Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ВЕРА - социальная реальность, существующая в форме духовно-эмоциональной связи между индивидами, социальными группами и классами, который основывается на жизненном опыте, предыдущем субъективном впечатлении о партнере этих отношений; системы идей и образов об окружающем мире, приобретают значение самодостаточных норм и ценностей, и, таким образом, становятся мотивом, стимулом, установкой и ориентиром социальных связей, отношений и действий.

Социальные связи, отношения и действия на уровне В. отличаются тем, что основываются на чувствах и не нуждаются наук, обоснование своей правомерности и содержания и в случае доминирования таких чувств. Это скорее является признаком массовой культуры.

В. может рассматриваться как структурный элемент духовной культуры, главным отличительным признаком которого является основанная на субъективном жизненном опыте субъекта В. в возможность воспринимать неизвестное и будущее. Поэтому В. в таком понимании расширяет возможности человеческого всестороннего освоения мира, то есть предоставляет индивидам определенных универсальных качеств. Она выступает основой для образования в духовной культуре целого ряда других духовных качеств, в частности, таких как: верность, доверие, уверенность, самоуверенность, суеверие, вероломство (предательство) и т.п. Она является одной из составляющих полет., ідеол. т.д убеждений. Однако мировоззрение человека, в которой В. доминирует над знанием, имеет ту особенность, что приобретает способность воспринимать должное как сущее, желаемое как действительное, будущее как настоящее и даже ложное как истинное.

Непосредственно с В. связано функционирования понятия "вероятность" - как мера возможности проявления определенного явления.

С т. з. гносеологии, и производные от нее духовные явления всегда рассматриваются в соотношении со знанием как определенный уровень отражения действительности, хотя и обусловлен соответствующими социальными детерминантами.

С т. з. социологии, все это является проявлением непосредственных сусп. отношений, особым характером их общения субъектов. Такие отношения являются не материальными, а духовными, и основаны они не на знании, а на жизненном опыте данных субъектов. Поэтому предмет И. не требует доказательств и логического обоснования, что является главным отличительным ее признаком. Поэтому она является практически-духовной по своему функциональному содержанию, т.е. В. способствует восприятию надлежащего как сущего, указывает на то, что она является духовно-культурным качеством людей, которая обеспечивает возможность достаточно интенсивной мифологизации сусп. отношений и всего окружающего мира и достаточно устойчивого существования во времени данных мифических образов и идей, которым человеческое воображение предоставляет объективного значения. Социальная реальность, в таком случае, воспринимается как такая, где действительными субъектами социальных процессов и изменений являются не люди, социальные общности, социальные ин-ты и т.п., а именно эти образы и идеи, для которых различные элементы социальной структуры является объектом воздействия.

Кроме того, в решающие, определяющие для человека моменты И. часто приобретает экзистенциального значения и пересекается с надеждой. Указанные признаки дают возможность для эффективного использования В. философией пограничных ситуаций, то есть екзистенціалізмом, а особенно теологией и религией, где она сама приобретает значение доказательства (по принципу: верю - значит, есть) бытия высшей силы, что в разных культурах имеет разное образное воплощение. Во всех религиях доказательство заменяется системой догматов, которые и подменяют собой этические, эстетические, мировоззренческие и т.п принципы. Этим фактически духовная жизнь общества сводится к реліг., духовность к религиозности, и этим же В. фактически превращается в суеверие, культ.

Поэтому сусп. отношения, фундаментом которых является религ. ценности, отличаются от светских, которые являются более гибкими и толерантными.

Общество, в котором доминируют такие отношения, в социологии классифицируется как традиционное.

В действительности И. является лишь одной из категорий (в значении структурных элементов духовной культуры и духовности отнюдь не сводится к В. Если анализировать место и роль В. в структуре духовной культуры с т. з. феноменол, социологии как системы духовных социальных отношений, то здесь надо рассматривать и отношения, основанные не только на вере, но и на воле субъектов таких отношений, их уровне знания закономерностей сусп. развития, их интересов и т.д. Для соціол. культуры здесь - неисчерпаемое поле приложения усилий. Эмпирические соціол. исследования функционирования В. в обществе проводятся преимущественно в рамках социологии, религии, где она рассматривается как такая, что имеет сакральный характер и лишь внешне отражает В. как таковую.

Значимость И. прямо зависит от уровня и глубины знания, которое всегда исторически ограничено. Поэтому в богатом арсенале средств освоения человеком мира и особенно истор. процесса, который в немалой степени характеризуется тем, что история - это, по сути, непрерывный состояние неустойчивого динамического равновесия самых разнообразных индивидуальных и сусп. сил, социальных и полит, систем, изломов эпох, стадий перехода и неопределенных ситуаций, ставящих человека перед необходимостью выбора, И. всегда будет играть первостепенную роль.