Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 11. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 68. Строение нервной системы. Центральная и периферическая системы человека

 

Образовательная цель: изучить строение нервной системы человека, рассмотреть состав центральной и периферической нервной системы.

Основные понятия и термины: нервная система, нейроны, нейроглия, регуляции функций - нервная и гуморальная, виды нейронов, функции нейронов.

Структура урока, основное содержание и методы работы

I. Актуализация опорных знаний учащихся. Решение кроссворда.

 

 

1 - узаконенный государством равноправный союз двух взрослых людей, способных создать семью и родить детей;

2 - половые железы мужчины;

3 - секрет придаточных половых желез вместе с спермотозоїдами;

4 - парные половые железы, в которых образуются яйцеклетки;

5 - предстательная железа;

6 - размещены во внешнем пузырном слое яичников.

II. Мотивация учебной деятельности.

Почему в организме человека все жизненно-важные функции осуществляются четко и согласованно?

III. Изучение нового материала.

1. Эволюция нервной системы. (Рассказ учителя).

Наиболее древняя форма нервной системы - диффузная. Она встречается в современных гидр. Узловая нервная система есть в червив, насекомых. В этом случае нервные клетки сконцентрированы в узлах. У хордовых образуется нервная система трубчатого типа.

2. Нейрогуморальная регуляция.

Беседа:

а) для чего существует нейрогуморальная регуляция?

Для урегулирования физиологических процессов в зависимости от окружающей среды и требований организма существует два механизмы: нервный и гуморальный.

б) заполнение схемы.

 

 

3. Нейрон как структурная и функциональная часть нервной системы. (Рассказ учителя).

 

 

- В зависимости от количества отростков нейроны бывают: униполярные (с одним отростком), биполярные (с двумя отростками), мультиполярні (со многими). У человека есть ненастоящий униполярный нейрон - у него от тела отходит один отросток, который делится на два.

- По форме нейроны бывают: округлые, овальные, звездчатые, пітрамідальні.

В основном, чем более длинные отростки, тем большие тела нейронов. Место контакта нейронов называют синапсами (англ. - застежка). В синапсе содержится тонкая щель, куда поступает биологически активная вещество, которое называют медиатором. Медиаторы способствуют или препятствуют движению импульсов от нейрона к нейрону. Сегодня известно более 20 медиаторов. В среднем нейрон получает информацию через свои синаптические контакты от 1 тыс. других нейронов. Тело нейрона и отростки покрыты мембраной. Отростки покрыты мієліновими оболочками. Места, в которых отсутствуют миелиновые оболочки - перехваты Ранв'є.

4. Нейроглия, функция. (Рассказ учителя).

Нейроглия окружает нейроны в нервной системе.

 

 

Нейроглия, что есть в мозгу человека, насчитывает около 140 млрд. клеток.

5. Типы нейронов. (Заполнение схемы. Рассказ учителя).

По выполняемым функциям:

 

 

По чувствительным нейронам импульсы нервов передаются центральной нервной системы по двигательным - от ЦНС, по вставочным - внутри нервной системы.

5. Строение нервной системы. (Рассказ учителя. Заполнение схемы).

 

 

Нервные узлы (ганглии) - скопление тел нейронов за пределами ЦНС. Нервы - скопления длинных отростков нейронов, связывают центральную нервную систему со всеми органами.

Интересно знать. (Сообщения учащихся.)

1. Доказано, что при воздействии на организм различных токсических веществ изменяются синаптические связи, поражаются дендриты.

2. К моменту рождения у ребенка уже есть вся количество нейронов.

3. Пирамидальные нейроны головного мозга человека продолжают расти после 70 лет у здоровых людей.

IV. Закрепление знаний учащихся.

Игра «Корректор»

Ученики исправляют ошибки в тексте.

Способами регуляции функций в организме человека является нервная и гуморальная. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью нейронов (гормонов и продуктов обмена). Нейрон состоит из тела (и аксонов и дендритов). Длинные отростки - аксоны, короткие - нейроглия (дендриты).

По аксонам импульс проходит к нервной системы от органов по дендритах - наоборот (по аксонам - от нервной системы, по дендритах - к). Периферическая нервная система состоит из нейроглії (из нервов и нервных узлов). Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.