Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психологическая структура деятельности

Деятельность является целенаправленным процессом взаимодействия человека с окружающим миром. В ней человек реализует свое отношение к миру, людям, предметам, явлениям и к самой себе. В деятельности как бы «сливается» человеческая индивидуальность, ее сущность и объективный мир. Действенность механизма такого взаимодействия раскрывается в выявлении функционального назначения каждого структурного элемента деятельности, которые в своей совокупности характеризуют деятельность как систему.

Традиционно выделяют два уровня психологической структуры деятельности: микроструктуру и макроструктуру. Микроструктура деятельности: мотив - цель - способ, средство - результат. «Зачем делать?», «чем делать?», «чем и как делать?», «что удалось сделать?» - вот психологическая микроструктура деятельности.

В МАКРОСТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ можно выделить 4 основных блока:

• побудительно-ценностный (мотивы, цели);

• прогностически-проективний (прогнозирование, выбор, планирование);

• исполнительно-реализующий (способы, средства, результат);

• оценочно-сравнительный (анализ, выявление рассогласования в результатах и процессе их достижения).

Системообразующим фактором деятельности является мотив. При этом, как правило, деятельность полімотивована, то есть ее побуждает много мотивов, их иерархия. Ведущие мотивы в основном определяют направленность деятельности. Однако в определенных ситуациях на нее могут влиять мотивы, которые не имели сначала побудительной силы.

Деятельность является совокупностью действий, каждая из которых имеет свою цель. Итак, цель является системообразующим фактором действия.

Действие является единицей анализа деятельности, потому что содержит все ее признаки, а следовательно, содержит акт сознания - постановку и удержание цели, направленность поведения.

Деятельность является системным качеством совокупности действий. Анализ деятельности происходит через анализ ее действий.

Действуя, человек испытывает обратное влияние со стороны предмета деятельности, ситуации, полученных результатов. Они имеют моделирующий характер, развивая саму личность.

Эффективное использование современных сложных орудий труда требует овладения хорошими знаниями, навыками и умениями, согласования своих действий с действиями других людей, подчинения общему строя, преодоление значительного эмоционального напряжения, в том числе и негативных эмоций. Все эти свойства развиваются в процессе деятельности. А в то же время формируются такие сложные, социально значимые свойства, как трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, понимание общественных потребностей и интересов.

Цель - это то, чего стремится достичь человек, ради чего она работает, преодолевая трудности и препятствия, чего хочет достичь в своей деятельности. Итак, без цели не может быть сознательной деятельности.

Цели человеческой деятельности порождаются общественной жизнью, условиями, в которых она живет, и зависят от ролей, которые выполняет человек, общественных поручений, от ее развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкие и отдаленные. Отдаленная цель реализуется в ряде близких, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к реализации отдаленной цели, которую выдвигают на далекую перспективу.

Мотив - это внутренняя движущая сила, которая побуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связаны с

ее органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, то есть направленность личности на определенные объекты с целью познать их, овладеть ими.

Побуждениями к деятельности являются различные материальные потребности (в пище, одежде, жилище) и социокультурные (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близка (осуществить желаемое в ближайшее время), удаленная (осуществление желаемого планируют на длительное время) и далекая (осуществить желаемое за десятки лет). Различают мотивы также по уровню осознания. Бывают ярко и четко осознаваемые мотивы: обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и т.д. Но часто действуют не осознаваемые побуждения, например, привычки, предвзятое отношение к определенным фактам жизни, людей и т.д. Однако независимо от степени осознания мотива деятельности он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются общественными условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности людей существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы побуждают каждого человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой - они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, при которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения и т.д.