Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 122
Тема. Анализ контрольной работы
Цель:
· обучающая: повторить и закрепить знания учащихся по темам, которые изучались в течение года, совершенствовать умения школьников выполнять языковые и речевые задачи, работать самостоятельно;
· развивающая: развивать логическое мышление, устная и письменная речь, навыки самоконтроля, обогащать словарный запас;
· воспитательная: воспитывать внимание к слову; бдительность, настойчивость в учебе.
Внутрішньопредметні связи: культура речи и стилистика, текст (риторический аспект), грамматика.
Межпредметные связи: художественная литература.
Оборудование: таблицы-схемы, карточки.
Тип урока: урок повторения (урок-игра «Брейн-ринг»).
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
Давайте привітаємось,
Давайте улыбнемся,
Давайте в глаза глянем,
И нам теплее станет.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
На уроке формируют две команды, учащиеся выбирают капитанов и дают названия своим командам. Команды по ключевым словам определяют задачи последнего урока по языка за год.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Конкурс «Разминка»
· Что такое фонетика?
· Чем отличаются гласные звуки от согласных?
· Какая разница между глухими и звонкими согласными? Назовите пары.
· Какие склады открыты, а какие закрыты?
· Какие слоги являются ударными, а какие - ненаголошеними?
· Какие буквы имеют двойное значение?
· Какие буквы, наоборот, означают один звук?
· Что такое лексика?
· Что такое лексикология?
· Что такое лексическое значение слова?
· Какие слова являются однозначными?
· Какие слова многозначные?
· Расскажите о прямое и переносное значение слова.
· Что такое омонимы?
· Что такое синонимы?
· Что такое антонимы?
· Назовите значимые части слова.
· Как отличить однокоренные слова и формы слова?
· Чем словосочетание отличается от предложения?
· Назовите виды предложений по цели высказывания,
· Какие знаки препинания ставят в конце предложения?
· Назовите главные и второстепенные члены предложения.
· Какие члены предложения называются однородными?
· Что такое обращение? Приведите примеры.
· Назовите наиболее употребительные вставные слова.
· Чем сложные предложения отличаются от простых?
· Какие знаки препинания ставят при прямой речи?
· Какие знаки препинания ставят при диалоге?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Конкурс «Объясни орфограму»
Вариант 1
Берега, легко, статья, дистанция, предобрий, шестнадцать, торфяной, девочке.
Вариант 2
Подъехать, праздник, проездной, отдать, зеленый, придорожный, дикция, мамочке.
(Максимальная оценка - 8 баллов)
Конкурс «Юный писатель»
Напишите по рисунку мини-сочинение, в котором используйте синонимы, антонимы.
(Оценка - 5 баллов)
Конкурс капитанов
► Сделайте полный фонетический разбор слова.
1-я команда - просьба.
2-я команда - земля.
Ответы:
Прось\ба [проз'ба] - 7 б., 6 зв.
[п] - пр., тв., гл.
[г] - пр., тв., выз.
[о] - гл, нагол.
[с] - пр., мягкой., выз.
[б] - пр., тв., выз.
[а] - гл., ненагол.
1 - закр., наг.
2 - откр., ненаг.
Зем\ля [зеимл'а] - 5 б., 5 зв.
[с] - пр., тв., выз.
[еи] - гл., ненагол.
[м] - пр., тв., выз.
[л] - пр., мягкой., выз.
[а] - гл., нагол.
1 - закр., ненаг.
2 - откр., наг.
(Оценка - 5 баллов)
Игра «Кто быстрее?»
Методика проведения: ученики, сидящие за первыми партами, получают на бумаге указанное слово является стержневым словом синонимического ряда. Подобрав свой один пример синонима к указанному слова, фиксируют его на листы и передают обратно товарищам.
(За каждый подобранный синоним - 1 балл)
Ходить -
Говорить -
Игра «Корректор»
► Прочитайте, докажите, что это текст. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните пунктуацию. Продолжите текст двумя-тремя предложениями.
Лучшая наша планета - в зеленом. Может потому что осенью нам тяжело и печально прощаться с ней может потому что мы жадно ждем той зелени сквозь холодную зиму и робкого весну А может и потому что именно летом мы наиболее остро ощущаем землю Летом на ней уютнее всего человечеству...
Может и поэтому...
