Импичмент (от англ. impeachment - обвинение) - термин, означающий особый порядок и соответствующую установленную законом процедуру привлечения к ответственности за грубые нарушения конституции или закона высших должностных лиц во время выполнения ими полученных в результате выборов полномочий. На современном этапе большинство демократических стран мира имеют процедуру И., согласно которой одна из палат парламента (чаще нижняя) формулирует обвинение и возбуждает дело, а вторая (верхняя) или принимает окончательное решение, или же передает дело на рассмотрение судебных органов.
Общеизвестно, что истоки 1. как конституционной процедуры обвинения высших государственных лиц лежат в английском конституционном праве. Для процедуры И. по английскому образцу присуще то, что весь процесс привлечения чиновника к ответственности происходит в рамках парламента. Так, нижняя палата возбуждает дело, а верхняя принимает окончательное решение о дальнейшей судьбе чиновника. Несколько отличается процедура И. в США. По Конституции США нижняя палата (Сенат) выступает в роли следователя и обвинителя. Распространена практика парламентского расследования. От имени Конгресса действуют специально созданные и постоянные комитеты. Но они занимаются только сбором информации и фактов, которые затем передают на рассмотрение в палаты, что инициировала необходимость создания следственного органа. Верхняя палата Конгресса (Палата представителей) выступает в роли судей. Однако на этом процесс И. и соответствующие действия государственных органов не завершаются. Если в действиях должностного лица наличествует состав преступления, то дальше дело передается в Конституционный Суд. Американская модель проведения И. введена также такими государствами, как Бельгия, Исландия, Нидерланды, ФРГ, Италия, Австрия и странами Северной и Центральной Америки. Отдельно нужно рассмотреть процедуру И. во Франции, политическое устройство которой рассматривается как образец президентско-парламентского правления. Согласно ст. 63 Конституции Франции в случае привлечения к ответственности президента или членов правительства обвинения выдвигаются обеими палатами парламента, которые должны вынести идентичные решения. Сама же суть дела выносится на рассмотрение специально созданного Высшего Суда для решения таких вопросов. Французская модель И. заимствована также некоторыми странами - Грецией, Данией, Финляндией и др.
Конституция Украины, как и основные законы других стран молодой демократии, также предусматривает импичмент Президента в случае совершения им государственной измены или другого преступления. Вопрос о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Для проведения расследования предполагается, что Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию. В состав последнего включаются специальный прокурор и специальные следователи. Выводы и предложения временной следственной комиссии должны рассматриваться на заседании Верховной Рады Украины. При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее как двумя третями от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины. Конституционным требованием является то, что решение об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертыми от ее полного состава. В силе это решение парламента становится в случае проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его вывода относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.
Стоит отметить, что на постсоветских просторах, и вообще среди стран молодой демократии, впервые в Литве в порядке импичмента весной 2004 г. парламентом республики были отправлены в отставку президента Литвы Роландаса Паксаса. Этот государственный деятель был обвинен в сотрудничестве с российскими спецслужбами и криминальными структурами. Мало того, Г. Паксасу было отказано в возможности быть кандидатом на пост президента страны в следующих досрочных выборах президента Литвы (см. также: Президент, Президент Украины).
Политологический энциклопедический СЛОВАРЬ - К., 1997; Политологическая энциклопедия. - М., 2003; Капто А. С. Энциклопедия мира. - М., 2002; День. - 2004. - 15-18 апреля.
А. Кудряченко