УРОК 65. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 12 «ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УСТАНОВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ИХ ПОСТУПЛЕНИЯ»
Учебная цель: углубить и систематизировать знания о видах загрязнений окружающей среды и основные источники загрязнения; формировать практические умения характеризовать разные виды загрязнения, сравнивать уровень загрязнения окружающей среды в различных регионах; совершенствовать умения и навыки работать с различными источниками географических знаний, анализировать и систематизировать необходимую информацию.
Оборудование: схемы, атласы, учебники, тетради для практических работ на печатной основе, контурные карты.
Основные понятия: окружающая среда, загрязнение, глобальные проблемы человечества, экологическая ситуация, антропогенное воздействие.
Тип урока: расширение знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
• Что такое природный комплекс?
• Что происходит с природным комплексом, когда один из его природных компонентов претерпевает изменений?
• Чем антропогенный комплекс отличается от природного?
• Что изучает наука экология?
• Почему возникновение и развитие этой науки приходится на ІХ-ХХ вв.?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Во второй половине ХХ ст., в эпоху быстрого развития науки и техники, освоения новых природных богатств, влияние человека на природу является повсеместным. Люди, создав мощные механизмы, с их помощью стали менять не только природные комплексы, но и круговорот веществ, потоки энергии, химический состав географической оболочки. Это влияние по масштабности и мощности можно сравнить с природными процессами, которые охватывают всю планету. Современные масштабы потребления природных ресурсов и способы их использования не позволяют сохранять устойчивое равновесие в природе. Определим основные виды загрязнения окружающей среды и источники их поступления.
ИV. Изучение нового материала
1. Нарушение природного равновесия
Промышленность на планете стала третьим по величине источником энергии после энергии Солнца и земных недр, при этом углекислого газа за год выбрасывается в воздух больше, чем всеми действующими вулканами.
Во время перевозок и переработки нефти в воду ее попадает в 85-100 раз больше, чем просачивается по трещинам из недр Земли. В результате этого сейчас почти весь Мировой океан покрыт тонкой пленкой, под которой из-за нехватки кислорода гибнут живые организмы. Регулирования потоков воды в масштабах планеты привело к тому, что сейчас в водоемах содержится около 6 тыс. км3 воды - в три раза больше, чем во всех реках мира.
Вооруженная техникой человек начал переделывать даже незыблемую сей день оболочку Земли - литосферу. Во время добычи полезных ископаемых она создает искусственные горы и впадины - терриконы и карьеры, высотой и глубиной достигают нескольких сотен метров. Это фактически новые, рукотворные формы рельефа.
Человек изменил круговороты фактически всех металлов, которые существуют в природе. Металлы накапливаются в воздухе, почвах, растениях, воде, попадают в продукты питания и затем в организм человека. Превысив определенную концентрацию, металлы наносят непоправимый вред всему живому.
По оценкам специалистов, человек существенно изменила и освоила около 60 % территории суши. Естественный вид некоторых природных зон можно наблюдать только в заповедниках. Результатом хозяйственно-преобразовательной деятельности человека является возникновение антропогенных ландшафтов - существенно измененных природных комплексов.
2. Основные виды загрязнения окружающей среды
Механическое - загрязнение твердыми предметами, тарой, спрацьованими предметами, которые накапливаются на земной поверхности.
Химическое - загрязнение веществами и соединениями искусственного происхождения, которые взаимодействуют с природными веществами и нарушают круговорот веществ и энергии.
Биологическое - распространение организмов, возникшие в результате жизнедеятельности человечества (новые виды болезней животных, бактерий и вирусов, тараканы, крысы и др.).
Радиационное - происходит во время испытания ядерного оружия, захоронения радиоактивных отходов, аварий и катастроф на атомных станциях и других объектах с атомными двигателями
V. Закрепление изученного материала
Выполнение практической работы 12 «Изучение основных видов загрязнения окружающей среды и установление источников их поступления». Рекомендуется использовать тетради для практических работ на печатной основе. В случае отсутствия таких тетрадей предлагается выполнить следующие задания:
1. Определите главные источники к каждому из видов загрязнения окружающей среды.
2. Приведите конкретные примеры по каждой «парой» «источник загрязнения вид загрязнения».
3. Постройте схему «Пути решения проблем загрязнения окружающей среды».
4. Заполните схему «Взаимодействие природы и человека»:
Человек - природе |
Природа - человеку |
|
|
VИ. Итог урока
VIIi. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Подготовить доклады «круглого стола» по теме «Экологические проблемы материков и океанов».