Имидж политический (от лат. imago - образ, вид) - образ субъекта политической деятельности, который осуществляет когнитивный и эмоционально-психологическое воздействие на других политических субъектов и граждан. Главный товар, что предлагается на политическом рынке. Составляет комплекс символов, значимых для политического сознания. Олицетворяет в себе потребности индивидов.
И. п. формируется как организованными политическими силами (в том числе государством, отдельными органами государственной власти, политическими партиями), так и отдельными государственными и политическими деятелями.
В современной политике конкуренция в значительной степени происходит в сфере формирования И. п. Увеличение зависимости политического влияния от И. п. связано с демократизацией политической деятельностью, в частности распространением политической информации среди широких кругов общества, что обусловлено прогрессом технологий политической коммуникации. Целью формирования И. п. является улучшение позиций в сфере борьбы за властные ресурсы, консолидация граждан и политических сил вокруг носителя того или иного И. п. По мнению некоторых политтехнологов, И. п. должен быть понятным для граждан (с целью идентификации политической силы / политика), типичным для их социальной среды и одновременно дистанцироваться от последнего.
Итак, целью формирования И. п. является установление коммуникации между субъектами политической деятельности, в частности между определенной политической силой и гражданами Украины. И. п. целенаправленно формируется субъектами политической деятельности. Одновременно следует отметить, что И. п. політсуб'єкта, который реально сложился, не всегда соответствует тем намерениям, которые имеет целью этот субъект. Поэтому эффективность имиджевой политики политических сил предопределяется, в частности, следующими факторами: а) наличием ресурсов донесения до других політсуб'єктів и граждан того И. п., формирование которого соответствующий субъект добивается; б) настроениями, ожиданиями граждан, общим состоянием политического сознания, которые могут быть благоприятными/ неблагоприятными для восприятия соответствующего И. п.; в) существованием предыдущей коммуникации между субъектом политической деятельности и целевой аудиторией; г) действиями политических конкурентов, которые могут препятствовать формированию положительного И. п. этого политического субъекта.
Источниками формирования И. п. выступают: деятельность политической силы (отдельного политика), заявления, документы, решения, позиция относительно актуальных проблем общественного развития, освещение этой деятельности в средствах массовой коммуникации, интерпретация ее политическими оппонентами.
Учитывая это, существенным является дихотомия так называемых искусственного и содержательного формирования И. п. Ситуация, когда существует разрыв между реальной деятельностью политических субъектов и уровнем представлений граждан о них, ведет к созданию угроз как для отдельных политических сил (когда эти представления отличаются в положительную сторону от реальной деятельности, возможной становится перспектива резкого разочарования результатами этой деятельности и стремительного падения авторитета політсуб'єкта), так и для демократического развития общества в целом, поскольку, в частности, процесс формирования идеологий перемещается к сфере имиджмейкинга, что создает препятствия на пути консолидации общества. Преодоление такой ситуации происходит благодаря изменению "правил игры", например, избирательного законодательства, что происходит сейчас в Украине.
Дернер А. Политика как развлекательный жанр // Государственная информационная политика. Реферативный бюллетень. - 2001. - № 3(39); Пищева Т. Н. Затрудненное общение (Барьеры в восприятии образов политиков)// Полис. - 2002. - № 5; Почепцов Г. Имиджелогия: теория и практика. - К., 1998; Его же. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. - К., 1995; Его же. Символы в политической рекламе. - К., 1997; Его же. Имидж: от фараона до президента. - К., 1997; Его же. Имидж и выборы. - К., 1997.
Есть. Перегуда