Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Сознание и самосознание как данность и как проблема

Специфика философско-антропологического видения сознания и самосознания

Вся человеческая поведение, все сферы деятельности и общения человека так или иначе имеют сознательный, целенаправленный характер. Без сознания - высшей формы психической активности человека как общественного существа, принципиально способной к интеллектуальному постижению и удвоение мира, - представить себе образ человека от самых его истоков и на протяжении всей многовековой истории невозможно.

Благодаря сознанию происходит преобразование и постижения действительности как представлений, мыслей, идей, объективируются через язык и другие знаковые системы в теле культуры. В то же время сознание впитывает в себя аксиологический, ценностный аспект, ориентируя человека на те или иные общественно значимые ценности - моральные, научные философские, обычные, эстетические, религиозные и т.д. Обнимая отношение субъекта познания и действия как до этих ценностей, гак и к самому себе, сознание предстает уже как самосознание.

Понятно, очерченные параметры выражают существенные, сущностные черты человеческого бытия в мире. Однако ставить на этом точку было бы преждевременно. Ибо сознание и самосознание выступают как выражение специфически человеческого в универсуме бытия не только благодаря способности к адекватному познанию и возможности сознательной ориентации в мире (хотя эти черты являются весомыми характеристиками человеческого бытия и сами по себе). В сознания и самосознания находит свое выражение, кристаллизацию духовность человека, его личностный мир, неповторимость индивидуальности, которая является носителем специфических взглядов, переживаний, побудительных мотивов. Следовательно, сознание и самосознание всегда вплетены в мир человеческой субъективности, является ее отражением и сфокусированным проявлением. Человеческая же субъективность в свою очередь впитывает в себя все богатство внутреннего мира человека, разнообразие и глубину ее интеллекта, воли и чувств. Сознание и самосознание являются предпосылками человеческой самовизначеності, индивидуальной отдельности и личностного самоутверждения. Такой ракурс позволяет рассматривать сознание и самосознание как следствие, результат уникального человеческого естества, связанного с тем, что человек, в силу своей биологической недостаточности, закинутості (независимо от ее воли и ее сознательного решения) в мир повседневности, то есть в мир преходящего сущего, постоянно находится в ситуации экзистенциальной неуверенности, то есть дисбаланса и напряженности. А значит, вечного поиска выхода из этого преходящего сущего и обретение подлинного бытия в истине. Это может сделать только каждый в отдельности, обособленно и самостоятельно. В этом плане "человеческое существование отличается от существования всех других организмов; человек находится в состоянии постоянного и неотвратимого дисбаланса. Человеческая жизнь не может быть прожита" путем воссоздания "видового" образа жизни; именно этот, конкретный человек, должно жить. Человек - единственное существо, для которого его собственное существование выступает проблемой, которую он должен разрешить и от которой не может убежать. Она не может вернуться в человеческое состояние гармонии с природой; он должен развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и самого себя". Как раз здесь, на уровне человеческой субъективности, и происходит процесс решения каждой проблемы бытия, отработка восходящих параметров существования человека в мире, его личностного самоопределения и самореализации. Как раз здесь происходит выбивание и развертывания екзистенціалій (т.е. определяющих составляющих непосредственного переживания индивидом ситуации собственного бытия), которые и задают исходные ориентиры осознания человеком себя. Поэтому понятие "сознание" часто употребляется в широком смысле: как тождественное со всем психическим жизнью человека, как совокупности образов, переживаний, побудительным мотивам и т.д. При этом понятием "сознание" охватывается как сознательный, так и позасвідомий уровень освоения мира. Речь идет также об отождествлении сознания и духовной жизни в целом, что допустимо при условии осознания того, что духовная жизнь является самим процессом жизни, а не только его переживанием, является единством отражения и действительности.

Итак, в заключение следует отметить, что сознание и самосознание выступают как весомые характеристики человеческого бытия именно благодаря их глубинной укорененности в сферы человеческого существования, в многомерный проблемный пространство мира человека.