ЧАСТЬ III. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
7. АНАЛИЗ
ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
7.1. Содержание,
задачи, информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия
Для выживания предприятия в условиях
постоянного обострения конкурентной борьбы необходимо уметь реально оценить
финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Финансовое состояние предприятия - это
совокупность экономических параметров, отражающих наличие, размещение и
использование финансовых ресурсов.
Финансовое состояние предприятия
характеризует обеспеченность собственными оборотными средствами, оптимальное
соотношение запасов товарно-материальных ценностей с потребностями производства,
своевременное проведение расчетных операций, платежеспособность.
Следует различать понятия «финансовый
анализ» и «анализ финансового состояния».
Финансовый анализ-более широкое
понятие, поскольку оно включает наряду с анализом финансового состояния еще и анализ
формирования и распределения прибыли, отдельные элементы анализа себестоимости
продукции, анализ денежных потоков и т.п.
Как в международной, так и в
отечественной практике для анализа финансового состояния применяется система
абсолютных и относительных показателей (абсолютное и относительное отклонение), а также
связанных с ними ряда финансовых коэффициентов, которые отражают цели и
интересы различных пользователей: управленческий персонал предприятия (внутренний
анализ и интересы внешних пользователей - налоговиков, банки, инвесторы,
поставщики, аудиторы и т.п. (внешний анализ).
Для оценки финансового состояния
предприятия важнейшими считаются показатели:
- платежеспособности и
ликвидности - характеризуют финансовые возможности предприятия по погашению
задолженности, покрытия предприятием заемных средств;
- доходности -
дают возможность сравнить полученную прибыль с вложенным капиталом, то есть меру
эффективности авансированного в производство и реализацию капитала;
- деловой активности
- характеризует кругооборот средств предприятия;
- финансовой
устойчивости - характеризует соотношение собственных и привлеченных средств.
Финансовое состояние предприятия может
быть устойчивым, неустойчивым, кризисным. Способность предприятия своевременно осуществлять
платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует об устойчивом
финансовое состояние. Устойчивое финансовое положение предприятия зависит от результатов
производственной, коммерческой и финансовой деятельности.
Современные управленцы должны знать
содержание таких понятий рыночной экономики, как платежеспособность, ликвидность,
кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой
устойчивости, эффект ценового рычага, леверидж, степень финансового риска,
опасность банкротства и др., а также методику расчета показателей, их
характеризуют и их анализ.
Относительные показатели оценки
финансового состояния предприятия необходимо сравнивать с:
- аналогичными данными
за предыдущий период;
- аналогичными данными
других предприятий;
- общепризнанными
нормами;
- лучшими образцами.
Первоочередные задачи
анализа финансового состояния:
- выявление
обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и проверка их целевого
использования;
- оценка степени
выполнение плановых финансовых мероприятий, программ, плана финансовых показателей;
- определение
платежеспособности предприятия и ликвидности баланса;
- оценка соблюдения
финансовой, расчетной и кредитной дисциплины;
- оценка эффективности
использование капитала;
- оценка оборачиваемости
капитала;
- оценка деловой
активности предприятия;
- своевременное выявление
и устранения недостатков в финансовой деятельности, поиск резервов и возможностей
экономного, рационального использования финансовых ресурсов и разработка
конкретных мер по воплощению их в производственный процесс.
Источниками информации для проведения
анализа финансового состояния предприятия является финансовая отчетность:
- «Баланс», Ф № 1;
- «Отчет о финансовых
результатах», Ф № 2;
- «Отчет о движении
денежных средств», Ф № 3;
- «Отчет о собственном
капитал», Ф № 4.
Кроме финансовой отчетности
используется другая информация, которая доступна только персонала предприятия,
в частности, планово - нормативная (финансовый план, нормативы), конструкторско-
технологическая информация, позаоблікова информация (маркетинговые исследования,
законы, инструкции, экспертная информация и др.) т.д.