Урок № 61
Тема. Функция. Область определения и область значений функции
Цель: совершенствовать и углублять умения и навыки решать основные виды задач для функции, заданной формулой.
Тип урока: применение знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1) № 1,2 проверяем, собрав тетради, № 2 желательно разобрать (привести примеры и сформулировать основную идею, наиболее удачные работы можно оценить).
2) № 3 (опережающее домашнее задание) разбираем тщательно, потому что эти упражнения являются основой для решения упражнений высокого уровня, запланированных на уроках.
Задача 1. Объясните ход решения уравнений:
1) х2 - 2х + 1 = 0;
2) х2 - 2х = 0;
3) х2 + 1 = 0,
4) |х - 3| = 0;
5) |х - 3| + 1 = 0.
Какие корни имеют уравнения? Что это означает?
Задание 2. Объясните, как, используя результаты задания 1, найти значение переменной х, при которых выполняются неравенства:
1) х2 - 2х + 1 ≠ 0;
2) х2 - 2х ≠ 0;
3) х2 + 1 ≠ 0;
4) |х - 3| ≠ 0;
5) |х - 3| + 1 ≠ 0.
Вывод. Желательно, чтобы учащиеся осознали, что решения неравенства вида f(х) ≠ 0 можно найти, решив уравнение f(х) = 0 и исключив из множества всех (рациональных) чисел найдены корни уравнения.
III. Формулировка цели и задач урока
@ Основная цель урока - совершенствовать умение и навыки нахождения по формуле значение функции, а также углубить эти умения, решив задачи высокого уровня.
IV. Актуализация опорных знаний
Выполнение устных упражнений
1. Укажите область определения функции, которую задан формулой:
1) у = 2х; 2) у = 3х + 4; 3) .
2. Найдите значение функции, которое задано формулой , что соответствует значению аргумента: -6; 12; 0; 1,5.
3. Функция задана формулой: 1) у = 1,3 х; 2) .
Найдите значение аргумента, которому соответствует значение функции, равное 0.
V. Совершенствование и углубление знаний, умений
@ На этом уроке, когда основные понятия, связанные с понятием функции, уже усвоенные и базовые умения по решению основных задач для функции сформированы, основное внимание уделяем решению задач достаточного и высокого уровней, которые бы сочетали новый материал с изученным ранее материалом. Если уровень подготовки учащихся достаточно высок, можно расширить знания учащихся, познакомив их с кусковым способом задания функции.
Выполнение письменных упражнений
1. Найдите область определения функции, заданной формулой:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5*) .
2*. Функция задана кусочно:
1) 2)
Найдите значение функции, соответствующее значению аргумента равно -2; 0; 3.
3. От квадрата со стороной 10 см отрезали прямоугольник со сторонами 8 см и х см (см. рис.). Обозначив площадь части, что осталась (в см2), буквой в, выразите зависимость у от х формулой. Найдите:
1) значение у, если х = 2,5;
2) значение х, при котором у = 20; 36;
3) область определения этой функции.
4*. Найдите наименьшее значение функции у = х2 - 4х + 2.
5*. Докажите, что функция не может принимать отрицательных значений. Какова область определения функции? Которого наибольшее значение приобретает функция?
6*. Дополнительно (на повторение). Установите пропущенное число.
ху + 3х2 |
|
5 |
х3 - 2у |
|
? |
VI. Итог урока
Контрольные вопросы
1. Приведите пример функциональной соответствия между числами.
2. Объясните на примере, что такое аргумент и что такое функция.
3. Какие вы знаете способы задания функции?
4. Что называют областью определения и областью значений функции?
VII. Домашнее задание
Повторите содержание основных понятий темы (см. контрольные вопросы).
№ 1. Функция задана формулой у = 5х - 3.
1) Найдите значения функции, соответствующие значениям аргумента -8; 0; 16.
2) Найдите значение аргумента, которому соответствует значение функции: -3; 1.
3) При каком значении понятие функции равно значению аргумента? в 3 раза больше значения аргумента?
№ 2. Рассмотрим функцию , где -1 ≤ х ≤ 4. Найдите пары значений х и у для всех целых значений х и запишите их в виде (х; у). Как можно изобразить эти пары чисел?
Выполните соответствующее построение.