Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 5. ПРАКСИОЛОГИЯ

 

§ 2. Свобода - фундамент практики

 

Этическое или практическое отношение. Активность, воля и произвол

 

В истории философии сложилось направление, что видит основную сущностную признак человека в его деятельности. Соответствующие взгляды получили название активизма (от лат. «активирует» - «действенный»). Корни активизма можно найти как в античной традиции, так и в философии эпохи Возрождения и Реформации. В этом контексте стоит вспомнить гуманистов и религиозных деятелей, прежде всего Коллюччо Салютатті, Леона Баттисту Альберти, Леонардо Бруни, Джаноццо Манетті, Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Жана Кальвина. Известно, что первые из них утверждали идеал человека - творца, которая не только подобен Богу, но и является его соперником, конкурентом (Манетті). Протестантские версии христианства, особенно кальвинизм, подчеркивают важность успешной человеческой деятельности как

свидетельство спасения. В эпоху Нового времени естественно-научный измерение активизма разрабатывали среди прочего английские эмпирика, особенно Фрэнсис Бэкон и Джон Локк, а также просветители. Немецкая классическая философия имеет непревзойденные образцы активизма в виде философских учений. Канта и И. Фихте. Именно они утверждают идею, что человек может быть свободен только в деятельности. В философии постклассической эпохи самым ярким представителем активизма является Фридрих Ницше.

Если Кант и Фихте, по сути, единодушны в понимании воли как психологического механизма человеческой деятельности и видят ее как сферу практического применения разума, то Ф. Ницше, трансформировав учение А. Шопенгауэра о воле как сущности мира в знаменитое учение о воле к власти как существенный признак сверхчеловека, что находится «по ту сторону добра и зла», поставил проблему определения понятий «воля» и «произвол», а также их обрисовки.