УРОК 64. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Учебная цель: углубить и систематизировать знания о природные ресурсы материков и океанов и типы природоохранных территорий; ознакомить с классификацией природных ресурсов; формировать практические умения оценивать и классифицировать природные ресурсы; характеризовать основные типы природоохранных территорий.
Оборудование: физическая карта мира, экологическая карта мира, схема «классификация природных ресурсов», учебники, атласы.
Основные понятия: природные условия, природные ресурсы, природопользование, хозяйственная деятельность, антропогенные природные комплексы, компоненты природы, заповедник, национальный парк, заказник.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
• Какие материки и океаны вы знаете? Покажите их на карте.
• Условия которых климатических поясов и природных зон наиболее благоприятные для жизни и деятельности человека?
• Почему основная часть населения земного шара живет на равнинах и на берегах морей и океанов?
• Какие виды природных богатств используют люди на Земле?
• Какие виды хозяйственной деятельности людей оказывают наиболее негативное влияние на окружающую среду? Почему в последние годы проблема охраны природы становится наиболее остро?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Новые методы географической науки позволили понять, насколько глубоко связаны между собой различные процессы на Земле, природа и человек. Первые же космические снимки скоплений городов и их промышленных выбросов, дымовых шлейфов от лесных пожаров, вырубок лесов и опустынивание показали масштабность последствий этих явлений. И главное - способствовали формированию нового мировоззрения, что воспринимает нашу Землю как единую систему, все элементы которой, включая и человека, тесно связанные между собой. Именно от человека зависит будущее нашей планеты, ведь Земля - это наш Общий Дом; следовательно, от того, как люди будут беречь его и ухаживать, зависит их будущее. Первым шагом к будущему является экономное отношение к тем богатствам, что подарила нам природа, - природных ресурсов.
ИV. Изучение нового материала
1. Природные ресурсы и их виды
Природные ресурсы - это компоненты природы, которые обеспечивают существование человеческого общества и используемые в хозяйстве. Основные виды природных ресурсов, которые использует человек,- это минеральные, водные, земельные, биологические, климатические.
Минеральные ресурсы - это полезные ископаемые, которые залегают, как правило, в недрах Земли. Использование и переработка минеральных ресурсов приводит к образованию отходов, которые загрязняют окружающую среду.
Водные ресурсы - это прежде всего пресные воды, находящимися в реках, озерах, водохранилищах, подземных водах. Сейчас около 1/3 населения Земли испытывает нехватку пресной воды. Суточное мировое потребление воды превышает 26 946 млрд. литров, или 4280 л на человека. Больше всего воды расходуется на земледелие - 72 % от общего объема, много воды потребляет промышленность - 20 %. Немало воды идет на бытовые и хозяйственные нужды.
Земельные ресурсы - территории, которые необходимы для жизнедеятельности людей (для строительства городов и сел, фабрик и заводов, дорог, захоронения отходов и, конечно же, для сельского хозяйства).
Биологические ресурсы - богатства растительного и животного мира Земли.
Среди биологических ресурсов важное значение для людей имеют леса. В наше время лесами покрыто около 30 % поверхности суши.
Климатические ресурсы относятся к неисчерпаемым природным богатствам, включающие солнечную энергию, влагу и энергию ветра.
Ресурсы Мирового океана. Биологические ресурсы океана, 90 % которых составляет рыба. Минеральные ресурсы. На шельфе интенсивно ведется добыча нефти и газа, каменного угля, руд металлов, строительных материалов. В морской воде растворено около 100 химических элементов, в том числе и золото. Энергетические ресурсы Мирового океана. Пока что из них всего используется энергия приливов и отливов. В перспективе предполагается и использование термальной энергии океанских вод и энергии волн.
2. Природоохранные территории
Заповедник - участок территории или акватории, на которой весь природный комплекс сохраняется в естественном состоянии, запрещена любая хозяйственная деятельность. Используется для комплексных научных исследований.
Национальный природный парк - природоохранное учреждение общегосударственного значения, которая создается с целью сохранения, пополнения и эффективного использования природных комплексов и объектов, имеющих особую ценность. Особенностью национальных парков является сочетание в них природоохранной деятельности с рациональной организацией отдыха населения и туризмом.
Заказник - природоохранный объект представляет собой территорию (акваторию), на которой в определенный сезон или периодически охраняется часть природного комплекса: отдельные виды животных или растений, почвы, горные породы и др.
Другие природоохранные территории: ботанические сады, дендрологические сады, зоопарки, памятники природы.
V. Закрепление изученного материала
Охарактеризуйте природные ресурсы вашей местности. Определите, каких изменений они претерпели вследствие хозяйственного использования.
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Составить развернутый план к тексту параграфа и подготовить рассказ «Природные ресурсы материков и океанов и их использование».
• По картам атласа определить самые заповедные территории каждого из материков и записать их названия в тетрадь.