Раздел V
Пробуждение
национального сознания
украинского народа
КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
ХІХ СТ.
Во второй половине XIX в. происходил
дальнейшее развитие украинской культуры. Наблюдается тенденция к разделению ее
на два больших блока - буржуазного и национально-демократического направлений. Здесь
нельзя не согласиться с В. I. Лениным, который национальную культуру трактовал как
культуру помещиков, попов и буржуазии, и с тем, что “лозунг национальной
культуры это буржуазный (а часто и чорносотенно-клерикальне) надувательство”. Это
далеко не соответствует действительности.
В период становления промышленного
капитализма Украина, как и царская Россия, нуждалась кадров, которых очень не
хватало на заводах и фабриках, которые открывались в Украине. Наряду с
профессиональной начинается народное образование, которая получила особого развития с
назначению Г. Пирогова попечителем Киевского и Одесского учебных округов
(1856-1861). В это время в Киеве, Харькове, Полтаве, Екатеринославе, Чернигове,
Одессе, Житомире и других городах и селах открываются воскресные школы.
Профессора Киевского университета П. Павлов, Я.
Бекман, М. Муравский делают попытку через
школы вести революционную пропаганду. В Украине в 1862 г. функционировало 67
воскресных школ, для которых были изданы буквари и учебники на украинском языке.
Большого значения этим школам предоставлял Т.Шевченко. Он написал для них “Букварь южнорусский”. Эти школы вызвали
переполох у царского правительства и в 1862 г. были закрыты.
Украина начала становиться
капиталистическим государством, ее экономическое развитие вызывал настоятельную потребность
реформирование школьной системы, ведь на конец 90-х годов XIX ст. в Украине
насчитывалось около 17 тысяч начальных школ, которые обеспечивали образование около
30 % детей школьного возраста. Согласно переписи 1897 г., грамотным было уже 24 %
населения в возрасте от 9 до 49 лет.
На требование времени создаются двокласні
школы с пятилетним сроком обучения, уездные училища реорганизуются в
шестилетние, открываются реальные (средние) учебные заведения, восьмикласні
коммерческие училища. Так, на конец XIX в. в Украине насчитывалось 129 гимназий,
19 реальных и 17 коммерческих училищ, подавляющее большинство из которых были
частными.
Украинские университеты -
Харьковский, Киевский, Одесский (Новороссийский, 1865) и институты -
Нежинский историко-филологический (1875), Харьковский технологический (1885),
Киевский политехнический институт (1898) стали центрами научной мысли, подготовки
ученых, учителей, врачей и других специалистов для предприятий Украины.
В основном обучение в высших учебных заведениях было недоступно для детей
рабочих и крестьян, поскольку было платным, и плата эта была достаточно высокой.
В украинских учебных заведениях
создаются известные научные школы: математическая - ведущими учеными были М. Ващенко-Захарченко, С. Ярошенко, И. Тимченко; физическое -
М. Умнов; астрономическая - Ф. Бердихін; химическая - М. Бекетов, Я. Михайленко,
Ф.Шведов, С. Реформаторский; биологическая - А. Черная, К.Милашевич, эмбриолог
О. Ковалевский; ботаники - В. Зеленский, Ф. Каменский, В. Палладин;
микробиологии - М. Гамалия, Мечников, физиолог И. Сеченов.
В 1869-1870 гг. было основано географическое
общество, которое осуществило три экспедиции с целью сбора
этнографически-статистических материалов, которые в 1872-1879 гг. было опубликовано в
Петербурге (“Труды этнографическо-статистической экспедиции в Західноросійський
край”). В них были включены украинские песни, сказки, сведения о правовых
обычаи украинского народа и др. После выхода Эмского указа 1876 г.
Юго-западный отдел российского географического общества было закрыто.
Большого развития достигла историческая
наука, здесь шла острая борьба между революционно-демократическими,
национальными, либеральными и великодержавными направлениям. Сторичними студиями
занимались также писатели и общественные деятели, в частности т. Шевченко, И. Франко, С.
Подолинский, П. Грабовский, Леся Украинка, Н. Костомаров, Д. Багалей и др.
