с нами во веки.
До тех пор будет Украина,
Пока будут казаки.
2. Художественный показ песни.
3. Характеристика прослушанного.
Песня написана в темпе марша, она бодрая, мужественная, сами слова песни говорят о том, что Украина снова свободна, а казацкая слава не умрет, не ляжет. Пока есть в Украине казаки, до тех пор будет жить Украина.
4. Разучиваю песню за нотным текстом. Обращаю внимание детей на ключевые знаки альтерации. Песня имеет запев и припев. Запев звучит в ми миноре, а припев - в ми мажоре. Такие тональности называются одноименными.
Во многих тактах этой песни использована синкопа.
- Что такое синкопа?
- Как называются тональности, использованные в песне?
Разучиваю песню по фразам, обращаю внимание на половинную с точкой, которую надо протянуть дольше.
V. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
Вторую половину 18 в. называют „золотым веком” украинской музыки, ибо в то время работали десятки талантливых композиторов и певцов, но никто не получил такого громкого, продолжительного и заслуженной славы, как Дмитрий Бортнянский, никто не стал таким „баловнем судьбы”, чье творчество разнообразная, многочисленная, звучали и в храмах, аристократических салонах, и по случаю государственных праздников. Композитор написал сборник романсов и песен, 8 клавірних сонат, первым в украинской музыке создал Концертную симфонию для семи инструментов. Однако самые выдающиеся свои произведения он написал в жанре духовного хорового концерта. Большинство из них создана на тексты из Псалтири, а два посвященные праздникам церковного календаря - Рождеству и Пасхе. Музыкальная речь концертов отражает отвес; мастерство композитора, она богатая и пышная. Сегодня вы, дети, послушаете его „Хоровой концерт № 24”, который начинается характерным для протяжной песни унісонно-октавним запевом низких голосов. Уже в следующем эпизоде главные попевки имеют типичные интонации украинских лирических песен.
2. Слушание произведения.
3. Характеристика прослушанного. (Высказывания учащихся об услышанном).
4. Повторное слушание.
VI. Итог урока.