Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 122

Тема. Анализ контрольной работы

 

Цель:

· обучающая: повторить и закрепить знания учащихся по темам, которые изучались в течение года, совершенствовать умения школьников выполнять языковые и речевые задачи, работать самостоятельно;

· развивающая: развивать логическое мышление, устная и письменная речь, навыки самоконтроля, обогащать словарный запас;

· воспитательная: воспитывать внимание к слову; бдительность, настойчивость в учебе.

Внутрішньопредметні связи: культура речи и стилистика, текст (риторический аспект), грамматика.

Межпредметные связи: художественная литература.

Оборудование: таблицы-схемы, карточки.

Тип урока: урок повторения (урок-игра «Брейн-ринг»).

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Давайте привітаємось,

Давайте улыбнемся,

Давайте в глаза глянем,

И нам теплее станет.

 

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

На уроке формируют две команды, учащиеся выбирают капитанов и дают названия своим командам. Команды по ключевым словам определяют задачи последнего урока по языка за год.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Конкурс «Разминка»

· Что такое фонетика?

· Чем отличаются гласные звуки от согласных?

· Какая разница между глухими и звонкими согласными? Назовите пары.

· Какие склады открыты, а какие закрыты?

· Какие слоги являются ударными, а какие - ненаголошеними?

· Какие буквы имеют двойное значение?

· Какие буквы, наоборот, означают один звук?

· Что такое лексика?

· Что такое лексикология?

· Что такое лексическое значение слова?

· Какие слова являются однозначными?

· Какие слова многозначные?

· Расскажите о прямое и переносное значение слова.

· Что такое омонимы?

· Что такое синонимы?

· Что такое антонимы?

· Назовите значимые части слова.

· Как отличить однокоренные слова и формы слова?

· Чем словосочетание отличается от предложения?

· Назовите виды предложений по цели высказывания,

· Какие знаки препинания ставят в конце предложения?

· Назовите главные и второстепенные члены предложения.

· Какие члены предложения называются однородными?

· Что такое обращение? Приведите примеры.

· Назовите наиболее употребительные вставные слова.

· Чем сложные предложения отличаются от простых?

· Какие знаки препинания ставят при прямой речи?

· Какие знаки препинания ставят при диалоге?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Конкурс «Объясни орфограму»

Вариант 1

Берега, легко, статья, дистанция, предобрий, шестнадцать, торфяной, девочке.

Вариант 2

Подъехать, праздник, проездной, отдать, зеленый, придорожный, дикция, мамочке.

(Максимальная оценка - 8 баллов)

Конкурс «Юный писатель»

Напишите по рисунку мини-сочинение, в котором используйте синонимы, антонимы.

(Оценка - 5 баллов)

Конкурс капитанов

► Сделайте полный фонетический разбор слова.

1-я команда - просьба.

2-я команда - земля.

Ответы:

Прось\ба [проз'ба] - 7 б., 6 зв.

[п] - пр., тв., гл.

[г] - пр., тв., выз.

[о] - гл, нагол.

[с] - пр., мягкой., выз.

[б] - пр., тв., выз.

[а] - гл., ненагол.

1 - закр., наг.

2 - откр., ненаг.

Зем\ля [зеимл'а] - 5 б., 5 зв.

[с] - пр., тв., выз.

[еи] - гл., ненагол.

[м] - пр., тв., выз.

[л] - пр., мягкой., выз.

[а] - гл., нагол.

1 - закр., ненаг.

2 - откр., наг.

(Оценка - 5 баллов)

Игра «Кто быстрее?»

Методика проведения: ученики, сидящие за первыми партами, получают на бумаге указанное слово является стержневым словом синонимического ряда. Подобрав свой один пример синонима к указанному слова, фиксируют его на листы и передают обратно товарищам.

(За каждый подобранный синоним - 1 балл)

Ходить -

Говорить -

Игра «Корректор»

► Прочитайте, докажите, что это текст. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните пунктуацию. Продолжите текст двумя-тремя предложениями.

Лучшая наша планета - в зеленом. Может потому что осенью нам тяжело и печально прощаться с ней может потому что мы жадно ждем той зелени сквозь холодную зиму и робкого весну А может и потому что именно летом мы наиболее остро ощущаем землю Летом на ней уютнее всего человечеству...

Может и поэтому...

(Оценка - 5 баллов.)

