МОЯ СТРАНА - УКРАИНА
Урок 65
Тема. Черное и Азовское моря. Значение морей
Цель: рассказать ученикам о Черное и Азовское моря; объяснить хозяйственное значение морей; способствовать формированию экологического мышления учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня у нас необычный урок, я приглашаю вас к путешествию. Куда мы отправимся, вы скажете после прослушивания аудио-записи.
Звучит аудио запись «Шум моря».
- Мы отправимся морем на кораблике.
III. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя
- Дети, кто из вас был на море?
- Кто принес фотографии? (Вывешивают на доску.)
- Взгляните на фото. Какие эмоции вы переживаете сейчас?
- А теперь я назову несколько слов, а вы скажете, с каким словом оно связано. (Слова фиксируют на доске.)
Украина, курорты, пляж, Ялта, дельфины.
- Что объединяет все эти слова? (Черное море)
- Рассмотрим карту Украины. Каким цветом обозначены моря? Какие моря омывают территорию Украины?
По своим размерам Черное море глубже и больше, чем Азовское. Его наибольшая глубина - 2245 м. Через большое количество водорослей Черное море темнее другие моря. Возможно, поэтому его назвали Черным.
2. Беседа по картине
- Посмотрите на картину И. К. Айвазовского «Буря». Какое море на ней изображено?
- Почему оно грустное?
- Почему же наше синее море назвали Черным? Причину этого хорошо знают моряки. Плывут они синим морем - оно тихое, спокойное, невысокие волны катятся одна за другой, дельфины играют в воде, и ничто не предвещает беды. И вдруг синее море начинает хмуриться, наливаться черной злобой, и огромные волны обрушиваются на беззащитные корабли. Волны стремительно подходят к берегу, разбивают каменные преграды, заливают здания, относят в море лодки. Такие волны называются черноморскими цунами.
Второе море, что омывает берега Украины, - Азовское. По своим размерам оно в 11 раз меньше, чем Черное море, и почти в 150 раз мельче, его максимальная глубина - 14 м. Хотя Азовское море часто называют заливом Черного моря, его природа является своеобразной и неповторимой.
3. Почему море соленое?
- Отгадайте загадку.
Кругом вода, а с питьем беда.
Кто знает, где это бывает? (На океане, на море)
- А почему с питьем беда? (Вода соленая)
- Море не просто соленое, оно горькое, соленое невыносимо, отвратительно на вкус. Ведь недаром люди, терпящие бедствие в открытом море без запаса пресной воды, могут погибнуть от жажды, ведь пить морскую воду невозможно.
Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара бегут к нему длинными извилистыми путями вливаются в озера с одной стороны и убегают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! К морю! Почему?
Потому что уровень морей и океанов всегда ниже, чем уровень суши. И путь воды всегда идет под уклон. Поэтому все реки текут в моря.
Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле, и под землей.
Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в реку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.
И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. Капельки воды оставляют морю тот маленький объем солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что нельзя сосчитать; они проделывают свой путь в природе в течение много времени, продолжительность которого сложно выяснить, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным.
Вот почему море соленое!
4. Чтение сказки
ПОЧЕМУ В МОРЕ ВОДА СОЛЕНАЯ?
(Украинская сказка)
Много лет назад жили два брата. Младший - бедный, а старший - богатый. Умерли их отец и мать. Тогда младший брат стал жить еще хуже. Старший брат забрал себе все отцовское наследство. Младшему брату не осталось ничего. жил он с женой в больших нищете. Как-то у младшего брата не стало чего есть, и решил он пойти к старшему, чтобы тот помог ему. Старший брат отказался помочь. Тогда младший брат пошел ловить рыбу, чтобы сварить уху. В тот день рыба не ловилась. Возвращается он домой с пустыми руками, понурив голову. И вдруг видит - на дороге лежат жернова. Поднял он эти жернова и понес домой. А дома жена спрашивает:
- Хороший был улов? Много рыбы принес?
- Нет, мать, нет рыбы. Вот принес тебе жернова.