I. Франко развивал исторические взгляды
революционеров-демократов 60-70-х годов XIX ст. Ему принадлежит несколько десятков
трудов, в которых освещаются важнейшие проблемы истории Украины от древних
времен до начала XX в.
Изучение фактической истории Украины
стало ведущей темой у представителей либерально-демократического направления -
Костомарова, О. Лазаревского, Д. Багалея, А. Ефименко. Так, Костомаров
написал фундаментальные труды о развитии исторического процесса Украины и России:
“Борьба украинских казаков с Польшей в первой половине XVII века”,
“Богдан Хмельницкий”, “Руина” и др. Он редактировал отдельные произведения
документального издания “Акты, относящиеся к Южной и Западной России”. В своих
трудах н. Костомаров много внимания уделял истории крестьянских восстаний,
народного быта, заострял внимание на национальных особенностях украинского
казачества.
На большом архивном материале
процесс закрепощения крестьянства казацкой старшиной в XVII в. в своих трудах
“Малороссийские посполитые крестьяне” и трехтомном издании “Описание старой Малороссии”
показал О. Лазаревский.
В конце XIX в. вышли труды Д.
Багалея, которые имеют необыкновенную ценность относительно собранного материала, в частности
“Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства”,
“Опыт истории Харьковского университета (по неопубликованными материалами)”.
Ценным в его трудах является то, что он делает попытку показать процесс исторического
развития украинского народа в контексте славянских народов.
С народнических позиций выступала О.
Ефименко. На большом архивном материале она показала процесс закрепощения
крестьян, превращение казацкой старшины в помещиков, общественно-политическая жизнь
Украины XV-XVIII в. и административно-политическое устройство Левобережной Украины.
Под влиянием революционеров-демократов
и марксистов сложился мировоззрение С. Подолинского, и из этих взглядов он
освещал развитие капитализма и
формирование пролетариата
в Украине в трудах “О земледелие”, “О богатстве и
бедность”, “Паровая машина”, “Ремесла и фабрики на Украине”
и др.
С национальных позиций начал писать
свою “Историю Украины-Руси” М. Грушевский. Его научные изыскания и активная
организаторская деятельность пробудили интерес к объективному изучению
исторических процессов, происходивших в Украине.
Повысился интерес к изучению и
освещение экономических процессов в Украине. Здесь ведущее место принадлежало
статистику демократического направления Д. Журавскому. Он в 1852 г. издал трехтомный
труд “Статистическое описание Киевской губернии”. Изучали экономическое положение в
Украине кафедры политической экономии и статистики Киевского, Харьковского и
Новороссийского университетов, Общество сельского хозяйства Южной
России, Комиссия для описания губерний Киевского округа и др.
Много внимания уделяется изучению
украинского языка. Первое место здесь принадлежит выдающемуся ученому-языковеду А.
Потебни, который оставил обстоятельные исследования из общего языкознания,
украинского языка и фольклора, диалектологии славянских языков. Основательные
исследования по изучению украинского языка осуществили также М. Максимович, П.
Житецкий, К.
Михальчук, Ю. Тимченко и др. А.Спілка и М. Уманец в 90-х
годах XIX в. заключили Словарь
российско-украинский”,
который сыграл положительную роль в пропаганде украинского языка. Изучали украинский
язык российские ученые Ф. Корф, П.Фортунатов,
О. Шахматов и др.
Под влиянием журналов “Современник” и “Отечественные записки”,
на страницах которых публиковалось много материалов об Украине и которые
распространялись в Украине, начинают выходить журналы “Основа” (1861-1862) и “Киевская старина”, которая начиная с 1882 г.
в течение 25 лет публиковала материалы по истории Украины, произведения украинской
литературы, архивные и научные исследования; эти материалы и сейчас не потеряли
научной ценности.
Под влиянием творчества Т. Шевченко и
основанного им направления критического реализма в украинской литературе
входят Марко Вовчок, Панас Мирный, И. Франко, П. Грабовский,
М. Коцюбинский, Леся Украинка и др.
Активно работает в этот период П.
Кулиш, который в своих произведениях на историческую тематику, в частности времен казачества, воспевает
особенности казачьего движения (роман “Черная рада”, 1857), активно выступает в литературно-критических
статьях против хуторянства и национальной ограниченности как в литературе, так и в
общественной жизни.