Ответ

Лучшая наша планета - в зеленом. Может, потому, что осенью нам тяжело и грустно прощаться с ней, может, потому, что мы жадно ждем той зелени сквозь холодную зиму и робкого весну? А, может, и потому, что именно летом мы наиболее остро ощущаем землю? Летом на ней уютнее всего человечеству... Может, и поэтому... (В. Яворивский)

Игра «Кто быстрее?»:

► За 1 минуту запишите как можно больше названий цветов.

(За каждое записанное слово - 1 балл)

Творческий конкурс

► Прослушайте текст. Какой вывод можно сделать из услышанного? Составьте стихотворение или небольшой рассказ, в котором все слова будут начинаться с буквы фамилии капитана команды.

РОДНОЙ ЯЗЫК

Было это давно, еще при старой Австрии 1916 года. В купе первого класса скорого поезда Львов - Вена ехали четыре пассажира: англичанин, немец, итальянец. Четвертым был известный львовский юрист Богдан Косов. Разговаривали на разные темы. Наконец заговорили о языках: чья лучше, сколько из них принадлежит мировое будущее. Первым заговорил англичанин:

- Англия - страна великих завоевателей и мореплавателей, которые разнесли славу английского языка по всему миру. Английский язык - язык Шекспира, Байрона, Диккенса, Ньютона и других великих литераторов и ученых.

- Ни в коем случае,- надменно заявил немец. - Немецкий язык - это язык двух великих империй - Германии и Австрии, которые занимают больше половины Европы... И поэтому, бесспорно, немецкий язык имеет мировое значение.

Итальянец улыбнулся и тихо произнес:

- Господа, вы оба ошибаетесь. Итальянский язык - это язык солнечной Италии, язык музыки и любви, а о любви мечтает каждый... Поэтому итальянском языке предстоит быть ведущей в мире.

Украинец долго думал и наконец произнес:

- Вы же по сути ничего не сказали о богатстве и возможности ваших языков... Я на своем языке могу заключить... стихотворение, где все слова будут начинаться на «с». Пожалуйста, прошу послушать:

САМІТНІЙ САД

Сонно сыпятся снежинки,

Струя устало шипит.

Стихли струны, стихли песни,

Серебряные пение серенад.

 

Серебром стелятся снежинки,

Спит самітній сонный сад...

Сыплет, стелит сад самітній

Серый грусть - серебряный снег.

 

Печально стонет сонный струя,

Сердце слуха скорбный смех.

Среди сада страх сереет.

Сад сладкий покой снит.

 

- Гениально! Бесподобно!..

Потом все замолчали.

- Говорить не было нужды

(По П. Столярчук)

(Оценка - 10 баллов.)

 

V. ИТОГ УРОКА Беседа

· 3 какими разделами языковедческой науки вы познакомились в 5 классе на уроках языка?

· Изучение какого раздела вызвало наибольшие трудности?

· Что лучше всего запомнили?

· Что надо повторять?

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение по учебнику.

► Подберите интересные факты о украинский язык.

► Подготовьте опорный конспект с самой сложной, по вашему мнению, темы по 5-й класс.

 

Учебно-методические материалы к урокам

Приложение к уроку 90

► Выполните тестовые задания, определив правильный ответ.

1. Лексическое значение какого слова определено неверно?

А Остроумный - быстрый, ловкий в работе, действиях.

Бы Спасибо - употребляется для выражения благодарности за сделанное добро.

В Жаждущий - который очень хочет пить, испытывает жажду.

Г Прославлять - превозносить, восхвалять кого-, что-либо.

2. Какое из предлагаемых слов является многозначным?

А Филателист;

Бы стиль;

В пеленка;

Г долг.

3. В каком предложении нет антонимов?

А Здоровый нищий счастливее больного богача.

Бы Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

В Друг - трус хуже лютого врага.

Г Бранью и криком избы не построишь.

4. В каком варианте приведенные слова являются синонимами?

А Цельный, круглый;

Бы заметки, записи;

В бежать, искать;

Г добрый, злой.

5. Какое из указанных слов является однозначным?

А Сильный;

Бы ядро;

В блискотіти;

Г художественный.

6. Какое из указанных слов являются стилистически окрашенными?

А Тактичен;

Бы указывать;

В сомнителен;

Г хатчина.

Правильные ответы

1

2

3

4

5

6

А

Б

Г

Б

В

Г