Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел V

Пробуждение национального сознания

украинского народа

 

КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ СТ.

 

Во второй половине XIX в. происходил дальнейшее развитие украинской культуры. Наблюдается тенденция к разделению ее на два больших блока - буржуазного и национально-демократического направлений. Здесь нельзя не согласиться с В. I. Лениным, который национальную культуру трактовал как культуру помещиков, попов и буржуазии, и с тем, что “лозунг национальной культуры это буржуазный (а часто и чорносотенно-клерикальне) надувательство”. Это далеко не соответствует действительности.

В период становления промышленного капитализма Украина, как и царская Россия, нуждалась кадров, которых очень не хватало на заводах и фабриках, которые открывались в Украине. Наряду с профессиональной начинается народное образование, которая получила особого развития с назначению Г. Пирогова попечителем Киевского и Одесского учебных округов (1856-1861). В это время в Киеве, Харькове, Полтаве, Екатеринославе, Чернигове, Одессе, Житомире и других городах и селах открываются воскресные школы. Профессора Киевского университета П. Павлов, Я. Бекман, М. Муравский делают попытку через школы вести революционную пропаганду. В Украине в 1862 г. функционировало 67 воскресных школ, для которых были изданы буквари и учебники на украинском языке. Большого значения этим школам предоставлял Т.Шевченко. Он написал для них “Букварь южнорусский”. Эти школы вызвали переполох у царского правительства и в 1862 г. были закрыты.

Украина начала становиться капиталистическим государством, ее экономическое развитие вызывал настоятельную потребность реформирование школьной системы, ведь на конец 90-х годов XIX ст. в Украине насчитывалось около 17 тысяч начальных школ, которые обеспечивали образование около 30 % детей школьного возраста. Согласно переписи 1897 г., грамотным было уже 24 % населения в возрасте от 9 до 49 лет.

На требование времени создаются двокласні школы с пятилетним сроком обучения, уездные училища реорганизуются в шестилетние, открываются реальные (средние) учебные заведения, восьмикласні коммерческие училища. Так, на конец XIX в. в Украине насчитывалось 129 гимназий, 19 реальных и 17 коммерческих училищ, подавляющее большинство из которых были частными.

Украинские университеты - Харьковский, Киевский, Одесский (Новороссийский, 1865) и институты - Нежинский историко-филологический (1875), Харьковский технологический (1885), Киевский политехнический институт (1898) стали центрами научной мысли, подготовки ученых, учителей, врачей и других специалистов для предприятий Украины. В основном обучение в высших учебных заведениях было недоступно для детей рабочих и крестьян, поскольку было платным, и плата эта была достаточно высокой.

В украинских учебных заведениях создаются известные научные школы: математическая - ведущими учеными были М. Ващенко-Захарченко, С. Ярошенко, И. Тимченко; физическое - М. Умнов; астрономическая - Ф. Бердихін; химическая - М. Бекетов, Я. Михайленко, Ф.Шведов, С. Реформаторский; биологическая - А. Черная, К.Милашевич, эмбриолог О. Ковалевский; ботаники - В. Зеленский, Ф. Каменский, В. Палладин; микробиологии - М. Гамалия, Мечников, физиолог И. Сеченов.

В 1869-1870 гг. было основано географическое общество, которое осуществило три экспедиции с целью сбора этнографически-статистических материалов, которые в 1872-1879 гг. было опубликовано в Петербурге (“Труды этнографическо-статистической экспедиции в Західноросійський край”). В них были включены украинские песни, сказки, сведения о правовых обычаи украинского народа и др. После выхода Эмского указа 1876 г. Юго-западный отдел российского географического общества было закрыто.

Большого развития достигла историческая наука, здесь шла острая борьба между революционно-демократическими, национальными, либеральными и великодержавными направлениям. Сторичними студиями занимались также писатели и общественные деятели, в частности т. Шевченко, И. Франко, С. Подолинский, П. Грабовский, Леся Украинка, Н. Костомаров, Д. Багалей и др.

