РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 11. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ
ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
УРОК 69. Рефлексы. Рефлекторная дуга
Образовательная цель: изучить, что такое
рефлексы и рефлекторные дуги; научить составлять схемы рефлекторных дуг;
рассмотреть, что такое рецепторы и какие виды рецепторов бывают; изучить, с чего
состоят нервы и нервные узлы, входящие в периферической нервной системы.
Основные понятия и термины: рефлексы,
рефлекторная дуга, рецепторы виды рецепторов, еферентний, аферентний нейрон,
вставной нейрон.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний учащихся.
Игра “Дерево знаний»
Ученики подходят к силуэту дерева, к
которого прикреплены листочки с вопросами.
Вопрос:
1. Что такое нейрон?
2. Какая функция нейронов?
3. Какие вы знаете нейроны?
4. Строение нервной системы?
5. Что входит в состав центральной
нервной системы?
6. Серое вещество построено из ...
7. Что входит в состав периферической
нервной системы?
8. Что такое нервы?
9. Что мы называем ганглиями?
II. Мотивация
учебной деятельности учащихся.
Интерактивная технология «Мозговой
штурм»
Коррекция учителя:
- регулирует работу органов систем;
- осуществляет взаимосвязь организма и
окружающей среды;
- воспринимает воздействия внешней
среды;
- воспринимает изменения внутренней
среды;
- анализирует эту информацию;
- соответственно изменяет деятельность
отдельных органов или систем.
III. Изучение
нового материала.
1. Рецепторы как исходное состояние
восприятие раздражения. (Рассказ учителя).
Одной из функций нервной системы является
восприятия и передачи возбуждений в нервной системы и их анализ. Первыми
воспринимают возбуждение рецепторы. Рецепторы - концевые «аппараты» нерва. И.П.
Павлов назвал их «щупальцами мозга».
Заполнение схемы.
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Как вы думаете, где размещены все виды
рецепторов? Ответы учащихся:
- Хеморецепторы - на языке.
- Моторецептори - на мышцах.
- Фоторецепторы - в глазу.
- Механорецепторы - на коже.
- Фонорецептори - в ухе.
- Терморецепторы - на коже.
2. Рефлекс, рефлекторная дуга.
(Рассказ учителя).
Вся работа нервной системы по
регуляции функций организма осуществляется с помощью рефлексов.
Рефлекс - это любые изменения в
деятельности организма, которые возникли в нем с участием нервной системы в
ответ на воздействие внешней среды, либо изменение во внутренней среде
организма.
Составление схемы.
И.П. Павлов предложил
классифицировать таким образом.
В основе любого рефлекса лежит
рефлекторная дуга - путь, по которому проходит нервный импульс при осуществлении
рефлекса.
Схема рефлекторной дуги
3. Нервы, нервные узлы - компоненты
периферической нервной системы. (Рассказ учителя).
Периферическая нервная система из чего
состоит?
- Нервы - скопления длинных
отростков нейронов, связывающих нервную систему со всеми органами.
- Нервные узлы (ганглии) -
скопление тел нейронов за пределами ЦНС.
Заполнение таблицы «Типы нервов»
Тип нервов
|
Состав нервов
|
Чувствительные
|
Дендриты чувствительных нейронов
|
Двигательные
|
Аксоны двигательных нейронов
|
Смешанные
|
Аксоны и дендриты
|
IV. Закрепление знаний учащихся.
Решение кроссворда «Нервная
система».
1 - наименьшая структура и
функциональная единица нервной системы;
2 - вещество, выделяемое в
синаптическую щель;
3 - «щупальца мозга»;
4 - регуляция функций с помощью
нервной системы;
5 - регуляция функций с помощью
гормонов;
6 - скопления длинных отростков
нейронов;
7 - длинный отросток нейрона;
8 - реакция организма на любой
раздражитель;
9 - короткий отросток нейрона;
10 - структура, с помощью которой
передается импульс от нейрона к нейрону;
11 - чувствительный нерв;
12 - дуга, через которую осуществляется
передача импульсов во время рефлекса;
13 - с помощью рефлексов
осуществляется поддержание постоянства внутренней среды, что иначе зовется...
14 - ткань, клетки которой реагируют.
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.