Иррационализм (от лат. irrationalis - позарозумовий) - 1) философское течение второй половины XIX - начала XX вв.; 2) общее название для обозначения ряда философских направлений и школ, представители которых отрицают рационально-логическое освоения действительности, креативные возможности человеческого разума. Как отдельное философское течение И. сформировался под влиянием гегелевской диалектики, особенно в творчестве А. Шопенгауэра (1788-1860), С. Кьеркегора (1813-1855). У последнего И. создает собственную терминологию, способы экспликации мысли - аллегории, образы - понятия, символы. Особое развитие получили эти средства в творчестве Ф. Ницше (1844-1900), у представителей "философии жизни" (А. Бергсон, В. Дильтхей, О. Шпенглер, Г. Зіммель). И. существенно повлиял на философию, литературу, искусство эпохи романтизма. Популярность И. в это время была вызвана реакцией на противоречия в развитии буржуазного общества и рационализма как его духовно-теоретической базы. Товарное производство спродукувало те экономические и социальные силы, преодолеть негативные проявления которых оно оказалось бессильным. И. по-своему обнаружил попытке человека вырваться за пределы конкретно-исторической формы рациональности, которая тогда воспринималась за рациональность как таковую. В возникновении и утверждении И. заметную роль играют общие противоречия самого познавательного акта, процессов взаимодействия людей с миром и между собой: парадоксальное впадения человека в зависимость от продуктов собственной деятельности; ежедневное наблюдение "неразумной", "нелогичного" мотивации поступков других людей и своих собственных; видимая абсурдность развития тех или иных природных и общественных явлений; фиксирование того очевидного факта, что результат даже разумного обоснования и скоординированных усилий людей слишком часто оказывается не тем, каким должен быть и на который надеялись участники действия. И. схватывает существенную особенность духовно-практического освоения действительности; рациональное познание не способно проникнуть во все скрытые механизмы и переходы сложных явлений действительности. Именно под влиянием постоянного противостояния рационализма и И. общественная мысль пришла к выводу, что рациональная и иррациональная составляющие являются двуединой действительностью мыслительной деятельности человека. Творческие акты, которые пронизывают всю человеческую жизнь, имманентно содержат в себе иррациональный "остаток". И. трактует такие акты, как спонтанный внерациональный процесс. Доводя эту особенность познавательного процесса к абсолюту, отдельные представители И. признают изначальную хаотичность и неразумность мира, которая является объективной подоплекой человеческой жизни. Том И., игнорируя рациональные основы человеческой деятельности, выводит на просценіум історієтворчої деятельности такие факторы, как воля, вера, интуиция, инстинкт. Некоторые философы (М. Бердяев, Л. Шестов) видели в ірраціональній природе деятельности глубинный источник творчества, свободы и ответственности человека. Из факта закинутості человека в чужой для нее, абсурдный, иррациональный мир французский философ А. Камю (1913-1960) выводил необходимость свободы и ответственности человека. Иррациональную волю Д. Донцов (1883-1973) считал глубинным источником неистребимости стремления украинской нации к политической и духовной самостоятельности.
В современной философии классические характеристики рационализма и И. теряют прежнюю определенность и антагонизм. Действительность предстает в виде сложного и противоречивого синтеза зраціоналізованої и не детерминированной данности. Процесс познания также определяется как такой, который сочетает в себе рациональное и позараціональне начала, где ни ум, ни позарозумовий фактор не могут претендовать на абсолютность. То же самое касается и сферы эмоциональных переживаний.
Бердяев Н. Истина и откровение. - СПб., 1996; Донцов Д От мистики до политики. - Торонто, 1957; Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.
В. Ятченко