I. Франко развивал исторические взгляды революционеров-демократов 60-70-х годов XIX ст. Ему принадлежит несколько десятков трудов, в которых освещаются важнейшие проблемы истории Украины от древних времен до начала XX в.

Изучение фактической истории Украины стало ведущей темой у представителей либерально-демократического направления - Костомарова, О. Лазаревского, Д. Багалея, А. Ефименко. Так, Костомаров написал фундаментальные труды о развитии исторического процесса Украины и России: “Борьба украинских казаков с Польшей в первой половине XVII века”, “Богдан Хмельницкий”, “Руина” и др. Он редактировал отдельные произведения документального издания “Акты, относящиеся к Южной и Западной России”. В своих трудах н. Костомаров много внимания уделял истории крестьянских восстаний, народного быта, заострял внимание на национальных особенностях украинского казачества.

На большом архивном материале процесс закрепощения крестьянства казацкой старшиной в XVII в. в своих трудах “Малороссийские посполитые крестьяне” и трехтомном издании “Описание старой Малороссии” показал О. Лазаревский.

В конце XIX в. вышли труды Д. Багалея, которые имеют необыкновенную ценность относительно собранного материала, в частности “Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства”, “Опыт истории Харьковского университета (по неопубликованными материалами)”. Ценным в его трудах является то, что он делает попытку показать процесс исторического развития украинского народа в контексте славянских народов.

С народнических позиций выступала О. Ефименко. На большом архивном материале она показала процесс закрепощения крестьян, превращение казацкой старшины в помещиков, общественно-политическая жизнь Украины XV-XVIII в. и административно-политическое устройство Левобережной Украины.

Под влиянием революционеров-демократов и марксистов сложился мировоззрение С. Подолинского, и из этих взглядов он освещал развитие капитализма и формирование пролетариата в Украине в трудах “О земледелие”, “О богатстве и бедность”, “Паровая машина”, “Ремесла и фабрики на Украине” и др.

С национальных позиций начал писать свою “Историю Украины-Руси” М. Грушевский. Его научные изыскания и активная организаторская деятельность пробудили интерес к объективному изучению исторических процессов, происходивших в Украине.

Повысился интерес к изучению и освещение экономических процессов в Украине. Здесь ведущее место принадлежало статистику демократического направления Д. Журавскому. Он в 1852 г. издал трехтомный труд “Статистическое описание Киевской губернии”. Изучали экономическое положение в Украине кафедры политической экономии и статистики Киевского, Харьковского и Новороссийского университетов, Общество сельского хозяйства Южной России, Комиссия для описания губерний Киевского округа и др.

Много внимания уделяется изучению украинского языка. Первое место здесь принадлежит выдающемуся ученому-языковеду А. Потебни, который оставил обстоятельные исследования из общего языкознания, украинского языка и фольклора, диалектологии славянских языков. Основательные исследования по изучению украинского языка осуществили также М. Максимович, П. Житецкий, К. Михальчук, Ю. Тимченко и др. А.Спілка и М. Уманец в 90-х годах XIX в. заключили Словарь российско-украинский”, который сыграл положительную роль в пропаганде украинского языка. Изучали украинский язык российские ученые Ф. Корф, П.Фортунатов, О. Шахматов и др.

Под влиянием журналов “Современник” и “Отечественные записки”, на страницах которых публиковалось много материалов об Украине и которые распространялись в Украине, начинают выходить журналы “Основа” (1861-1862) и “Киевская старина”, которая начиная с 1882 г. в течение 25 лет публиковала материалы по истории Украины, произведения украинской литературы, архивные и научные исследования; эти материалы и сейчас не потеряли научной ценности.

Под влиянием творчества Т. Шевченко и основанного им направления критического реализма в украинской литературе входят Марко Вовчок, Панас Мирный, И. Франко, П. Грабовский, М. Коцюбинский, Леся Украинка и др.

