Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Ислам (араб., букв. - предание себя Богу, Божьей воле, покорность) - мусульманство, одна из трех мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возник в Хиджази в начале VII в. среди арабских племен Западной Аравии в условиях разложения патриархально-родового строя и начала формирования классового общества. Быстро распространился в результате военной экспансии арабов от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе. Современный ислам распространен в основном в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни. Количество последователей ислама, по разным данным, составляет от 450 до 800 млн. человек. Большинство мусульман (90 %) - сунниты, которые являются представителями ортодоксального направления в исламе, 10 % составляют шииты. Основатель ислама - Мухаммед (570-632) из рода хашимітів мекканского племени курейш. До Мухаммада арабам были известны монотеистические религии - иудаизм и христианство; как самостоятельная форма монотеизма в Аравии оформляется ханіфізм. Под непосредственным влиянием этих религий в 610-614 гг. началась религиозная проповедь Мухаммада. После переселения в 622 г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (так называемая хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммад выступает уже не только как проповедник, но и как правитель, диктующий последователям нормы поведения в различных сферах жизни. В общем у Мухаммеда вполне "земные" черты преуспевающего вождя и практического законодателя уживаются с религиозным экстазом и этому соответствует внутренний состав И., что не знает (по крайней мере, за исключением суфизма) стремление преодолеть или преобразить человеческую природу, а направлен на упорядочение и освящение жизненных данностей.

Основной источник мусульманского вероучения - Коран, понимаемый как предвечное, несотворенне "слово божие", откровение, которое бог, говорящий в Коране от первого лица, якобы продиктовал слово в слово пророку Мухаммеду, который выступает только как пассивный передатчик (в отличие от христианства И. не делает различия между понятиями "богодуховність" и "откровения"). Другой источник мусульманского вероучения - "суна" (иногда переводится как "традиция"), точнее - "суна ан-наби" (образ жизни и деяниях пророка). Суна состоит из собрания текстов -"хадисов", содержащие приписываемые Мухаммеду высказывания, каждое из которых состоит из двух частей: "мать" - собственно текст и "иснад" - перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывном цепи преемства удостоверяют его подлинность.

Один из важнейших принципов ислама - строгий монотеизм, что достает в исламе абсолютный и безусловный характер. Мухаммед в Коране призван восстановить в первоначальной чистоте веру в единого бога, частично забытую и искаженную иудеями и христианами. Утверждение единства и единственности бога, призывы не придавать ему никого в "сотоварищи" часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов - "Троицы", "боговоплощения" и "воскресение". В то же время в И. много заимствовано из христианства и иудаизма, рядом с которыми он может быть определен как авраамітична религия: исповедуя "единого, сущего и живого бога", И. берет свое начало от Авраама.

Важнейшие понятия мусульманской религии - "ислам", "дин", "иман". 1. в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Таков смысл и традиции понятия "дар аль-ислам" (мир ислама), противопоставленного "дар аль-харб" (территория войны, теоретически подлежит превращению в "дар аль-ислам" посредством "джихада" - священной войны). Классический ислам в принципе не проводит национальных разграничений, признавая три статуса существования человека: в качестве "правоверной", как "захищуваної" ("ахл аль-зимма" - иудеи и христиане в мусульманском мире, они же "ахл аль-китаб", то есть люди Книги, держатели Писания) и как багатобожник, что должен быть обращен в мусульманство, или уничтожен. Каждая вероисповедная группа в "дар аль-ислами" объединялась в отдельную общину (умму). Умма - это этническая, языковая или религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма - это и форма социальной организации людей, что образует, таким образом, своеобразное религиозно-политическое тело. Мусульманская община ("аль-умма аль-исламийа) теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Прототипом ее всегда служила мединская община пророка ("умма ан-наби' "), которая до сих пор остается для многих мусульман идеалом социально-политической организации людей, сплоченных единой верой.

