ГЛАГОЛ
5. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛА
Глагол характеризуется самым богатым среди других частей речи словотвірною структурой, ему свойственна префіксація, суфіксація, используются інтерфікси, окончания (флексии), образование глагольных форм втягивается морфема (доля) -ся, практикуется словоскладання, что проявляется или в повторе слова, или в структурном слиянии слов - синонимов.
Такое структурное разнообразие глагольного словообразования связана с функциональным варьированием его семантики. Словообразование можно рассматривать с нескольких точек зрения:
с точки зрения морфемної структуры слова;
с точки зрения использования определенных морфем в процессах словообразования;
с точки зрения участия определенного типа морфем в частичной модификации глагольной семантики;
с точки зрения выявления средств внесении емотивності в дієслівну семантику.
Морфемна структура глагола. В каждом глаголе имеющиеся корень и одна или несколько словообразовательных или словозмінних морфем. Самая простая глагольная структура - корень + 1 морфема: тэк-ти, нес-ти, жи-ти; печ-у, нес-у, жил-в; пик-в (нулевая словозмінна морфема), нос-в, жи-в. Однако в каждой из этих форм есть еще и третья морфема, а именно суффикс основы. В приведенных примерах он или нулевой (тэк-в-ти, нес-у-ты, жи-в-ты, жи-в-в) или же слился с личным окончанием (печ-у, нес-у, жил-в). Всего в украинском языке насчитывается 14 типов суффиксов основ, если брать во внимание семантическая неделимость основ настоящего времени и инфинитива.
Корневые морфемы глаголов могут быть собственно глагольными (жи-ти, пи-ти, ли-ты, кур-и-ти), відсубстантивними (актер-ува-ты, пастух-юва-ти, групп-ува-ты, повар-ы-ты, зверь - и-ти), відад'єктивними (бел-и-ты, брудн-ы-ты, сын-и-ты, темн-и-ты, блід-ну-ты, слип-ну-ты, горд-ува-ты, слаб-ува-ти, актив-ізува-ты, конкрет-изува-ти), відчислівникові (дву-й-ты, тро-и-ты, восьмер-и-ти), відприслівникові (задк-ува-ти, дарм-ува-ти), вигукового происхождения (эй-ка-ты, ау-ка-ти, бе-ка-ты, кукурі-ка-ти).
Как видно из уже приведенных ранее примеров, суффиксы основы могут накладываться на другие словообразовательные суффиксы, как собственные, так и заимствованные. К природным украинских принадлежат-о-ну- (стук-ону-ты, хрясь-ону-ти), -вот-а и-вот-и- (хрясь-та-ти - хрясь-те-ти), -к-а (ах-ка-ты, трах-ка-ты); этот ряд надо продолжить сочетания суффиксов основ с іменниковими суффиксами-а - и-ник-: безумие-ств-о - безумие-ствува-ты, вільнодум-ств-о - вільнодум-ствува-ти, па-кос-ник - пакос-ныча-ты. Морфемосполука-нич - чаще выступает как отдельная морфема, что сочетается с именными созидательными основами, которые не имеют в своем составе суффиксы - ник: дипломат - дипломатничати, тунеядец - дармоїдничати; интимный - інтимничати, чопорный - манірничати.
Отдельно следует отметить, что в неозначеній форме в позиции после суффикса основы выступает показатель инфинитива суффикс-ти/-ть: каз-а-ти, ход-и-ты, смі-я-ть-ся (разговорная форма). Исключение составляют атематические глаголы бу-ты, даты, їс-ты, [отвечает]вести, которые не имеют суффиксов основ, а потому в них суффикс-ти (варианта-ть они не имеют) присоединяется к корню.
В заимствованных морфем относятся-из-/-из-, -ир-/-ир-, -іфік-/-ифик-; на них накладывается только один суффикс основы: гибрид - гибрид-изува-ты, каталог - каталог-ізува-ты, колония - колонн-ізува-ты: соло - сол-ірува-ты, флексия - флект-ирува-ти, код - код-ифікува-ты, персона - персон-іфікува-ты. Употребление вариантов с начальными /и/ и /ы/ регулируется «правилом девятки», т.е. /ы/ выступает после /д/, /г/, /с/, /с/, /ц/, /ж/, /ч/, /ш/, /г/, после остальных согласных - /и/.
