МОЯ СТРАНА - УКРАИНА
Урок 67
Тема. Природа Украинских Карпат
Цель: рассказать ученикам о природе Украинских Карпат; развивать пространственные представления, познавательный интерес; раскрывать экологическую, практическую, эстетическую и гигиеническую ценность природы; воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
Снова позвали горы Карпаты -
Все о волшебстве их будем знать!
Синие вершины, бистрії реки,
Цветов пахучих цілющії лекарства.
- На сегодняшнем уроке мы будем путешествовать до Украинских Карпат.
III. Вивчення нового материала
1. Рассказ учителя с элементами беседы
Где синії горы, где горы Карпаты,
Туман в долинах плывет...
Карпаты, Карпаты, зеленые Карпаты
Навек пленили меня.
- Горы Карпаты расположены на западе Украины.
- Посмотрите внимательно на карту. Здесь расположены Карпаты.
- Назовите самую высокую точку гор. Да, это гора Говерла.
- Название Карпатских гор происходит от славянского «харбат», то есть «хребет». Украинские Карпаты - горы, что является средними высотой.
Карпатские горы - это место в Украине, где выпадает больше осадков: дождей - весной и летом, снега - зимой. Весной снег длительное время лежит на вершинах гор, но со временем тает под лучами солнца. После дождей и таяния снега вода потоками сбегает с гор в долины и часто вызывает наводнения. С гор течет множество ручьев и рек. Карпаты - местность, в которой больше всего рек. Среди них - Днестр, Тиса, Прут, Черемош.
В Карпатах больше всего лесов. Поэтому их называют «лесистыми» и «зелеными». Редкими растениями покрыта площадь гор: эдельвейс альпийский, аконит Далена, дриада восьмилепестковая, астра альпийская и др.
Среди растений большое значение имеют леса, в которых преобладают ель, сосна, лиственница, ель, пихта. Хвойные леса сменяются кустарники, а за ними простираются горные луга - полонины. Они покрыты различными травянистыми растениями.
Во время рассказа учитель демонстрирует образцы гербария.
- Среди животных в Украинских Карпатах самые распространенные олень благородный, белка, сурок, еж, дикий кабан, лисица, крот, куница, медведь; пресмыкающиеся - тритон, саламандра, ящерица прыткая, уж обыкновенный и водяной, гадюка обыкновенная и др.; рыбы - окунь, лещ, щука, карп и др. Из птиц - беркут, орел, черный аист, клест еловый, дрозд, дятел, тетерев и др. Карпаты богаты на полезные ископаемые.
Мы мандруєм, мы мандруєм,
Украиной крокуєм.
Вот увидели Карпаты:
Как вершину нам достать?
Заглядываем в озерца -
Не нам коснуться дна!
Так мы долго, долго шли,
Пока на Говерлу не пришли.
- В любое время года Карпатские горы привлекают туристов. В местах выхода целебных минеральных вод созданы санатории, где ежегодно оздоравливается много людей. Чем так привлекают туристов Карпаты? (Горный чистый воздух, целебные воды, красота окружающего мира)
2. Физкультминутка
Раз-два - поднимается гора.
Три-четыре - это хитрецы горные склоны.
Пять-шесть - это орлы странный танец завели.
Семь-восемь - это ели склонились к реке.
Девять-десять - это вода с водопада вытекающим.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Работа над загадками
- Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие животные являются самыми распространенными в Карпатах.
• Где живет он?
В густых зарослях.
Там гуляет, там и спит,
Своих деток там растит.
Любит груши, мед, малину,
Ловит порой и рыбину.
И больше всего любит спать,
Ляжет в осень, а встает
Лишь тогда, как весна наступает. (Медведь)
• Кто этот зверь рогатый,
Что рогами богатый? (Лось)
• Тоненькое, узенькое, по земле вьется,
Как кнут, длинные, но совсем не бьется.
Человека боится, молоко употребляет:
В лесу их много, - пожалуй, каждый знает. (Уж)
• Кто-то из сада в огород
Проклада из холмов дорогу.
В земле метро строит,
Там и днюет, и ночует. (Крот)
2. Работа в парах. Составление диалога «Каникулы в Карпатах»
Образец диалога
- Лена, где ты была на каникулах?
- Мы всей семьей отдыхали в Карпатах.
- Что тебе больше всего понравилось?
- Там очень красивая природа, чистый воздух, целебная вода.
- Ты сфотографировалась возле гор?
- Нет. У меня не было фотоаппарата, но я снимала наше путешествие на видеокамеру.
- Дашь мне кассету посмотреть?
- Да. Тебе понравится, потому что Карпаты - красивейшее место Украины. Особенно мне понравилось озеро Синевир и красивая легенда о его возникновении.
- Ты расскажешь нам ее в классе?
- Да, обязательно.
- Я тоже хотела бы посетить Карпаты.
- Мы можем поехать туда всем классом.
- Попросим об этом нашу учительницу.
3. Практическая работа
- Рассмотрите карту Украины. Найдите Карпатские горы. Определите, в какой части Украины они расположены. Покажите их на карте.
V. Итог урока
- О чем узнали на уроке?
- Какие реки текут в Карпатах? (Днестр, Тиса, Прут)
- Как называют равнину в Карпатах? (Полонины)
- Почему Карпаты называют «лесистыми» и «зелеными»? (Потому что в этих горах много лесов.)
- Какие растения растут в Карпатах? (Бук, пихта, эдельвейс, смерека)
- Какие животные встречаются в Карпатах? (Белка, благородный олень, дятлы, волк, лиса)
- Почему здесь построено много санаториев, домов отдыха? (Горный воздух, лечебный климат, полезный для здоровья)