Государственность в раннем И. мыслилась как своего рода егалітарна светская теократия, в пределах которой авторитет в законодательной области ("амр") имеет только Коран; авторитет в сфере права ("фикх") - каждый верующий, который знает и умеет толковать предписания Корана; исполнительная власть ("хукм"), одновременно гражданская и религиозная, принадлежит одному богу и может осуществляться только через халифа (султана) - предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания богу ("бай'а").

В И. нет церкви как института, нет в точном смысле слова и духовенства, поскольку ислам не признает посредника между богом и человеком: богослужения в принципе может осуществлять любой член уммы. Принадлежность к уммы - основа самосознания мусульманина: в ней и через нее он осознает себя верующим ("му'мін") и преданным богу ("муслим").

"Дин" - божественный закон, который ведет людей к спасению, - имеет в виду прежде всего обязанности, которые бог предписал человеку (своего рода "закон божий"). Мусульманские теологи включают в "дин" три элемента: "пять столпов ислама", веру ("иман") и благие дела ("ихсан"). "Пять столпов И." составляют: 1) исповедание единобожия ("таухид) и пророческой миссии Мухаммеда; 2) ежедневная пятикратная молитва ("салат"); 3) пост ("саум") раз в году в месяц рамадан; добровольная очистительная милостыня ("закат"); 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку ("хадж"). "Иман" (вера) понимается прежде всего как "свидетельство" об объекте своей веры. В Коране прежде всего свидетельствует о себе бог; ответ верующего - это как бы повернуто показания. Простое произнесение в присутствии даже двух мусульман формулы "Нет божества, кроме бога, и Мухаммед - посланник божий", обозначенное словом "свидетельствую", делает иноверца мусульманином. В И. выделяют четыре основных предмета веры: 1)в единого бога; 2) в его посланников и писание (Коран называет пять пророков - посланников ("расул"): Ноя, с которым бог возобновил "союз"; Авраама - первого "мумина" (верующий в единого бога); Моисея, которому бог дал Тору для "сынов израилевых"; Иисуса, через которого бог сообщил христианам Евангелие; наконец, Мухаммеда - "знак пророков", что завершает цепь пророчества) 3) в ангелов; 4) в воскресение после смерти и судный день.

В целом "дин" - это часть более общего понятия "ислам", что представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых законов (установлений) и определенных форм культуры. Дифференциация мирской и духовной сфер крайне аморфная в И.; в принципе для него чуждо характерное для христианства различение понятий "божьего" и "кесарева", что проявляется как у средневековых теологов, так и у мусульман - реформаторов первой половины XX вв. (например, у Рашида Риды, считавшего, что "ислам в равной степени духовное начало и социально-политическим идеалом") и в известном девизе современных братьев - мусульман: "ислам - это религия и государство".

Ислам глубоко сказался на культуре тех стран, где он распространился. Уже в Медынской государству зарождаются три основные исламские дисциплины: 1) наука о чтении ("кира'ат") и толкование ("тафсир") Корана; 2) наука о хадисов, 3) правоведение ("фикх"), в рамках которого в сунізмі образуются четыре официальных юридических направления ("мазхаба"): малікитський, ханіфітський, шафиитский и ханбалитський. Из коранических предписаний и запретов образовался канонический закон - шариат, который остается одним из источников законодательства многих мусульманских стран. С "тафсиру", под несомненным влиянием ближневосточной христианской мысли, развивается мусульманское богословие ("калам"), внутри которого формируются различные школы. Восприятие античного философского наследия (аристотелізм, неоплатонизм) способствовало развитию рационалистических тенденций в мусульманской теологии (мутазиліти, ашари), в дальнейшем (ІХ-ХІІ ст.) - возникновению и расцвету арабской философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд). Одновременно появляется мистическое направление-суфизм, сначала противостоял как ортодоксальной теологии, так и восточного аристотелизма, и в XI-XII вв. - синтезирован аль-Газали с ортодоксальной догматикой ашаритов. Как своего рода прикладные науки развиваются грамматика, астрономия, математика. Развитие всех этих дисциплин состоялся в процессе контактов И. с другими восточными культурами.

