Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МОЯ СТРАНА - УКРАИНА

 

Урок 62

Тема. Водоемы Украины

 

Цель: ознакомить учеников с видами водоемов на территории Украины; учить находить на карте Украины водоема, объяснять хозяйственное значение водоемов; развивать наблюдательность, воображение, познавательный интерес; воспитывать стремление охранять и приумножать природу родного края.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Отгадайте загадку-добавлянку.

Известна с возраста жидкость,

Всяк ее употребляет,

Бывает тучкой она,

Снежинкой бывает,

Бывало, как стекло,

Хрупкая, твердая

Обычная, (подскажите)... (вода).

- Сегодня мы поговорим о воде - одно из величайших богатств на земле, о водоемах, которые существуют в Украине.

 

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя о значении воды

- Вода необходима всем живым существам. Растения, животные, люди пьют воду, для того, чтобы постоянно восстанавливать запасы в организме. Без воды живой организм погибает.

Вода нужна людям не только для того, чтобы пить. Водой человек умывается, стирает одежду, готовит на ней пищу. Водой люди поливают растения, которые они выращивают для своих нужд. Вода предоставляет движения турбинам на электростанциях и благодаря этому в наших домах есть свет.

Взгляните на карту Украины. Синий цвет означает воду, другие цвета - сушу. (Рассматривание карты.)

2. Работа над загадками

• Синяя ленточка блестит,

Что-то тихое шумит

И бежит себе, бежит,

Не остановится ни на миг. (Река)

 

• Из-под земли бежит, водичка,

Но это не озерцо,

Не ручеек и не река,

А целебный. (родничок).

 

• Не море, не земля,

Лодки не плавают,

И ходить нельзя. (Болото)

 

• Стоит корыто полно воды налито. (Ставок)

 

• Посреди поля лежит зеркало:

Рама зеленая, поле голубое. (Озеро)

3. Рассказ о водоемах Украины

- Источники, реки, озера, болота, пруды, водохранилища - все это водоемы. Рассмотрите иллюстрации на доске.

- Какие водоемы вам знакомы? Где вы их видели?

- Есть ли какие-то водоема вблизи вашего дома?

- Водоемы делятся на природные и искусственные. Те водоемы, которые образовались самостоятельно, без вмешательства человека, являются природными: реки, родники, моря. А те водоемы, которые создал сам человек, называются искусственными: водохранилища, каналы, пруды.

- Какая самая большая река Украины? (Днепр)

- Наибольшим правым притоком Днепра река Припять. Самым большим левым притоком Днепра река Десна.

Учитель показывает на карте крупнейшие реки Украины.

- На земной поверхности имеются впадины, различные глубиной и шириной. Они заполняются водой, и таким образом возникают озера. Больше всего в Украине озеро Свитязь.

4. Рассказ об охране водоемов

1) Работа над стихотворением.

- Послушайте стихотворение.

Я БЕРУ СВОЕ ВЕДЕРКО

Я беру свое ведерко

И бегу скорей по воду,

Потому что ждут на огороде

Помидоры и огурцы.

 

Целую ночь они не спали -

Раннее солнце выглядели,

Хотят есть, хотят пить,

И не умеют говорить.

 

Ни глаз, ни ушей не имеют,

И они меня узнают.

Их каждое утро напуваю,

Им я песенку пою.

 

Помидоры краснеют,

Потому что поблагодарить не умеют.

А зеленые огурчики

Прижимают листья в руки.

Г. Чубач

 

- Почему девочка спешит на огород?

- Зачем вода растениям?

- Без воды жизнь на Земле невозможна: увядающий цветок, страдает зверь, птичка замолкает. Все живое нуждается в воде. Каждая ее капля является драгоценным сокровищем природы. Вода поит Землю, которая кормит человека. Всему живому нужна чистая вода. А она во многих местах загрязняется от того, что в нее попадают вредные отходы с заводов и фабрик. Чтобы этого не происходило, на предприятиях необходимо строить очистные сооружения.

Охрана чистоты воды так же важна, как охрана чистоты воздуха. Кроме того, воду следует бережливо использовать, не тратить ее зря, не забывать закрывать краны.

2) Работа над рассказом «Берегите воду».

Вода лилась из крана неустанным струйкой.

- Кто это здесь хозяйничал? - строго спросила Нина.

- И я руки мыл, - покраснел Николай.

- А чего кран не закрутил?

- А разве что? Вода едва-едва цідиться.

- Едва-едва, - а ковшик за минуту полный. К вечеру целое озеро натекло бы.

Где не взялся Гаврик. Он облизнулся, потому что очень хотел пить. Николай вылил воду из кружки в миску. Гаврик, помахивая хвостом, принялся пить.

Тем временем ковшик наполнился снова. Николай полив на подоконнике цветы. Листочки примулы расправились и посвежели.

- Всем нужна вода, - поучительно сказала Нина. - И людям, и птицам, и животным, и растениям. А возьмем машины. Автомобиль без нее не обойдется. Трактор - также. И заводы и фабрики без воды работать не будут.

- Я все понял, - сказал Николай и крепко закрыл кран, чтобы воды зря не вытекло ни капли.

Б. Волк

- А как вы бережете воду?

- Как нужно беречь воду рек, озер от загрязнения?

►► Физкультминутка

 

IV. Вобобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Разгадывание кроссворда

►► Кроссворд Украина

 

 

1) Не дед, а седой.

Не спит, а стелется.

Укрывает землю и океан,

А зовут его... (туман).

 

2) Между берегов текла, текла,

Мороз окреп - под стекло легла. (Река)

 

3) Не стеклянный он, не из металла,

А прислушайтесь - звенит,

Роет землю он розталу

И к речке бежит. (Ручей)

 

4) Растет она вниз головой,

Растет она холодной зимой.

А только солнышко засияет -

Она заплачет и умирает. (Сосулька)

 

5) Красивая звезда снежно-белая

На мой рукав залетела, -

Пока нес ее сюда,

Стала каплей воды. (Снежинка)

 

6) Пушинкою бывает,

Бывает тучкой она,

Бывало, как стекло,

Хрупкая и твердая

Обычная, подскажите... (вода).

2. Игра «Что лишнее?»

• Азовское, Тихий, Черное.

• Днепр, Свитязь, Днестр.

3. Составление предложений-выводов «Значение водоемов»

• Водоемы - это хранилища воды.

• Дом для растений и животных.

• Место отдыха людей.

• Служат для перевозки грузов.

• Люди используют в быту и на производстве.

4. Знакомство с правилами бережного отношения к водоемам

1) Правильно хранить и использовать удобрения и ядохимикаты.

2) Сообщать до общества охраны природы об оставленных без присмотра ядовитые вещества.

3) Оберегать животных и растения.

4) Запрещено мыть в водоемах машины и другие транспортные средства, поскольку в воду попадет бензин или машинное масло.

5) Не выбрасывать мусор в водоемы и не оставлять его на берегу.

6) Следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.

5. Игра «Составь предложение со складов»

ДА ВО ПО ВСЕМ ТРІБ НА

(Вода нужна всем.)

 

V. Итог урока

- Какие водоемы на территории Украины вы знаете?

- Покажите их на карте Украины.

- Какое хозяйственное значение водоемов?

- Водоемы нуждаются в охране. Какое значение экологически чистой воды для жизни всего живого?