II СЕМЕСТР
УРОК 62
Тема. Город. Закрепление изученных слов по теме. Составление связного высказывания по рисунку. Моделирование и чтение звуковых схем
Цель: учить учащихся высказывать и отстаивать свою точку зрения; развивать диалогическую речь; совершенствовать умение моделировать слова, читать звуковые схемы; расширять словарный запас учащихся; воспитывать культуру поведения в школе.
Оборудование: иллюстрации «Весной на улице»; школьные принадлежности; кукла Знайка; звуковые схемы и рисунки к игре «Назови слово».
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и задач урока
— Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по городу. Поговорим о правилах поведения в школе.
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Речевая разминка
1) Чистоговорка
Та-та-та — есть нора у крота.
То-то-то — и тёплое пальто.
Ту-ту-ту — не скучно кроту.
Ти-ти-ти — по туннелю брести.
Ты-ты-ты — не любят солнышко кроты.
2) Скороговорка
Прохор просто сеял-сеял,
Прохор просо не просеял.
Комментарий: чистоговорку учащиеся проговаривают вместе с учителем, а скороговорку учат наизусть и рассказывают с нарастающим темпом.
2. Повторение изученного на прошлом уроке
— Составьте предложения по схемам.
(В автобусе и троллейбусе едут пассажиры.)
(Трамвай обходи спереди.)
(Самый быстрый транспорт — метро.)
— Кто водит автобусы, троллейбусы, трамваи? (Водители, шофёры)
— Мы говорили, что это профессии. А какие ещё профессии вы знаете?
— С каким словом дружит слово профессия? (Со словом труд.)
— Какие пословицы о труде вы знаете?
— Составьте звуковую модель слова труд.
— Сколько слогов в слове труд?
3. Творческая работа с картинкой «Весной на улице»
— Какое время года изображено на картинке? (Весна)
— Как вы догадались об этом?
— Куда идёт папа? (Папа идёт на работу.)
— Куда идёт мама? (Мама идёт в ясли. Она ведёт в ясли дочку.)
— Куда идёт бабушка? (Бабушка идёт в магазин.)
— Дайте имена ребятам, которые играют на площадке. (Саша, Петя и Коля играют на площадке.)
— Кто веселится вместе с ребятами? (Вместе с ребятами веселится собака Дружок.)
— Дайте имена ребятам, которые несут портфели. (Таня, Катя и Миша)
— Куда идут ребята? (Таня, Катя и Миша идут в школу.)
Текст «На улице»
Папа идёт на работу. Мама ведёт маленькую дочку в ясли. Бабушка идёт в магазин. Саша, Петя и Коля играют на площадке. Вместе с ребятами веселится собака Дружок. Таня, Катя и Миша идут в школу.
4. Беседа о поведении в школе
— Знаете ли вы правила поведения в школе? Сейчас мы это проверим.
— Как нужно приветствовать учителя?
— Внимательно ли вы слушаете, о чем говорит учитель?
— Можно ли разговаривать с товарищем во время урока?
— Не забываете ли вы школьные принадлежности?
— Можно ли опаздывать в школу?
— А как нужно относиться к школьному имуществу?
— Что нужно сделать, если вы хотите ответить на уроке?
— Посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (Знайка)
— Послушайте, какую телеграмму-совет принёс нам Знайка.
Учитель читает стихотворение С. Я. Маршака «Школьнику на память».
— Как вы думаете, зачем придуманы школьные правила? (Чтобы легче было учиться...)
— От каждого ученика требуется строгое соблюдение школьных правил. Выполнение школьных правил, соблюдение режима дня поможет вам успешно учиться и отдыхать.
5. Игра «назови слово»
Учитель. Сейчас мы все станем волшебниками и научимся угадывать задуманные слова.
На одной стороне доски прикреплены предметные картинки, с другой стороны учитель поочерёдно вывешивает схемы слов. Нужно соотнести картинку со схемой.
IV. Итог урока
— Как называется город, в котором вы живёте?
— Какие виды транспорта есть в вашем городе?
— На чём вы добираетесь в школу (в парк, кинотеатр и т. д.)?
— Что обязан выполнять каждый ученик? (Школьные правила)
— Зачем нужны правила поведения в школе?