Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В УКРАИНЕ
2. Философская культура Украины в XV - XVII вв.

Киево-Могилянская академия.

Важную роль в развитии образования, культуры в Украине тогда сыграли типографии, что становились, по сути, самостоятельными научными центрами. Крупнейшими из типографий тогда считались Киевская, Черниговская и Львовская. Активизируется развитие живописи, архитектуры, музыки.

Главным центром науки и культуры Правобережья Украины после закрытия Острожской коллегии стала открытая в 1639 году высшее Киево-Могилянская коллегия, позже, в 1701 году, преобразована в Киево-Могилянскую академию. Основатель академии - настоятель Печерской лавры Петр Семенович Могила. Продолжительность обучения в академии до 12 лет. В ней изучалось более 20 различных отраслей знаний, в том числе и философия. Особое место в обучении отводилось латинском языке, а не греческой, как раньше. Латынь - необходима для практической жизни в условиях польской гегемонии в Украине. С изучением латыни в Киево-Могилянской академии связано более основательное освоение произведений философов античности, Средневековья, Возрождения и более поздний период, что в определенной мере обусловило подъем украинской философской мысли.

Киево-Могилянская академия сыграла важную роль в истории философского образования не только в Украине, но и всей России, дала в XVI - XIX вв. профессоров почти всем российским университетам. Самым выдающимся представителем гуманитарной мысли есть самобытный философ Григорий Сковорода, который окончил курс обучения в академии, сохранил добрые, теплые впечатления о ней и ее профессоров. Известные ученые, выходцы из Киево-Могилянской академии, Феофан Прокопович и Стефан Яворский, возглавляли «научную жену» русского царя Петра Первого. Стефан Яворский стал местоблюстителем патриаршего престола, а Феофан Прокопович - главой священного Синода. Философские курсы, читаемые в академии, имели теологический и схоластический характер, традиционно разбивались на три части: логику, физику, метафизику. Содержание курсов до конца XVIII в. преимущественно арістотелівський. Позже в академию пришло новое веяние - влияние одного из наиболее радикальных последователей Декарта - Пурхоція, учебником которого и пользовались в академии. Постепенно, вопреки исходным теологическим установкам, на философских курсах академии пробивает путь определенная материалистическая тенденция выражалась в аллегорическом толковании Библии, деизма и пантеизма. Феофан Прокопович в философском курсе пропагандировал материалистические идеи Бэкона, Декарта, Спинозы, системы Галилея и Коперника.

В эпоху Просвещения в Украине возникают коллегии в Чернигове, Переяславе, Харькове и других местах, что способствовало распространению знаний.

Эпоха зрелого Просвещения приходится на вторую половину XVIII в. и характеризуется особенностями: во-первых, развивается идея о позастанову ценность человека; во-вторых, пробуждается самосознание и достоинство лица; в-третьих, развивается чувство патриотизма, переживания за судьбу Украины. Эти особенности свидетельствуют о том, что в эпоху зрелого Просвещения проблема науки предпочитает проблеме человека. Подтверждением является хотя бы тот факт, что в первой половине XVIII в. в курсах философии Киево-Могилянской академии появляются специальные разделы этики. Этика - это учение о морали, о правилах и нормах поведения человека, об обязанностях человека в отношении друг к другу, к Родине, к государству. Тогда же этика становится самостоятельной отраслью знаний в философской мысли. В произведениях киево-могилянцев по вопросам этики утверждается, что этика - учение о человеке, его отношение к природе и общества, понимание ею земного назначения.

Гуманистические идеи раскрепощения личности, утверждение достоинства человека стали выдающимися в лекциях профессоров Киево-Могилянской академии. Этика стала важным орудием формирования свободы личности. В философских курсах академии четко прослеживается мысль о том, что познание законов природы дает хотя и не универсальную, но реальную силу в мире. Этика в академии берет на себя обязанности вести человека к нравственному совершенствованию и земного блага. Знание становится высшим этическим принципом, который признает назначение человека.