В позиции перед корнем выступают префиксы. Подавляющее большинство префиксов украинского (если точнее - то общеславянского) происхождения. Это в-(е-)/в-(во-) (в-ходить, ви-идти, во-идти-бежать), вы- (вы-прыгнуть, вырвать), от- (ото-)/ед- (оди-) (от кусити, види-рвать, од-кусити, оди-рвать), к- (ди-) (до-бежать, ди-идти), за- (за-кричать, за-бежать), с- (с-, с-, из-(ис-) (с-делать, из-ранить, из-комкать, изи-комкать, зо-тлеть, с-хоси-ти, ис-трясти), на- (накрыть,-кричать,-грести), над-(надо-) (над-лить, надібрати), о-/об-(обо-) (о-расчищать, об-расчищать, об-ка-папы, облокотиться), пере- (перє-креститься, пере-ехать), перед- (подписаться, перед-слышать), под-(подо-) (под-нести, подо-переть), по- (пи-) (по-ехать, no-зовут, пи-знать), пвпо- (попо-ехать, попо-бег-ти), при- (при-ехать, при-тулить, при-клонить), о- (о-слышать, о-бежать), роз-(роге-) (рас-гневить, рози-гнать). Большинство украинских префиксов выступает в нескольких вариантах, что обусловлено, в основном, потребностями евфонії (благозвучия): перед одной приголосною корня следует ожидать появления варианта приставки на согласную, перед двумя согласными или составом с /г/ выступает вариант с конечной гласной фонемой: откусить, сделать, скосить, обкатать, преподнести, разгневать, но войти, одірвати, зотліти, зібгати, обіперти, підіперти и т. д. В поэзии появление варианта префикса может быть обусловлена потребностями ритмической организации текста, напр.: «Привет вам, тундры и леса в снах строгой красоты, и вам, в лоси круторогие, что ісходили те дороги» (Ю. Клен).
Значительная часть глаголов как отдельных лексических единиц образуется приставочной-суфіксальним способом, то есть к образующей основы одновременно присоединяются приставка и суффикс. В частности, существуют такие приставочной-суфіксальні модели: в-/во- + Т. е. + -и- + -ты (удочерить, усыновить, подчеркнуть, сделать возможным), вы- + Т. е.+-ы- + -ты (выветрить, осветить, выразить, выплеснуть, удлинить), о-+ Т. е. + -и- + -ты (обюрократити, олітературити, озвучить, одомашнить, отоварить, отождествить), роз- + Т. е. + -и- + -ты (размягчить, рассекретить, разморозить). про- +Т. е. + -и- + -ты (обесцветить, обескровить, обесценить), обез-+Т. е. + -и-+-ты (обезводіти/обезводніти, обезволіти, обезглуздіти, обезголосіти) и др. Здесь представлены модели, которые характерны для глаголов с именными корнями. Стоит обратить внимание на то, что часть их образуется с помощью спаренных префиксов про - и обез-. Среди приставочной-суфіксальних образований с глагольными корнями спаренные префиксы не встречаются, если не брать во внимание повторяющийся префикс попо -. Они в основном служат для частичной модификации глагольной семантики и будут рассмотрены далее.
Активное участие в создании глаголов берет постфикс-ся/-сь. В литературном языке он всегда выступает в крайней позиции после суффикса инфинитива-ти/-ть или после личных окончаний, суффиксов прошедшего времени, родовых и числовых окончаний, которые выступают после суффиксов прошедшего времени, а также после суффиксов деепричастий-учи и-ши: смеяться, смеюсь, смеялся, смеялся, смеялся, смеялся бы, смеялась бы, смеялись бы, смеясь, засмеявшись; печься, печется, пікся, пеклась, пеклись, пеклись бы, пекучись, пікшись. В текстах, в которые вкраплюється западноукраинская языковая практика, возможны случаи употребления афікса ся (и его варианта си) перед глаголом. Напр.: « - Господин злотый, - сокрушенно покачала головой учительница,- я вам должен ответить, как то делает ся?» (Ю. Винничук); « - Пхе! И то должны быть деньги! Как я еще возьму пятьсот, то что си зостане?» (Ю. Винничук) .
Кроме глаголов, в которых постфикс-ся составляет с корнем единое структурно-семантическое целое (смеяться, борюкатися, соревноваться, улыбаться, пузыриться, жеребитися, лечиться, бочитися, гоноритися, общаться, гордиться, гордиться, яснитися и т.п.), есть еще много глаголов, где постфикс выполняет функцию нейтрализации переходности (нервничать - нервничать, делать - делаться, писать - писать, носить носиться и под.). Глаголы с нейтрализованной перехідністю нередко передают признак пассивности (письмо пишется, дерево тешеться).