Активно работает в этот период П. Кулиш, который в своих произведениях на историческую тематику, в частности времен казачества, воспевает особенности казачьего движения (роман “Черная рада”, 1857), активно выступает в литературно-критических статьях против хуторянства и национальной ограниченности как в литературе, так и в общественной жизни.

Крепостничество, глупость власть имущих клеймил в своих “Співомовках” С. Руданский. Невыносимая жизнь, бесправие и страдания закрепощенного крестьянства показал в своих произведениях выдающийся украинский прозаик I. Нечуй-Левицкий. К лучшим его произведениям относятся повести “Николай Джеря”, “Бурлачка”, “Кайдашева семья”, “Старосветские батюшки и матушки”.

Направление критического реализма в украинской литературе получил поступательное развитие в творчестве Панаса Мирного. В его романе “Разве ревут волы, как ясли полные” (написанном в соавторстве с І.Біликом) дается широкая картина жизни украинского села, борьба бедноты против нищеты и социальной несправедливости. А в романе “Гулящая” Панас Мирный показывает трагической судьбе деревенской девушки Христе Притиківни, которую “перемолола” машина капитализма. Среди драматических произведений Панаса Мирного популярной стала драма “Лимеривна”, в которой показано конфликт пореформенного села, возникшего между богатой верхушкой и эксплуатируемым крестьянством.

В Карпатском регионе выдающимся представителем передовой украинской литературы был Ю. Федькович, который воспевал борцов крестьянского движения, в частности Лукьяна Кобылицы, против австрийского порабощения, редактировал первую украинскую газету “Буковина”, которая выходила с 1885 г. в Черновцах. Популярной среди читателей было творчество Ольги Кобылянской, правда, ее первые произведения, в частности “Человек и царевна”, встретили резко противоположные оценки - от захватывающей со стороны I. Франко в резко критической со стороны С. Ефремова. Драматический произведение автора - повесть “Земля”, где она реалистично показала жизнь буковинского крестьянства, трагедию борьбы за землю; весь он пронизан болью и сочувствием к своим героям.

В 90-е годы XIX в. повышается интерес к драматургическому искусству, которое вопреки Валуєвському и Эмском указам выходит на театральные кони. Самым ярким представителем на этой ниве был писатель, поэт, театральный и культурно-общественный деятель М.старицкий. Его пьесы “Не суждено”, “В темноте”, “Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці” правдиво и беспристрастно показывают жизнь украинского крестьянства. Ведущей в его творчества была также историческая тематика. Он написал повесть “Осада Буше”, роман-хронику “Богдан Хмельницкий”, романы “Руина”, “Последние орлы” (“Гайдамаки”), “Разбойник Кармелюк”, в которых широко осветил освободительную войну украинского народа 1648-1654 гг., гайдамацкое движение XVIII в., борьбу против крепостничества.

Талантливым представителем в украинской драматургии был И.карпенко-Карый (I. Тобилевич). Его пьесы “Бродяга”, “Наймичка”, “Сто тысяч”, “Хозяин”, “Мартын Боруля”, что были написаны в духе критического реализма, показали многогранность жизни различных социальных групп украинского народа.

Несмотря на запреты и ограничения царского правительства, украинское театральное искусство сформировалось, выросла выдающаяся плеяда талантливых драматических актеров: М. Кропивницкий, П.саксаганский, М. Заньковецкая, М. Садовский. Они с успехом выступали на сценах театров Украины, в Петербурге, Москве и других городах России.

Украинское изобразительное искусство второй половины XIX в. развивается под влиянием реалистических тенденций, которые были продекларированы Обществом передвижных художественных выставок, душой и организаторами которых были И. Крамской и художественный критик В. Стасов. Членами общества были и украинские художники. Выставки экспонировались в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе и других городах Украины, вызвали интерес и положительно воспринимались общественностью.

Существенное влияние на развитие украинского прогрессивного реалистического искусства произвел I. Репин. Родился он на Слобожанщине, в г. Чугуеве в семье военного поселенца. Украинские впечатления детства давали ему творческое вдохновение на протяжении всей жизни. Он написал известные картины на украинскую тематику: “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Вечерницы”, “Гопак”, портрет Т.шевченко, сделал много зарисовок из жизни и быта украинского народа.

