ВОПРОС К ПРИРОДЕ
УРОК 62 понимают Ли животные друг друга?
Тема. Понимают ли животные друг друга?
Цель: способствовать развитию познавательного интереса учащихся; развивать желание больше знать, стремление выяснять неизвестно; способствовать воспитанию любви к живому миру природы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Как известно, животные не могут разговаривать, как люди. Сегодня на уроке вы узнаете, понимают ли животные друг друга.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Рассказ учителя
- Животные общаются друг с другом с помощью звуков и различных сигналов.
Если курица клохчет низким голосом и нагибается, цыплята знают - мать-наседка их предупреждает об опасности.
В табуне конь предупреждает об угрозе, іржучи и ударяя копытом.
В улье пчела «рассказывает» о месте, где растут душистые цветы, с помощью своеобразного танца. Если расстояние до цветов 100 метров, пчела движется по кругу. Если расстояние больше, выполняет виляющий танец. Пчелы хорошо понимают такие движения и летят по указанному «адресу».
- Расскажите, как животные общаются между собой. Приведите примеры общения других животных.
2. Чтение рассказа В. Бондаренко «Как разговаривают животные»
В сказках животные разговаривают. А как на самом деле? Есть в них речь или нет?
Животные общаются между собой с помощью запахов, телодвижений, голоса. У них, таким образом, не одна, а будто три языка.
Животная речь очень выразительна. Это преимущественно такие возгласы: «Внимание!», «Берегись!», «Спасайся!», «Убирайся вон!». Сила и частота этих возгласов зависят от состояния животного. Если, например, лягушачью «бреке - ке-ке» звучит спокойно - значит, животное миролюбивое, а когда сильно и коротко - назревает ссора за территорию.
Подавая звуковой сигнал, белка скрекоче, бобер молотит хвостом по воде, олени бьют копытами по земле, а зайцы стучат задними лапами. В случае опасности кабан коротко а сам усядется затем, а лось форкає. Козуленя, проголодавшись, тоненько свистит - подзывает мать. Когда лиса приносит лисенятам еду, то о своем приближении к норе сообщает звуком «уф-уф».
Звери с детства учатся распознавать звуки безопасные и опасные - которые из них принадлежат своим, а какие - чужакам.
Все незнакомые звуки вызывают у них настороженность, потому могут представлять угрозу.
Большинство животных понимает голос не только своего вида, но и других видов. Например, крики сойки или сороки знают все жители леса. Волки понимают голос ворона, олени - лай собаки. Скворец, сорока, ворона, ворон, сойка, дрозд, снегирь способны подражать голоса других животных, могут произносить отдельные человеческие слова.
Знать голоса животных нужно для того^ чтобы предсказать их поведение во время встречи или при общении.
- Как в реальной жизни общаются между собой животные?
- Какие возгласы преобладают в животной языке?
- Как животные сообщают друг другу об опасности?
- Когда звери учатся распознавать безопасные и опасные звуки?
- Что вызывают незнакомые звуки у животных?
- Какие птицы умеют подражать голоса других животных?
3. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
Тестирование
1) Животные общаются с помощью:
а) друзей, голоса, ветра;
б) запахов, телодвижений, голоса;
в) звуков.
2) Большинство животных понимают:
а) только голоса представителей своего вида;
б) других видов;
в) всех животных.
V. Итог урока
- На мой взгляд, животные подают хороший пример людям. Они будто напоминают, что общение на своем языке - это большой дар. Его надо беречь и дорожить им.
Приложение к уроку 62
Игра «Кто так разговаривает?»
• Мяукает - ... (кот).
• Воет - ... (волк).
• Лает - ... (собака).
• Каркает - ... (ворона).
• Жужжит - ... (пчела).
• Шипит - ... (змея).
• Хрюкает - ... (свинья).
• Щебечет - ... (воробей).
• Кует - ... (кукушка).
• Пищит - ... (мышь).
• Квакает - ... (лягушка).