Новые лексемы - глаголы образуются также приставочной-суфіксально-постфіксальним способом. Корни таких глаголов преимущественно прикметникового происхождения, суффикс основы - -ы-: о-смил-и-ти-ся, за-позд-ы-ты-ся, с-милосерд-и-ти-ся, у-самітн-ы-ты-ся. Інтерфікси можно обнаружить в сложных глаголах между двумя корневыми морфемами: освободившееся о думствувати, сам-о-регулироваться и под.
Активные и пассивные словотвірні средства. Активность суффиксов основ определяется такими показателями: первое место по частоте употребления в текстах занимает суффикс основы-ы-, -и-в-; он входит обязательным компонентом в большинство приставочной-суфіксальних и приставочной-суфіксально-постфіксальних словотвірних моделей, таких, как: о + К + -и- + -ты, обез- + К+-и-+-ты про- + К+ -и- + -ты, збез- + К+-и- + -ты, в-/в- + К+-и- + -ты, вы- + К + + -и-+-ты, с-/с- + К+-и- + -ты, по- + К+-и-+-ты, роз- + К+ + -и-+-ты, от + К+-и- + -ты, роз- + К+-и - + - + - ся и др. Суффиксы глагольных основ, особенно высокочастотные,-
это строительный материал глагольной формы. Префиксы почти всегда являются носителями дополнительной семантической признаки. Они ее теряют (или почти теряют), когда выполняют функцию показателя совершенного вида. В других случаях они либо способствуют рождению нового слова, лишь деривационного-связанного с образующей основой (ди-статьстать, добытьбыть, открытькрыть и пр.), или же частично модифицируют семантику безпрефіксного глагола, указывая направление действия в отношении какого объекта (войти, выйти, зайти, обойти подойти и т. д.), начало и конец действия (зацвести - відцвісти, зазвучать - відзвучати), воздействие на объект с целью его изменения (заасфальтировать, заносить обписать) и др.
Частичная модификация глагольной семантики. С помощью префиксов образуются модели, которые пополняют число т. н. родов действия - одновидовых глаголов с определенным, вполне определенным лексическим значением (об этом подробно рассказывается в разделе «Роды»). Здесь же речь пойдет о двовидові глаголы с модифицированной семантикой. Все они образуются от безпрефиксным глаголов с дієслівним корнем. Рассмотрим те случаи, когда модификация семантики связана с интенсивностью обнаружения признака: она либо усиливается, либо ослабляется.
К моделям, которыми реализуется эффект усиления проявления динамической признаки, относятся:
Глаголы с приставкой в-/во - и постфіксом-ся, имеющих значение «глубже познать что-либо, сосредоточить внимание на чем-то»: думать - вдуматься/вдумываться, смотреть - всмотреться/всматриваться, слушать - вслушиваться/вслушиваться, читать - вчитаться/вчитываться. Напр.: «И всматривался Ефим в синие тальники над Днепром, услуховувався в шепот примерзших песков» (Иван Ле); «Вслушайся - шелест сюда долетает» (П. Дорошко); «Федоренко жадно вчитывался в каждое слово, вникал в повесть» (Я. Качура); «- Ага! Это - Івзі Семеновне! - вчитавшися в адрес, понял наконец парень» (А. Головко).
Глаголы с приставкой вы - и постфіксом-ся, которыми подчеркивается полнота проявления действия, доведение ее до полной исчерпаемости: говорить - выговориться/выговариваться, лежать - вылежаться/валяться, плакать - выплакаться/ виплакуватися, спать и выспаться/высыпаться/ высыпаться и под. Напр.: «Утро было тихое, но холодненький, так хорошо было спать на мягком сене» (И. Нечуй-Левицкий); «- Я тебя попрошу сейчас поехать домой, лечь и хорошо вылежаться» (В. Собко); «- Ложись раньше, висипляйся, потому что завтра ли и ночью придется спать» (Панас Мирный); «- Ты, Василино, завтра не буди меня рано. Хоть раз в неделю высплюсь толком» (С. Васильченко).
Глаголы с приставкой от - и постфіксом-ся, что передают значение «прийти в нормальное состояние после какого-то процесса»: кашлять - откашляться/откашливаться, лежать - ідлежатися/отлеживаться, сидеть - отсидеться/отсиживаться, спать - отоспаться/отсыпаться/отсыпаться и под. Напр.: «Бабу Оришку опять кашель напал и, тяжело хропучи... она начала одкашлюватись» (Панас Мирный); «Орест одкашлявся и взял сигарету» (А. Предрассветный); «Пока водолазы отсыпались перед спуском в воду, обслуживающий персонал готовил костюмы» (Г. Трублаини); «Наконец можно было отоспаться за все» (А. Гончар).
