Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В УКРАИНЕ
2. Философская культура Украины в XV - XVII вв.

Религиозные полемисты.

К блестящей плеяде религиозных полемистов принадлежат Захарий Копистенській и Стефан Зізаній - пылкие и страстные проповедники и защитники украинского православия. Своими речами в церквях и мещанских домах, на ярмарках и дорогах полемисты привлекали на свою сторону простой народ. В борьбе против наступающего католицизма Стефан Зізаній использовал даже протестантскую теорию про «папу - антихриста», за что осужден униатским собором, но оправдан православием. Сторонники католицизма и униатства видели в Стефани Зізанії серьезного противника и не раз посягали на его жизнь.

Выдающимся религиозным философом тогда в Украине считался Кирилл Ставровецкий. Ему принадлежат талантливые полемические произведения: «Зерцало Богословия», «Учительское Евангелие», «Перло многоценное». В них просматривается целостное мировоззрение и попытки научно обосновать происхождение человека, его жизнь. Взгляды Кирилла Ставровецкого диалектические, резко противопоставляется невидимый мир (Бога) и видимый мир. Видимый мир состоит из четырех элементов, каждому из которых, как и у Аристотеля, отводится свое особое место в мире: в центре располагается Земля, вокруг нее Воздух и Вода, внешнюю сферу занимает Огонь. Тело человеческое также создан из четырех элементов видимого мира, а бессмертная и невидимая душа живет в теле как Бог в мире. Как в небе живет Бог, так и в верхней части человека живет Разум, который является невидимым, бессмертным, вечным. Двойное и психическую жизнь человека, потому что человеческие душевные способности: воля, радость, любовь, ум и прочее покоренные ума. Ум берется человеком извне, а разум сам из себя порождает жизнь и разум. В таком мировоззрении Кирилла Ставровецкого просматривается будто зародыш ряда учений, встречаются позже во многих украинских художников. Здесь и представление о человеке как микрокосмосе, здесь и мысль о двойственности психического существования человека и представление о том, что знание рождается с душой самой себя. Допускаем, что источник такого мнения - Святое Писаніє и античная философия. В других трудах Кирилл Ставровецкий развивает основные идеи христианской этики. Его идеи признаны неправославными в Украине и в России, однако это не мешало их влияния на духовную жизнь Украины.

Итак, в XVI в. в Украине сформировалась профессиональная философия. И по мнению исследователя истории философии в Украине Дмитрия Чижевского, «самостоятельного философского творчества этот период не дал. Но именно усвоение хоть каких-то основ философской науки, традиций философского обучения, философского мышление само по себе есть великая ценность». Таковы основные черты украинского Ренессанса XV - XVI вв. Появление в начале XVIII в. в Украине элементов капиталистических производственных отношений неизбежно имела влияние и на духовную жизнь общества, обусловила развитие идей Просвещения. Просвещение - это антифеодальная идеология периода становления капитализма, при которой преодоление феодальных отношений и установления нового общественного строя возможно только с помощью реформ и образования. Выделяется раннее и позднее Просвещение. В Украине раннее Просвещение зарождается как синтез двух предыдущих социально-политических движений: гуманизма и реформации. Для раннего Просвещения характерны специфические черты: возникновение и закрепление одной из ведущих идей - зависимости общественного прогресса от роста образования; разграничение сфер мышления и духовного отражения философии и религии; усиление интереса к познанию природы, развитие натурфилософии. Формирование философского мировоззрения прогрессивных деятелей в Украине началось во второй половине XVII ст. Это период активного осмысления западноевропейской культуры. Некоторые просветители считали необходимым приспособить к «миру и ума» и активного научного творчества трудовым народ и тем самым стимулировать процесс.