Крепостничество, глупость
власть имущих клеймил в своих “Співомовках” С. Руданский. Невыносимая жизнь,
бесправие и страдания закрепощенного крестьянства показал в своих произведениях выдающийся
украинский прозаик I. Нечуй-Левицкий. К лучшим его произведениям относятся повести
“Николай Джеря”, “Бурлачка”, “Кайдашева семья”, “Старосветские батюшки и
матушки”.
Направление критического реализма в
украинской литературе получил поступательное развитие в творчестве Панаса
Мирного. В его романе “Разве ревут волы, как ясли полные” (написанном в
соавторстве с І.Біликом) дается широкая картина жизни украинского села,
борьба бедноты против нищеты и социальной несправедливости. А в романе
“Гулящая” Панас Мирный показывает трагической судьбе деревенской девушки Христе Притиківни,
которую “перемолола” машина капитализма. Среди драматических произведений Панаса Мирного популярной
стала драма “Лимеривна”, в которой показано конфликт пореформенного села, возникшего
между богатой верхушкой и эксплуатируемым крестьянством.
В Карпатском регионе выдающимся
представителем передовой украинской литературы был Ю. Федькович, который воспевал
борцов крестьянского движения, в частности Лукьяна Кобылицы, против австрийского
порабощения, редактировал первую украинскую газету “Буковина”, которая выходила с 1885
г. в Черновцах. Популярной среди читателей было творчество Ольги Кобылянской,
правда, ее первые произведения, в частности “Человек и царевна”, встретили резко противоположные
оценки - от захватывающей со стороны I. Франко в резко критической со стороны С.
Ефремова. Драматический произведение автора - повесть “Земля”, где она реалистично
показала жизнь буковинского крестьянства, трагедию борьбы за землю; весь он
пронизан болью и сочувствием к своим героям.
В 90-е годы XIX в. повышается
интерес к драматургическому искусству, которое вопреки Валуєвському и Эмском
указам выходит на театральные кони. Самым ярким представителем на этой ниве был
писатель, поэт, театральный и культурно-общественный деятель М.старицкий. Его
пьесы “Не суждено”, “В темноте”, “Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці”
правдиво и беспристрастно показывают жизнь украинского крестьянства. Ведущей в
его творчества была также историческая тематика. Он написал повесть “Осада Буше”,
роман-хронику “Богдан Хмельницкий”, романы “Руина”, “Последние орлы”
(“Гайдамаки”), “Разбойник Кармелюк”, в которых широко осветил освободительную войну
украинского народа 1648-1654 гг., гайдамацкое движение XVIII в., борьбу против
крепостничества.
Талантливым представителем в
украинской драматургии был И.карпенко-Карый (I. Тобилевич). Его пьесы
“Бродяга”, “Наймичка”, “Сто тысяч”, “Хозяин”, “Мартын Боруля”, что были написаны
в духе критического реализма, показали многогранность жизни различных социальных групп
украинского народа.
Несмотря на запреты и ограничения
царского правительства, украинское театральное искусство сформировалось, выросла выдающаяся
плеяда талантливых драматических актеров: М. Кропивницкий, П.саксаганский, М.
Заньковецкая, М. Садовский. Они с успехом выступали на сценах театров
Украины, в Петербурге, Москве и других городах России.
Украинское изобразительное искусство
второй половины XIX в. развивается под влиянием реалистических тенденций, которые
были продекларированы Обществом передвижных художественных выставок, душой и
организаторами которых были И. Крамской и художественный критик В. Стасов. Членами
общества были и украинские художники. Выставки экспонировались в Киеве, Харькове,
Одессе, Екатеринославе и других городах Украины, вызвали интерес и положительно
воспринимались общественностью.
Существенное влияние на развитие
украинского прогрессивного реалистического искусства произвел I. Репин. Родился
он на Слобожанщине, в г. Чугуеве в семье военного поселенца. Украинские
впечатления детства давали ему творческое вдохновение на протяжении всей жизни. Он написал известные картины на украинскую
тематику: “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Вечерницы”, “Гопак”,
портрет Т.шевченко, сделал много зарисовок из жизни и быта украинского
народа.
