Раздел III
ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ
Урок № 66
Тема. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ ПРИРОДЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ В ПРИРОДЕ. АНТРОПОГЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Цель: повторить и систематизировать понятия и знания о природные ресурсы; предоставить учащимся знания об использовании основных видов природных ресурсов; сформировать первичные умения учащихся разрабатывать рациональный подход к использованию природных ресурсов.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта мира, атласы, учебники, тетради.
Опорные и базовые понятия: минеральные, лесные, водные, земельные ресурсы, ресурсы океанов, растительный и животный мир, солнечная радиация, компоненты природы, природные комплексы, нектон, планктон, бентос, антропогенные ландшафты.
Географическая номенклатура: океаны и материки Земли, национальные парки и заповедники.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Врганізаційний момент
Определение учителем при активном сотрудничестве с учащимися темы и цели урока, а также основных этапов и форм работы на уроке.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Прием «Экспресс-тесты»
Ученики задают друг другу тестовые вопросы, подготовленные дома (работа в парах).
2. Прием «Найди пару»
Учитель предлагает учащимся названия географических объектов, а они находят их пару - материк или океан, где они расположены, и показывает их на карте.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
1. Прием «Практичность теории»
Рассказ учителя о видах естественной деятельности человека на материках Земли с использованием тех природных условий и ресурсов, что есть на материках (залежи каменного угля в Аппалачах, кимберлитовые трубки в ЮАР, пастбища в Австралии и др.).
2. Прием «Проблемный вопрос»
Для чего человеку нужно знать особенности природных условий той или иной местности?
IV. Изучение нового материала
1. Прием «Географическая лаборатория»
Определение видов природных ресурсов, составление схемы в тетрадях.
2. Прием «Пресс-конференция»
Выступления учащихся об использовании природных ресурсов, последствия природопользования.
3. Прием «Мозговой штурм»
Формулировка ответа на проблемный вопрос. Ученики обдумывают и высказывают свой ответ в такой форме: По моему мнению..., потому что..., например..., ... поэтому я считаю... и т.д.
4. Прием «Домашняя заготовка»
Ученики приводят примеры нарушения равновесия в природе, антропогенных комплексов, причин и последствий их формирования.
V. Закрепление изученного материала
1). Прием «географический практикум»
Задачи. Нанести на карту мира способом значков районы нарушение равновесия в природе через создание антропогенных природных комплексов:
1. Чернобыльская АЭС.
2. Карьеры добычи полезных ископаемых (Украина, Бразилия, ЮАР).
3. Районы выпаса скота (саванны Африки и Аргентина).
2). Прием «Дерево решений»
Задачи. Продолжите логическую цепочку.
а) Добыча и переработка полезных ископаемых.
б) Использование земельных ресурсов.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий текст параграфа в учебнике.
• Подготовить сообщения по темам «Международные организации по охране природы», «Заповедники стран мира».
Дополнительный материал к уроку
• В ХГУ в. по всей Западной Европе было практически винещено лесные массивы. Почувствовался острый дефицит древесины, которой не хватало на строительство жилья и отопление. Тогда впервые европейцы начали массово высаживать деревья.