Идеология (от греч. idea - понятие, идея и logos - учение) - система убеждений и идей, взглядов на общество и его политическую жизнь, которая отражает идеалы, мировоззрение, интересы, умонастроения людей, классов, социальных слоев, политических партий и общественных движений, а также охватывает ценности, нормативные и целевые склонности и способы их достижения. Иногда И. рассматривают как систему взаимодействующих символов и структур, как своеобразную реакцию на социальное напряжение в обществе, а потому трактуют ее как симптом и лекарство (фрейдизм). Впервые термин "И." ввел в научный обиход французский философ Д. де Трасси (конец XVIII ст. - начало XIX в.), который определил ее как науку об идеях, их возникновения и функционирования. Процесс формирования И. как теории имеет несколько этапов. Первым шагом на этом пути были теоретические поиски мыслителей Нового времени. Эпоха французских просветителей показала большое влияние и мобилизационный потенциал И. на политические события XVIII-XX вв. И. подготовила и возглавляла все революции новой и новейшей истории. Однако в середине XX в. на Западе появилась концепция "конца И.", так называемая теория деидеологизации (Д. Белл, 3. Бжезинсьий, Г. Бейли, Ф. Фукуяма). Эти идеи были не долгое время и начался процесс возрождения теории И., реідеологізації. Существует несколько современных концепций И., в частности: I) "расширяемая" (Т. Парсонс) - И. трактует как систему ценностей конкретного общества, которая выступает как универсальные ориентации социально-политической деятельности; 2) "директивная" (марксизм) считает И. одним из разновидностей научного знания, который в системной форме научно обосновывает стремление социальных классов к политической власти; 3) "культурологическая" (Г. Вебер, К. Мангейм) которая считает И. важным элементом не только политической, но и общей культуры. Исторический опыт политической жизни подтверждает, что И. является системой убеждений, которая закономерно выходит на политическую сцену во времена тяжелых кризисов общества и способна нарушать состояние социальной аномалии в кризисных условиях. Во-вторых, она является системой ценностей, которая должна риса веры и поэтому имеет особенно большой ориентационный потенциал. Каждая И. имеет собственные функции: ориентационную (основные представления об обществе, социальном прогрессе, человека и власть; система смыслов и ориентаций человеческой деятельности), мобилизационную (предложение идеала совершенного общества, мотивация политической деятельности и мобилизация общества), интегративную (наделение смыслом и предоставления значимости политическим событиям), амортизационную (ослабление социального напряжения в критических ситуациях, вдохновения властных политических сил после поражения в новых активных действий), выражения и защиты интересов социально-политических группировок (партий, движений, объединений и др.). И. глубоко взаимосвязана с политикой. Она наделяет ее системой идеалов и ценностей, способствует выбору цели, направляет политику. В комплексном виде структурные составляющие политической И. (идеал, гипотеза, концепция, теория, лозунг) составляют политическую программу деятельности субъектов политического процесса, а политическая программа - это предлагаемый план деятельности класса, социальной группы, партии, правительства, политического блока, региональных общественных организаций, мировых сообществ и т.д. В политической программе теоретически обосновываются основные позиции субъекта политического процесса во всех сферах общественной жизни, определяется последовательность его действий, путь и цели предлагаемых политических преобразований, их средства, методы деятельности и т.д. Политическая наука определяет типологию современных политических И. в зависимости от тех идей, на которых они основываются. И. нельзя рассматривать вне социальной практикой, в том числе и вне управлением обществом в целом, потому что любая идеология непосредственно влияет на общественно-политическую практику.
Главные И. современности возникали и формировались в течение последних пятисот лет человеческой цивилизации. Каждая из них разрабатывала проекты построения наилучшего общественной жизни. Однако новые социально-экономические и общественно-политические реалии способствовали появлению новых идеологических течений, основой которых становились новейшие идеологемы современной жизни. К наиболее распространенных и влиятельных И. относятся: либерализм, консерватизм, коммунизм, социал-демократизм и фашизм. Некоторые ученые добавляют к этому списку феминизм, коммунитаризм, национализм, анархизм, технократизм, экстремизм, анархо-синдикализм, расизм, но это уже скорее разновидности той или иной главной И. Так, очень незначительное различие существует между фашизмом, радикальным национализмом, расизмом и экстремизмом. Политические И. формируются на основе определенных социально-экономических отношений и имеют целью активизации субъективного фактора. Плюрализм идейно-политических течений, подходов, методологических принципов, терпимость к инакомыслия является залогом
стабильности любого политического строя. Современная политическая мысль все больше очерчивает контуры будущей планетарной И. гуманизма, которая может иметь перспективу.
Головатый М. Ф. Социология политики. - К., 2003; Макаренко В. П. Главные идеологии современности. - Ростов н/Д, 2000; Михальченко Н. Ы. Марксистская политическая идеология. - К., 1991; Политологический энциклопедический словарь. - К., 1997. Политология / под ред. проф. Ф. М. Кирилюка. - К., 2004; Тощенко Ж. Т. Идеологические отношения. - М., 1988.
А. Пахарєв