Уроженец Полтавщины М. Ярошенко, один из руководителей Передвижников, темами своих произведений “Студент”, “Курсистка”, “Кочегар”, “Всюду жизнь” выбирает жизнь разночинной интеллигенции и пролетариата. Он работал также как портретист и оставил нам образы современников (Г.Успенського, М. Салтыкова, Д. Менделеева), свой автопортрет и портреты представителей кавказских народов, среди которых он провел последние годы своей жизни.

Реалистические традиции, что их заложил Т. Шевченко, продолжали К. Трутовський, Л. Жемчужников, М. Микешин, М. Позен и др.

Особую славу снискал художник С. Васильковский. После окончания Санкт-Петербургской академии художеств он жил и работал в Харькове. Здесь он создал прекрасные пейзажи, в которых воспевал красоту украинской природы, нарисовал ряд сюжетных и исторических картин, наиболее значимые из которых “Выборы полковника Мартына Пушкаря”, “Ромодановский путь”, “Казаки в степи”, “Казачий пикет” и др.

Живопись также приобретало популярности в Украине: создаются “Общества любителей изящных искусств”, при них открываются рисовальные школы, в частности, в городах Киеве, Харькове, Одессе; позднее они были реорганизованы в художественные училища, что и стало базой для формирования украинской профессиональной школы изобразительного искусства.

В Галичине под влиянием украинских идей работали художники Т.Копистинского, Т. Романчук, К. Устиянович и И. Труш. Темами своих произведений они выбирали бытовую и историческую тематику, в пейзажах воспевали родной край, а И. Труш выполнил портреты И. Франко, В. Стефаника, М. Лысенко и Леси Украинки.

Во второй половине XIX в. наблюдаются определенные сдвиги к созданию монументальной пластики. Одним из первых был установлен памятник князю Владимиру, работу над ним начал В. Демут-Малиновский, а закончил П. Клодт. Памятник украсил один из живописных парков Киева, который киевляне любовно окрестили Владимирской горкой.

Зачинателем реализма в украинской монументальной скульптуре стал М. Микешин, автор многих монументов и памятников, установленных в Петербурге, Новгороде, Киеве. По его проекту в 1888 г. был создан памятник Бы. Хмельницком.

Для своего родного города Полтавы М. Позен сделал два памятника своим землякам - И. Котляревскому (1903) и Г. Гоголю (1915).

Повышается интерес к изучению народной мелодики у композиторов, которые работали над украинской тематикой. Стоит отметить произведения П. Чайковского, А. Даргомыжского, А. Бородина, Н.римского-Корсакова и др. Они активно использовали украинскую тематику и народную песню в своих произведениях. Так, М.Мусоргський по мотивам произведений М. Гоголя написал оперу “Сорочинская ярмарка”, Г. Римский-Корсаков - оперы “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством”, П. Чайковский - оперу “Черевички”, А.бородин - опера “Князь Игорь”.

Украинские композиторы М. Вербицкий, С. Воробкевич, П.Ніщинский под влиянием стихов Т. Шевченко создали замечательные музыкальные произведения по их мотивам. С. Гулак-Артемовский, влюбленный в украинскую старину, написал оперу “Запорожец за Дунаем”. Впервые эту оперу было поставлено в 1863 г. на сцене Санкт-Петербургского оперного театра.

И наибольший вклад в развитие украинского музыкального искусства сделал М. Лысенко. Он собирал и обрабатывал украинские народные песни и опубликовал 7 сборников, записал музыкальный репертуар кобзаря Остапа Вересая, добавив к этой публикации теоретическую статью о кобзарское искусство, создал симфонические и камерные произведения и оперы “Тарас Бульба”, “Рождественская ночь”, “Утопленница”, “Наталка-Полтавка”, а также уникальный на то время жанр - оперы для детей “Коза-Дереза”, “Пан Коцкий” и “Зима и весна”.