(Оценка - 5 баллов.)
Ответ
Лучшая наша планета - в зеленом. Может, потому, что осенью нам тяжело и грустно прощаться с ней, может, потому, что мы жадно ждем той зелени сквозь холодную зиму и робкого весну? А, может, и потому, что именно летом мы наиболее остро ощущаем землю? Летом на ней уютнее всего человечеству... Может, и поэтому... (В. Яворивский)
Игра «Кто быстрее?»:
► За 1 минуту запишите как можно больше названий цветов.
(За каждое записанное слово - 1 балл)
Творческий конкурс
► Прослушайте текст. Какой вывод можно сделать из услышанного? Составьте стихотворение или небольшой рассказ, в котором все слова будут начинаться с буквы фамилии капитана команды.
РОДНОЙ ЯЗЫК
Было это давно, еще при старой Австрии 1916 года. В купе первого класса скорого поезда Львов - Вена ехали четыре пассажира: англичанин, немец, итальянец. Четвертым был известный львовский юрист Богдан Косов. Разговаривали на разные темы. Наконец заговорили о языках: чья лучше, сколько из них принадлежит мировое будущее. Первым заговорил англичанин:
- Англия - страна великих завоевателей и мореплавателей, которые разнесли славу английского языка по всему миру. Английский язык - язык Шекспира, Байрона, Диккенса, Ньютона и других великих литераторов и ученых.
- Ни в коем случае,- надменно заявил немец. - Немецкий язык - это язык двух великих империй - Германии и Австрии, которые занимают больше половины Европы... И поэтому, бесспорно, немецкий язык имеет мировое значение.
Итальянец улыбнулся и тихо произнес:
- Господа, вы оба ошибаетесь. Итальянский язык - это язык солнечной Италии, язык музыки и любви, а о любви мечтает каждый... Поэтому итальянском языке предстоит быть ведущей в мире.
Украинец долго думал и наконец произнес:
- Вы же по сути ничего не сказали о богатстве и возможности ваших языков... Я на своем языке могу заключить... стихотворение, где все слова будут начинаться на «с». Пожалуйста, прошу послушать:
САМІТНІЙ САД
Сонно сыпятся снежинки,
Струя устало шипит.
Стихли струны, стихли песни,
Серебряные пение серенад.
Серебром стелятся снежинки,
Спит самітній сонный сад...
Сыплет, стелит сад самітній
Серый грусть - серебряный снег.
Печально стонет сонный струя,
Сердце слуха скорбный смех.
Среди сада страх сереет.
Сад сладкий покой снит.
- Гениально! Бесподобно!..
Потом все замолчали.
- Говорить не было нужды
(По П. Столярчук)
(Оценка - 10 баллов.)
V. ИТОГ УРОКА Беседа
· 3 какими разделами языковедческой науки вы познакомились в 5 классе на уроках языка?
· Изучение какого раздела вызвало наибольшие трудности?
· Что лучше всего запомнили?
· Что надо повторять?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение по учебнику.
► Подберите интересные факты о украинский язык.
► Подготовьте опорный конспект с самой сложной, по вашему мнению, темы по 5-й класс.
Учебно-методические материалы к урокам
Приложение к уроку 90
► Выполните тестовые задания, определив правильный ответ.
1. Лексическое значение какого слова определено неверно?
А Остроумный - быстрый, ловкий в работе, действиях.
Бы Спасибо - употребляется для выражения благодарности за сделанное добро.
В Жаждущий - который очень хочет пить, испытывает жажду.
Г Прославлять - превозносить, восхвалять кого-, что-либо.
2. Какое из предлагаемых слов является многозначным?
А Филателист;
Бы стиль;
В пеленка;
Г долг.
3. В каком предложении нет антонимов?
А Здоровый нищий счастливее больного богача.
Бы Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
В Друг - трус хуже лютого врага.
Г Бранью и криком избы не построишь.
4. В каком варианте приведенные слова являются синонимами?
А Цельный, круглый;
Бы заметки, записи;
В бежать, искать;
Г добрый, злой.
5. Какое из указанных слов является однозначным?
А Сильный;
Бы ядро;
В блискотіти;
Г художественный.
6. Какое из указанных слов являются стилистически окрашенными?
А Тактичен;
Бы указывать;
В сомнителен;
Г хатчина.
Правильные ответы