Глаголы с префиксом до - и постфіксом-ся, указывающие на достижение цели в результате выполнения какого-либо действия: копать,- докопаться/докапываться, рыть - доритися/дориватися, царапать - дошкрябатися/дошкрябуватися, служить - дослужиться/дослужуватися, думать - додуматься/ додумываться и под.: Напр.: «Хому интересовало все, до всего он докапывался» (О. Гончар); «Максимов понимал, что с девушкой творится что-то неладное... а докопаться сейчас до правды не мог» (В. Собко); «И там судьба не бросила - дослуживсь [казак] чину» (Т. Шевченко).
Глаголы с приставкой с-/со - и постфіксом-ся, указывающие на то, что определенная группа людей или существ собирается из разных мест в одно: бежать - совпасть/совпадать,и лететь - слететься/слетаться, ехать - съехаться/съезжаться, идти - сойтись/сходиться и под. Напр.: «То так громко она кричала, что все соседи стали совпадать, как на какой дивогляд» (Г. Черемшина); «В деревне поднялась тревога. Однако, пока сбежался народ, поджигатели успели убежать» (Г. Руденко); «Живописности этой картине добавляли еще стаи сизых голубей, которые слетались сюда из монастыря для купания» (И. Вильде); «Сотни бабочек слетелись сюда, трепеща крылышками» (О. Донченко).
Глаголы с приставкой с-/со-, с-/с - и постфіксом-ся, указывающие на достижение определенного согласия в выполнении какого-то действия или же на привычку выполнять определенное действие: играть - сыграться/зігруватися/сыгрываться, жить - сжиться/уживаться, работать - сработаться/срабатываться, петь - спеться/ зспівуватися и под. Напр.: «Петр все глубже и глубже зарывался в свою работу, зживався со своей работой» (Панас Мирный); «Старый боялся потерять свою поганую нору; он здесь ізжився» (В. Кравченко); «Богач с богачом знюхається и за три мили» (И. Вильде); «-А что ты делал прошлым летом? Как готовился к бою?! С монахами снюхался!» (С. Туловище).
Глаголы с префиксом о - и постфіксом-ся, которым передается значение действия, доведенной в своем проявлении к нежелательным последствиям: есть - объесться/объедаться, жрать - объесться/обжираться, пить - обпиться/обпиватися и под.
Напр.: «Немцы обжирались яблоками,:груша мы, ...утками, индюками» (О. Довженко); «- Ничего ему не будет...- меда объелся, теперь болит живот..,» (С. Васильченко) .
Глаголы с приставкой при - и постфіксом-ся, которым передается сосредоточенность на каком-то действии, на каком процессе: слушать - прислушиваться/прислушиваться]прислухувати - ся, нюхать «- принюхаться/принюхиваться, смотреть - присмотреться/присматриваться и под. Напр.: «К окнам отправились крестьяне, присматриваясь, как в дальнем поле начала прихотливо вививатись и подрастать пожар» (Г. Стельмах); «Здоровкаючись со мной, он задержал мою руку и вблизи присмотрелся в лицо» (С. Васильченко).
Глаголы с префиксом раз- (роге-) и постфіксом-ся, что означают действия, движение которых направлен в разные стороны, или же состояния, вследствие которых растет определенная масса: бежать - разбежаться/разбегаться, лететь - разлететься / разлетаться, идти - разойтись/расходиться, лить - разлиться/разливаться, расти - разрастаться/разрастаться и под. Напр.: «Грянули выстрелы из "всех сторон. Разбегается очередь» (А. Довженко) ; «Новички бросились врассыпную. Однако Фоме показалось, что они разбежались не достаточно прытко»(О. Гончар); «В Киеве... разрастаются новые кварталы. Город растет» (П. Загребельный); «С высокой Замковой горы видно, как широко разросся старый Львов!» (И. Цюпа).
Глаголы с приставкой в-/во - и постфіксом-ся, с помощью которых передается значение упрочения действия на длительное время: сесть - воссесть/усідатися, лечь - улечься! улягатися, мостить - умоститися/умощуватися и под. Напр.: «- Сбрось автомат, на время работы разрешаю,- смилостивился подоляк, усаживаясь поудобнее в седле» (О. Гончар); «Перед вечером хорошенько усілись они на крыльце, что выходит в небольшой садик» (Панас Мирный).
