Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел V

Пробуждение национального сознания

украинского народа

 

УКРАИНСКАЯ НАУКА И КУЛЬТУРА НАЧАЛА XIX СТ.

 

В начале XIX ст. начинается разложение феодально-крепостнического строя и формирования капиталистических отношений. Несмотря на жестокие притеснения, в Украине начинает активизироваться культурный процесс, который охватывает почти все разнообразие социальной жизни. Лучшие представители повели активную борьбу за утверждение национального и народного в литературном и художественном процессах. Они обогащали демократическую культуру украинского народа, активно разоблачали узурпаторську политику колониального угнетения, которую проводило царское правительство.

В связи с капитализацией общества, а следовательно, потребностью в кадрах, царское правительство было вынуждено предоставить возможность получать образование почти всем социальным слоям, не только дворянству, чиновникам и духовенству, но и мещанам и крестьянам.

Почти всеобщая неграмотность тормозила развитие капиталистических отношений. Анализ количества школ и детей, в них учились, был неутешительный.

Так, в 1856 г. обучались лишь 67 тыс. человек, насчитывалось лишь 10 гимназий; промежуточное звено между средней школой и университетом составляли лицеи, их было всего два - Одесский и Нежинский.

Киево-Могилянская академия была преобразована в духовную. Правда, здесь наряду с богословскими дисциплинами читались курсы

математики, естествознания, физики, географии, истории, астрономии, древних и новых языков, это давало возможность части выпускников продолжать образование в университетах и других высших учебных заведениях. Но с 1814 г. из программ духовных академий были изъяты светские науки, что негативно сказалось на подготовке слушателей, а также существенно уменьшилось их количество.

Требования времени диктовали и требования к подготовки кадров, а потребность в них ежедневно росла. В Украине в 1805 г. благодаря ходатайству известного ученого, образовательного и общественного деятеля В. Каразина открывается первый университет в Харькове. В период с 1805 по 1851 г. его окончили около 3 тыс. человек, из которых около 500 ушли на преподавательскую работу, а 66 получили профессорское звание, в частности врач Ф. Иноземцев, математик М. Остроградский, филолог А. Потебня и др.

В 1834 г. открывается Киевский университет св. Владимира. При нем работали музей древностей, физический, минералогический, зоологический кабинеты, был создан ботанический сад, построен университетскую обсерваторию и анатомический театр. Были заложены основы украинской исторической школы, школы фольклористики и языкознания.

В первой половине XIX в. происходит становление новой украинской литературы, которая формировалась на понимании национальных особенностей украинского народа, на реалистичных началах и народности.

Начатую Г. Сковородой традицию использование живого украинского языка в литературном процессе закрепил I. Котляревский, который в своих произведениях вывел ее на уровень литературной нормы. Почетное место занимают поэт-баснописец П. Гулак-Артемовский и прозаик Г.квитка-Основьяненко, которые писали как на украинском, так и русском языках. Последний одним из первых ввел в свои произведения сатиру, правда, несколько с сентиментальным привкусом; его повести “Сватовство на Гончаровке”, “Шельменко-денщик”, “Конотопская ведьма”, “Пан Халявский” в определенной степени заідеалізовані, но достаточно выразительно передают жизнь и характер украинского села. Они стали популярными среди украинского народа.

Талантливый баснописец Есть. Гребенка критически освещал отрицательные стороны крепостнического строя. Он разделял прогрессивные взгляды интеллигенции своего времени, помогал талантливым художникам, выходцам из народа, в частности, он принял участие в выкупе Т. Шевченко из крепостничества и содействовал в издании “Кобзаря” 1840 г.

Т. Шевченко стал основоположником революционно-демократического направления и критического реализма в новой украинской литературе. Его вклад в украинскую литературу определил ее ведущее место в литературах славянских народов.

Возникла потребность в информации, что обусловило создание периодических изданий. Выходили газеты и журналы “Украинский вестник” (1816 - 1819), Харьковский Демокрит” (1816), “Харьковские известия” (1817 - 1924) и др. В Киеве выходил журнал “Києвлянин” (1840-1841 и с 1850). В нем помимо литературных произведений публиковались статьи по истории Украины и другие исторические разведки. Увидели свет альманахи “Новолуние” (1843-1844), “Ласточка” (1841), “Сноп” (1841), “Южный русский сборник” (1848). Эти и другие литературные альманахи и сборники активизировали литературная жизнь в Украине.

О. Павловский заключает грамматику украинского языка и выдает ее в 1818 г. в Петербурге; она стала толчком к научных исследований в украинском языкознании. Наибольший вклад в его развитие сделали М. Максимович и И. Срезневский.

Театральное искусство всегда было популярным в народе. Традиция театрализации праздников и обрядов прослеживается издавна, но это были либо любительские, либо школьные театры, а с конца XVIII в. в Украине начинают формироваться первые профессиональные труппы, а при больших имениях - крепостные театры. Самыми известными из них были трупы Т. Широя, М. Репнина, Д. Трощинского. Профессиональную российскую труппу начато в 1805 г. в Киеве. В Полтаве в 1810 г. начинает работать первая украинская труппа, душой которой был I. Котляревский. Г. Квитка-Основьяненко в 1812 г. формирует украинскую труппу в Харькове. Большой вклад в развитие театрального искусства Украины сделал М.Щепкін. Популярными у зрителей были пьесы И. Котляревского, Квитки-Основьяненко, М. Гоголя, А. Грибоедова.

Выдающимся художником стал Т. Шевченко, который получил основательную профессиональную подготовку в Санкт-Петербургской Академии искусств, в мастерской К. Брюллова. Он заложил основы профессионального реалистического искусства, выполнил большое количество художественных произведений в живописи и графике, стал первым украинским художником, которого Академия искусств почтила званием академика.

Научные студии пробудили научную мнению, благодаря чему было сформировано общественные организации, которые объединили вокруг себя цвет украинской интеллигенции - Кирилло-Мефодиевского братство, которое выработало первую украинскую политическую программу - федерацию славянских народов, общины Киева, Одессы, Полтавы, Чернигова.

В конце XIX в. происходит мощное движение за объединение украинцев Запада и Востока. Этому активно способствуют художники Центральной Украины и Галичины.

Новое поколение украинцев объединяется в кружки, братства и общества, которые пропагандировали украинскую идею и несли ее в массы через “Просветы”, воскресные школы, художественные кружки. Наряду с этим в конце XIX в. среднее поколение и молодежь выходят на уровень политической сознания - уровень создания партийных организаций. В Украине работали партии всех направлений: крайне левые, крайне правые, центристы с объединенными программами. В большинстве из них ведущим лозунгом было сделать Украину самостоятельной, соборной и независимым государством.

Таким образом, несмотря на большие потери, которые понесла Украина, она смогла и сумела при таких ограничениях и минимальных возможностях сформировать сознательную часть общества, которая стала катализатором и проводником революционных идей, идей борьбы за свободу и независимость Украины.