В истории исламской культуры выделяют следующие основные периоды: арабский, персидский и тюркский. После битвы под Сиффіні в 657 г. между сторонниками 4-го праведного халифа" Али (зятя Мухаммеда) и омейяда Муавии И. распался на три основных направления, связанные с решением вопроса о верховной власти в И.: "ахл ассуна" (буквально "люди традиции", сунниты), считали, что калиф должен быть выходцем из племени курейш; шииты (от "ши'ат Али"- партия Али) утверждали, что верховная власть может принадлежать только прямым потомкам Али; хариджиты считали, что главой уммы может быть избран любой ее член.

Центральной догмой шиитов стал культ имама - авторитетного учителя (из "дома Али"), безгрешного, непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием; имамом его делает не желание человека, а внутренний характер его природы - присутствие в его существе божественно-световой субстанции. Без имама и его руководства невозможно спасение верующих: "Тот, кто умирает, не зная истинного имама своего времени, умрет смертью безбожника". Авторитет имамов шииты противопоставляют "единодушом мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов, эзотерический смысл "откровения" (батин), доступный только "посвященным", - екзотеричному (захир).

Своей кульминации шиитское вероучение достигает в учении о "скрытого имама": последний из "видимых имамов" (разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов - 7-й, в імамитів - 12-й) не умер, а перешел в состояние "гай - ба", то есть по воле бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом скрытом состоянии управлять жизнью верующих, в "конце света" он появится в роли своего рода мессии (махди) и наполнит мир правдой и справедливостью. Таким образом, миросозерцание шиизма глубоко эсхатологический и имеет ярко выраженный профетичний характер; в целом - это своеобразная попытка ввести в И. персонифицированного посредника между богом и человеком (тенденция, особенно характерная для крайних ісмаїлітських сект, обожали Али и его потомков, которые развили чужие для ортодоксального ислама идеи "инкарнации" (хулул) и метемпсихозу (танасух). Вероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-ілахи, карматів, хуруфитів) имеют синкретический характер, содержат пережитки древних астральных культов, элементы индуизма, зороастризма, восточного христианства и манихейства.

Своеобразное развитие идеи исмаилитов получили в новое время у шейхи, бабітів и бехатів - шиитских течений, возникших в XIX в. в Персии. Основатели двух последних - Сейид Али Мухаммед (Баб) и Мирза Хусейн Али (Бехаулла), верные махдистським традициям шиизма, в то же время попытались выступить как основатели нового вероучения, призванного сплотить человечество.

В лоне ортодоксального И. в середине XVIII в. возникает религиозный политическое движение ваххабитов (по имени основателя - Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба), отвергавших "новшества", которые появились в И. в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервішство т.д.). Ваххабизм повлиял на арабское мусульманское реформаторство второй половины XIX - начала XX вв. (аль-Афгани, М. Абдо, Р. Рида); "реформация" мыслилась как очистка И. от исторических искажений и наслоений через возврат к мединского прообраза.

В ХІХ-ХХ ст., во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада, возникают религиозно-политические идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм, реформаторство и т.д.). Однако модернистские интерпретации И. встречали, как правило, жесткое сопротивление со стороны профессиональных теологов. В период подъема национально-освободительного движения во многих странах Азии и Африки традиционные исламские ценности и идеи своеобразно усваивались и интерпретировались идеологами национализма. В современных условиях И. играет существенную роль как в идеологии, так и в политике и социальной жизни этих стран (в большинстве из них. - государственная религия, а шариат - основной источник законодательства). Будучи действенной политической силой, И., однако, далеко неоднозначный по своим социальным содержанием и исторической ролью, что связано с различными социально-классовыми позициями и целями его сторонников.

В начале XXI в. начинается новая волна активизации социально-политических сил под знаменами ислама в частности в арабских странах и в мире в целом. Она проявляется в различных формах: от создания военизированных формирований, осуществлявших (осуществляющих) боевые действия в Афганистане, в Чечне, в противостоянии военной оккупации Ирака, а также в осуществлении широких социально-экономических преобразований.

Мовлана М. В. Большая исламская научная энциклопедия. - Нефтечела: Азербайджан, 2002.

В. Храмов