Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МОЯ СТРАНА - УКРАИНА

 

Урок 67

Тема. Природа Украинских Карпат

 

Цель: рассказать ученикам о природе Украинских Карпат; развивать пространственные представления, познавательный интерес; раскрывать экологическую, практическую, эстетическую и гигиеническую ценность природы; воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

Снова позвали горы Карпаты -

Все о волшебстве их будем знать!

Синие вершины, бистрії реки,

Цветов пахучих цілющії лекарства.

- На сегодняшнем уроке мы будем путешествовать до Украинских Карпат.

 

III. Вивчення нового материала

1. Рассказ учителя с элементами беседы

Где синії горы, где горы Карпаты,

Туман в долинах плывет...

Карпаты, Карпаты, зеленые Карпаты

Навек пленили меня.

- Горы Карпаты расположены на западе Украины.

- Посмотрите внимательно на карту. Здесь расположены Карпаты.

- Назовите самую высокую точку гор. Да, это гора Говерла.

- Название Карпатских гор происходит от славянского «харбат», то есть «хребет». Украинские Карпаты - горы, что является средними высотой.

Карпатские горы - это место в Украине, где выпадает больше осадков: дождей - весной и летом, снега - зимой. Весной снег длительное время лежит на вершинах гор, но со временем тает под лучами солнца. После дождей и таяния снега вода потоками сбегает с гор в долины и часто вызывает наводнения. С гор течет множество ручьев и рек. Карпаты - местность, в которой больше всего рек. Среди них - Днестр, Тиса, Прут, Черемош.

В Карпатах больше всего лесов. Поэтому их называют «лесистыми» и «зелеными». Редкими растениями покрыта площадь гор: эдельвейс альпийский, аконит Далена, дриада восьмилепестковая, астра альпийская и др.

Среди растений большое значение имеют леса, в которых преобладают ель, сосна, лиственница, ель, пихта. Хвойные леса сменяются кустарники, а за ними простираются горные луга - полонины. Они покрыты различными травянистыми растениями.

Во время рассказа учитель демонстрирует образцы гербария.

- Среди животных в Украинских Карпатах самые распространенные олень благородный, белка, сурок, еж, дикий кабан, лисица, крот, куница, медведь; пресмыкающиеся - тритон, саламандра, ящерица прыткая, уж обыкновенный и водяной, гадюка обыкновенная и др.; рыбы - окунь, лещ, щука, карп и др. Из птиц - беркут, орел, черный аист, клест еловый, дрозд, дятел, тетерев и др. Карпаты богаты на полезные ископаемые.

Мы мандруєм, мы мандруєм,

Украиной крокуєм.

Вот увидели Карпаты:

Как вершину нам достать?

Заглядываем в озерца -

Не нам коснуться дна!

Так мы долго, долго шли,

Пока на Говерлу не пришли.

- В любое время года Карпатские горы привлекают туристов. В местах выхода целебных минеральных вод созданы санатории, где ежегодно оздоравливается много людей. Чем так привлекают туристов Карпаты? (Горный чистый воздух, целебные воды, красота окружающего мира)

2. Физкультминутка

Раз-два - поднимается гора.

Три-четыре - это хитрецы горные склоны.

Пять-шесть - это орлы странный танец завели.

Семь-восемь - это ели склонились к реке.

Девять-десять - это вода с водопада вытекающим.

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Работа над загадками

- Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие животные являются самыми распространенными в Карпатах.

• Где живет он?

В густых зарослях.

Там гуляет, там и спит,

Своих деток там растит.

Любит груши, мед, малину,

Ловит порой и рыбину.

И больше всего любит спать,

Ляжет в осень, а встает

Лишь тогда, как весна наступает. (Медведь)

 

• Кто этот зверь рогатый,

Что рогами богатый? (Лось)

 

• Тоненькое, узенькое, по земле вьется,

Как кнут, длинные, но совсем не бьется.

Человека боится, молоко употребляет:

В лесу их много, - пожалуй, каждый знает. (Уж)

 

• Кто-то из сада в огород

Проклада из холмов дорогу.

В земле метро строит,

Там и днюет, и ночует. (Крот)

2. Работа в парах. Составление диалога «Каникулы в Карпатах»

Образец диалога

- Лена, где ты была на каникулах?

- Мы всей семьей отдыхали в Карпатах.

- Что тебе больше всего понравилось?

- Там очень красивая природа, чистый воздух, целебная вода.

- Ты сфотографировалась возле гор?

- Нет. У меня не было фотоаппарата, но я снимала наше путешествие на видеокамеру.

- Дашь мне кассету посмотреть?

- Да. Тебе понравится, потому что Карпаты - красивейшее место Украины. Особенно мне понравилось озеро Синевир и красивая легенда о его возникновении.

- Ты расскажешь нам ее в классе?

- Да, обязательно.

- Я тоже хотела бы посетить Карпаты.

- Мы можем поехать туда всем классом.

- Попросим об этом нашу учительницу.

3. Практическая работа

- Рассмотрите карту Украины. Найдите Карпатские горы. Определите, в какой части Украины они расположены. Покажите их на карте.

 

V. Итог урока

- О чем узнали на уроке?

- Какие реки текут в Карпатах? (Днестр, Тиса, Прут)

- Как называют равнину в Карпатах? (Полонины)

- Почему Карпаты называют «лесистыми» и «зелеными»? (Потому что в этих горах много лесов.)

- Какие растения растут в Карпатах? (Бук, пихта, эдельвейс, смерека)

- Какие животные встречаются в Карпатах? (Белка, благородный олень, дятлы, волк, лиса)

- Почему здесь построено много санаториев, домов отдыха? (Горный воздух, лечебный климат, полезный для здоровья)