Уроженец Полтавщины М. Ярошенко,
один из руководителей Передвижников, темами своих произведений “Студент”, “Курсистка”,
“Кочегар”, “Всюду жизнь” выбирает жизнь разночинной интеллигенции и пролетариата.
Он работал также как портретист и оставил нам образы современников
(Г.Успенського, М. Салтыкова, Д. Менделеева), свой автопортрет и портреты
представителей кавказских народов, среди которых он провел последние годы своей
жизни.
Реалистические традиции, что их заложил
Т. Шевченко, продолжали К. Трутовський, Л. Жемчужников, М. Микешин, М. Позен
и др.
Особую славу снискал художник С.
Васильковский. После окончания Санкт-Петербургской академии художеств он жил
и работал в Харькове. Здесь он создал прекрасные пейзажи, в которых воспевал красоту
украинской природы, нарисовал ряд сюжетных и исторических картин, наиболее
значимые из которых “Выборы полковника Мартына Пушкаря”, “Ромодановский путь”,
“Казаки в степи”, “Казачий пикет” и др.
Живопись также приобретало
популярности в Украине: создаются “Общества любителей изящных искусств”, при них открываются рисовальные школы,
в частности, в городах Киеве, Харькове, Одессе; позднее они были реорганизованы в
художественные училища, что и стало базой для формирования украинской профессиональной школы
изобразительного искусства.
В Галичине под влиянием украинских
идей работали художники Т.Копистинского, Т. Романчук, К.
Устиянович и И. Труш.
Темами своих произведений они выбирали бытовую и историческую тематику, в пейзажах
воспевали родной край, а И. Труш выполнил портреты И. Франко, В. Стефаника, М. Лысенко и Леси Украинки.
Во второй половине XIX в.
наблюдаются определенные сдвиги к созданию монументальной пластики. Одним из
первых был установлен памятник князю Владимиру, работу над ним начал
В. Демут-Малиновский, а закончил П.
Клодт. Памятник
украсил один из живописных парков Киева, который киевляне любовно окрестили
Владимирской горкой.
Зачинателем реализма в украинской
монументальной скульптуре стал М. Микешин, автор многих монументов и
памятников, установленных в Петербурге, Новгороде, Киеве. По его проекту в
1888 г. был создан памятник Бы. Хмельницком.
Для своего родного города Полтавы М.
Позен сделал два памятника своим землякам - И. Котляревскому (1903) и Г.
Гоголю (1915).
Повышается интерес к изучению
народной мелодики у композиторов, которые работали над украинской тематикой.
Стоит отметить произведения П. Чайковского, А. Даргомыжского, А. Бородина,
Н.римского-Корсакова и др. Они активно использовали украинскую тематику и
народную песню в своих произведениях. Так, М.Мусоргський по мотивам произведений М. Гоголя
написал оперу “Сорочинская ярмарка”, Г. Римский-Корсаков - оперы “Майская
ночь” и “Ночь перед Рождеством”, П. Чайковский - оперу “Черевички”, А.бородин - опера “Князь Игорь”.
Украинские композиторы М. Вербицкий, С.
Воробкевич, П.Ніщинский под влиянием стихов Т. Шевченко создали замечательные музыкальные произведения по их мотивам.
С. Гулак-Артемовский, влюбленный в украинскую старину, написал оперу “Запорожец за Дунаем”. Впервые эту оперу было поставлено
в 1863 г. на сцене Санкт-Петербургского
оперного театра.
И наибольший вклад в развитие украинского
музыкального
искусства сделал М. Лысенко. Он
собирал и
обрабатывал украинские
народные песни и
опубликовал 7 сборников, записал музыкальный репертуар кобзаря
Остапа Вересая, добавив к этой
публикации теоретическую
статью о кобзарское искусство,
создал симфонические и камерные произведения
и оперы “Тарас Бульба”, “Рождественская
ночь”, “Утопленница”,
“Наталка-Полтавка”, а также уникальный на то время жанр - оперы для
детей “Коза-Дереза”, “Пан Коцкий”
и “Зима и весна”.