Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 11. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 69. Рефлексы. Рефлекторная дуга

 

Образовательная цель: изучить, что такое рефлексы и рефлекторные дуги; научить составлять схемы рефлекторных дуг; рассмотреть, что такое рецепторы и какие виды рецепторов бывают; изучить, с чего состоят нервы и нервные узлы, входящие в периферической нервной системы.

Основные понятия и термины: рефлексы, рефлекторная дуга, рецепторы виды рецепторов, еферентний, аферентний нейрон, вставной нейрон.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

Игра “Дерево знаний»

Ученики подходят к силуэту дерева, к которого прикреплены листочки с вопросами.

Вопрос:

1. Что такое нейрон?

2. Какая функция нейронов?

3. Какие вы знаете нейроны?

4. Строение нервной системы?

5. Что входит в состав центральной нервной системы?

6. Серое вещество построено из ...

7. Что входит в состав периферической нервной системы?

8. Что такое нервы?

9. Что мы называем ганглиями?

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Интерактивная технология «Мозговой штурм»

 

 

Коррекция учителя:

- регулирует работу органов систем;

- осуществляет взаимосвязь организма и окружающей среды;

- воспринимает воздействия внешней среды;

- воспринимает изменения внутренней среды;

- анализирует эту информацию;

- соответственно изменяет деятельность отдельных органов или систем.

III. Изучение нового материала.

1. Рецепторы как исходное состояние восприятие раздражения. (Рассказ учителя).

Одной из функций нервной системы является восприятия и передачи возбуждений в нервной системы и их анализ. Первыми воспринимают возбуждение рецепторы. Рецепторы - концевые «аппараты» нерва. И.П. Павлов назвал их «щупальцами мозга».

Заполнение схемы.

 

 

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Как вы думаете, где размещены все виды рецепторов? Ответы учащихся:

- Хеморецепторы - на языке.

- Моторецептори - на мышцах.

- Фоторецепторы - в глазу.

- Механорецепторы - на коже.

- Фонорецептори - в ухе.

- Терморецепторы - на коже.

 

 

2. Рефлекс, рефлекторная дуга. (Рассказ учителя).

Вся работа нервной системы по регуляции функций организма осуществляется с помощью рефлексов.

Рефлекс - это любые изменения в деятельности организма, которые возникли в нем с участием нервной системы в ответ на воздействие внешней среды, либо изменение во внутренней среде организма.

Составление схемы.

 

 

 

И.П. Павлов предложил классифицировать таким образом.

 

 

В основе любого рефлекса лежит рефлекторная дуга - путь, по которому проходит нервный импульс при осуществлении рефлекса.

 

Схема рефлекторной дуги

 

 

3. Нервы, нервные узлы - компоненты периферической нервной системы. (Рассказ учителя).

Периферическая нервная система из чего состоит?

- Нервы - скопления длинных отростков нейронов, связывающих нервную систему со всеми органами.

- Нервные узлы (ганглии) - скопление тел нейронов за пределами ЦНС.

Заполнение таблицы «Типы нервов»

 

Тип нервов

Состав нервов

Чувствительные

Дендриты чувствительных нейронов

Двигательные

Аксоны двигательных нейронов

Смешанные

Аксоны и дендриты

 

IV. Закрепление знаний учащихся.

Решение кроссворда «Нервная система».

 

 

1 - наименьшая структура и функциональная единица нервной системы;

2 - вещество, выделяемое в синаптическую щель;

3 - «щупальца мозга»;

4 - регуляция функций с помощью нервной системы;

5 - регуляция функций с помощью гормонов;

6 - скопления длинных отростков нейронов;

7 - длинный отросток нейрона;

8 - реакция организма на любой раздражитель;

9 - короткий отросток нейрона;

10 - структура, с помощью которой передается импульс от нейрона к нейрону;

11 - чувствительный нерв;

12 - дуга, через которую осуществляется передача импульсов во время рефлекса;

13 - с помощью рефлексов осуществляется поддержание постоянства внутренней среды, что иначе зовется...

14 - ткань, клетки которой реагируют.

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.