Целый ряд словотвірних моделей существуют для того, чтобы подчеркивать неполноту проявления динамической признаки. Сюда, в частности, относятся:
Глаголы с приставкой над- (надо-), с помощью которых передается значение частичной распространенности действия на какой-то объект: грызть - надгризти/надгризати, колоть - надколоть/надколювати, кусать - надкусить/надкушувати, рубить - надрубати/надрубувати и под. Напр.: «Девушки брали по пирожному, пытаясь взять меньше, надкушували его несмело... и клали учтиво на тарелочку» (И. Вильде); «инженер Вынул портсигар, достал папіросу. Раз надкусил мундштучок, второй раз» (С. Журахович).
Глаголы с приставкой под-(подо-), которые указывают на то, что действие происходило без должной интенсивности или же выполнялась небрежно: читать - подчитать/підчитувати, строить - подстроить/подстраивать, ужинать - поужинать/підвечерювати, точить - підгострити/підгострювати и под. Напр.: «Отец, не доев свой кулеш, Напильником підгострює лемех» (П. Воронько); «Антон нашел косу, підгострив ее с кумом Семеном» (С. Чернобривец).
Глаголы с приставкой под- (подо-), которыми обозначается действие, которое сопровождает другую, передаваемую безпрефіксним глаголом: выть - підвити/підвивати, петь - подпевать! подпевать, играть - подыграть/подыгрывать, свистеть - підсвистіти/подсвистывать и под. Напр.: «Затенькала синица. Станко задрал голову и начал ловко подсвистывать» (П. Панч); «Шевченко спел песню. Солдаты сначала слушали, потом начали неплохо подпевать» (С. Туловище).
Средства эмоциональности. В отличие от существительного, прилагательного и наречия, глагол не обладает большим запасом морфем, которые вносят в его семантику оценочную сему. Сюда следует отнести заимствован из именных частей речи суффикс-оньк-, который выступает только в інфінітиві, расчленяя при этом его суффикс: їс-т-оньк-ы, spa-т-оньк-и, жи-т-оньк-и. Напр.: «За солнцем облачко плывет... И солнце баиньки зовет...» (Т. Шевченко); «И поесть - не им, и попить-не пью...» (Л. Глебов); «Жить нам, житоньки надо» (М. Вороной).
На грани между интенсивностью обнаружения признаки и емотивністю находится повторения одинаковых глагольных форм типа будить - будить, терпеть - терпеть, ходить - ходить и т.п. С одной стороны, редуплікація подчеркивает длительность действия, с другой - передает определенное настроение исполнителя, в основном досаду по поводу напрасной траты времени или едва сдерживаемой охоты бросить определенное занятие и взяться за что-то другое. Напр.: «Давай она его [жена мужа] будить: будила-будила - никак не добудиться» (укр. сказка); «Младший [брат] едет-едет, и захватила его ночь» (укр. сказка); «Федя тоже лепит. Но вдруг встанет, посмотрит-посмотрит и свалит все чисто - и свое, и чужое» (В. Винниченко); «- Грех плодится на свете, как бурьян на огороде: полы, полы, а он растет и розкорінюється» (И. Нечуй-Левицкий). Вместо редупликации возможном слиянии в единую лексическую единицу слов - синонимов, напр.: «Все идет - идет... Как грустно-грустно» (М. Вороной); «И уже рыдают - плачут Андромахи по селам и городам» (Ю. Клен).
Интенсивность действия, выполняемой с большим напряжением, передает также противопоставление глаголам несовершенного вида без отрицательной частицы однокоренных глаголов совершенного вида с оспоримым долей. Собственно это средство варьирования глагольной семантики находится уже вне словообразования, это уже сфера синтаксиса, напр.: «Дед бил - не разбил, баба била - не разбила» (укр. сказка). Однако по образцу этой синтаксической модели возникают образования словообразования типа, ср.: «Когда здесь напомнили, что есть один дед «ем - не наемся» и один дед-«пью - не напьюсь» (укр. сказка).
Очевидно, к сфере емотивного словообразования следует отнести сочетание глагола совершенного вида в форме 3-го лица единственного или множественного числа с оспоримым долей, передающих состояние увлечение чем-либо, напр.: «Приходит дед И не нарадуется. Полный двор скота и птицы» (укр. сказка); «Люди не опомнятся из чуда» (укр. сказка).