Положил он жернова судьбы и с досады и толкнул их ногой. А жернова вдруг закрутились и начали молоть. Смотрят, а из-под жерновов соль сыплется. Мололи они все быстрее и быстрее, соли становилось больше и больше. Обрадовались муж с женой. Потом младший брат начал думать, куда девать соль и как ему остановить жернова. Наконец додумался: перевернул жернова, и только тогда они остановились. После этого жили они хорошо. Мололи соль и продавали, что давало им возможность жить в достатке.
Старший брат узнал об этом, пришел к младшему и говорит:
- Дай, брат, мне в заем жернова!
Очень не хотелось младшему брату давать жернова старшему брату, но отдал. Старший брат принес домой жернова и толкнул их ногою. жернова начали молоть. Меньший брат не успел рассказать старшему, как они останавливаются. Жернова мололи-мололи соль и намололи такую кучу, которая дошла до потолка. Стены затрещали. Испугался старший брат, что развалится дом, взял он жернова и вытолкнул из дома. Они покатились с горы в море и утонули. С тех пор на дне моря крутятся жернова все мелют и мелют соль.
- Почему морская вода соленая?
►► Физкультминутка
IV. Вобобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Игра «знаешь Ли ты обитателей моря?»
1) Чтение отрывка стихотворения М. Пригари «Мать и сын».
Вы про дельфина
Слышали или нет?
Плавал дельфин
В морской глубине.
Знал черепаху,
Знал осьминога,
Знал, где в подводные пещеры
Дорога.
Имел не одного
Под волнами друга.
Цокал, словно краб,
И сопел, как белуга.
Мог засвистіти,
Словно пароход,
Только человеческой речи
Не знал.
Ласкала сына
Дельфіниха-мать,
Учила его
Корабли обгонять.
Учила в непогоду
Находить путь
Там, где бури шаленії
Ревут.
Говорит ей сын:
- Вот теперь я при силе!
Везде, куда захочу,
Поплину по волне.
Краба и медузу
В дороге прекращу,
С черепахой
Погомоню.
Только всякое
Бывает на веку:
Хочу я знать
Язык человеческий!
В море встречу
Людей ненароком.
«Кто вы? - гукну им,
Не моргнув глазом. -
Где вы живете?
В какой стороне?»
Все порозказують
Люди мне! -
Мать вздыхала:
- Ой, что это за дети!
Кто такое видел -
С людьми говорить!
Может, и на спине
Их будешь носит?
Хочешь, наверное,
Попасть в сеть! -
Бесполезное возражала
Матушка сыну.
«Что, - говорит, - вздумал,
Того не покину!
Буду науки
Искать в родные:
Дядя кит
Поможет мне».
2) Работа над загадками.
• Она в море промышляет,
И людей, и рыб пугает.
Острые зубы в два ряда,
Вот плавник торчит из воды.
Лучше бы в море утонула
Эта страшная, гадкая... (акула).
• В море плаваю на дне,
Там спокойнее мне,
Как желе мои бока:
И прозрачные, и мягкие.
Если поймаешь меня ты -
Могу руку обжечь! (Медуза)
2. Работа над пословицами и поговорками
• В море так много воды, что никто ее не пьет.
• Зачем в море воду лить, когда и так море полное.
• Сиди у моря и жди погоды.
• И море начиналось с капли.
• С малых капель делается море.
• Ложкой моря не вычерпать.
• Не море топит корабли, а ветер.
• По морю плавал, а воды не видел.
• Хоть море большое, и вода не годится.
3. Беседа о хозяйственное значение морей
Демонстрация рисунков, фотографий, презентации.
• Моря являются древнейшими и удобными путями сообщения.
• Море дает человеку рыбу, крабов, мидий, съедобные водоросли.
• В море охотятся на морских зверей: китов, моржей, тюленей, добывают жемчуг, кораллы.
• На дне морей залегает большое количество полезных ископаемых.
• Целебный морской воздух и вода восстанавливают здоровье людей, помогают лечить болезни. Поэтому на берегах морей есть много санаториев, домов отдыха.
4. Практическая работа
- Рассмотрите физическую карту Украины.
- Найдите моря омывают берега Украины
- Назовите их и покажите.
V. Итог урока
- Какие моря омывают территорию Украины? Покажите их на карте.
- Чем Черное море отличается от Азовского?
- Что нового вы узнали о моря?
- Объясните значение морей для человека.
- Почему морская вода соленая?
- Почему люди едут отдыхать к морю?