География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел III

ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ

 

Урок № 66

Тема. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ ПРИРОДЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ В ПРИРОДЕ. АНТРОПОГЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

 

Цель: повторить и систематизировать понятия и знания о природные ресурсы; предоставить учащимся знания об использовании основных видов природных ресурсов; сформировать первичные умения учащихся разрабатывать рациональный подход к использованию природных ресурсов.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, учебники, тетради.

Опорные и базовые понятия: минеральные, лесные, водные, земельные ресурсы, ресурсы океанов, растительный и животный мир, солнечная радиация, компоненты природы, природные комплексы, нектон, планктон, бентос, антропогенные ландшафты.

Географическая номенклатура: океаны и материки Земли, национальные парки и заповедники.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Врганізаційний момент

Определение учителем при активном сотрудничестве с учащимися темы и цели урока, а также основных этапов и форм работы на уроке.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Прием «Экспресс-тесты»

Ученики задают друг другу тестовые вопросы, подготовленные дома (работа в парах).

2. Прием «Найди пару»

Учитель предлагает учащимся названия географических объектов, а они находят их пару - материк или океан, где они расположены, и показывает их на карте.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

1. Прием «Практичность теории»

Рассказ учителя о видах естественной деятельности человека на материках Земли с использованием тех природных условий и ресурсов, что есть на материках (залежи каменного угля в Аппалачах, кимберлитовые трубки в ЮАР, пастбища в Австралии и др.).

2. Прием «Проблемный вопрос»

Для чего человеку нужно знать особенности природных условий той или иной местности?

 

IV. Изучение нового материала

1. Прием «Географическая лаборатория»

Определение видов природных ресурсов, составление схемы в тетрадях.

2. Прием «Пресс-конференция»

Выступления учащихся об использовании природных ресурсов, последствия природопользования.

3. Прием «Мозговой штурм»

Формулировка ответа на проблемный вопрос. Ученики обдумывают и высказывают свой ответ в такой форме: По моему мнению..., потому что..., например..., ... поэтому я считаю... и т.д.

4. Прием «Домашняя заготовка»

Ученики приводят примеры нарушения равновесия в природе, антропогенных комплексов, причин и последствий их формирования.

 

V. Закрепление изученного материала

1). Прием «географический практикум»

Задачи. Нанести на карту мира способом значков районы нарушение равновесия в природе через создание антропогенных природных комплексов:

1. Чернобыльская АЭС.

2. Карьеры добычи полезных ископаемых (Украина, Бразилия, ЮАР).

3. Районы выпаса скота (саванны Африки и Аргентина).

2). Прием «Дерево решений»

Задачи. Продолжите логическую цепочку.

а) Добыча и переработка полезных ископаемых.

б) Использование земельных ресурсов.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий текст параграфа в учебнике.

• Подготовить сообщения по темам «Международные организации по охране природы», «Заповедники стран мира».

 

Дополнительный материал к уроку

• В ХГУ в. по всей Западной Европе было практически винещено лесные массивы. Почувствовался острый дефицит древесины, которой не хватало на строительство жилья и отопление. Тогда впервые европейцы начали массово высаживать деревья.