Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Раздел 2

Политика как специфический вид общественной деятельности и взаимодействия

2.2. Политическое взаимодействие: основные детерминанты и характер

 

Политика - явление, невозможное без общения, взаимодействия, взаємовпливу. ее реализация всегда происходит по условия, когда один субъект политики определенным образом влияет на другой. К тому же в таком процессе одновременно могут принимать и зачастую принимают участие многие субъектов (личности, группы, партии, организации, объединения и др.).

Политическое взаимодействие - это определенные отношения по поводу политики как таковой и ее отдельных признаков (составляющих), например власти. Украинские политологи В. Мирончук и В. Храмов отмечают необходимости разграничивать общественно-политические отношения и отношения в политике. Они отмечают, что общественно-политические отношения - это такой тип связи совокупных участников взаимодействия, который становится политической структурой общества. Его институциональный носитель - политическая система общества, которая в своем функционировании в большей или меньшей степени отчуждается от конкретных индивидов [134, 116].

Политическое взаимодействие существует в двух основных формах:

• неформальной (без участия определенных политических институтов - прежде всего между лицами, группами);

• формальной (через политические институты - формальные структуры или с их помощью).

В процессе формальной взаимодействия граждане, образно говоря, делегируют формальным организациям свою волю, наставления с целью их реализации.

Политическое взаимодействие невозможна без существование общественного мнения, определенных политических потребностей, политических мифов, политических традиций и ритуалов.

Общественная мысль. Это совокупность массовых представлений о мире, общество и различные его сферы, в которых отражено отношение

(оценка) больших социальных групп, народа к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес [168, 165].

Общественное мнение является исторически обусловленным и переменным состоянием общественного сознания больших групп людей. Это подвижное, меняющееся явление, в котором происходит постоянная борьба, куда вовлечены самые разнообразные субъекты политики, политические, экономические, социальные и другие силы.

В реальной жизни общественное мнение формируется и развивается целенаправленно, под воздействием на массовое сознание граждан политических институтов и социальных учреждений (политических партий, средств массовой информации), или стихийно, под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций.

В поле зрения общественного мнения, как правило, находятся те проблемы, события, явления и факты, которые вызывают общий общественный интерес, отличаются от других своей актуальностью, допуская, однако, разные точки зрения, дискуссии и побуждая к дискуссиям.

Политические ценности. Ценности в общем понимании - это своеобразный объект, удовлетворяющий потребность субъекта - индивида, группы, слои населения, этноса. Другими словами, ценность является одновременно и свойством, и объектом, что имеет это свойство.

Ценности имеют материальную и идеальную природу. Техногенно-природную и социальную среды имеют определенные системы ценностей, которые по субстанцией классифицируются на материальные и духовные; за субъектами потребностей - на ценности человека, организации, объединения, общества; за социальными институтами - на экономические, политические, культурные, педагогические, семейно-родственные, религиозные и т.д.

Различают ценности-блага и ценности-регламенты. К первым относятся такие потребности человека, как материальные ресурсы, духовные продукты потребления и услуги, ко вторым - потребности, охватывают нравственные, правовые и эстетические нормы и идеалы, обычаи, традиции.

Ценности разделяют на такие, что санкционируются и культивируемые официально за помощью широкой сети специальной системы средств, имеющихся в государстве, и такие, которые существуют на уровне обыденного сознания, независимо от тех, что культивируются официально. Зачастую между такими ценностями существует значительная несогласованность, а то и глубокие противоречия.

Рассмотрим отдельно систему ценностей.

Система ценностей или отдельные ценности распространяются и пропагандируются с помощью слова, символов, символики. Речь идет о государственную символику, символику партий, организаций, объединений, социальных групп, национальностей, национальных меньшинств и т.д.

Символы сочетают рациональную суть и рационально трактованное значение определенной социальной ценности с соответствующим эмоциональным уровнем и остротой ее восприятия и переживания.

Политические ценности - это высшие принципы, обеспечивающие согласие в обществе или в отдельных социальных группах относительно основных целей и проблем; вера в желанный и лучший (или самый лучший) тип политической системы, в политическую цель и средства достижения цели и представления о них.

На основе политических ценностей субъекты политического процесса выбирают соответствующий способ поведения, а граждане, нации способны даже кардинально менять общественную ситуацию и политическую систему общества. Так, в процессе принципиальных перестроечных процессов в современной Украине вместо ложной пирамиды “социалистических” (“коммунистических”) политических ценностей государство - общество - коллектив - личность, - утверждают М. Михальченко и 3. Самчук, - мы должны строить новую демократическую пирамиду: личность - коллектив - государство - общество [136].

В сложном политическом жизни ориентирами являются именно политические ценности. 3рештою, благодаря им люди познают мир политики.

В национальном обществе, как справедливо отмечает известный политолог А. Боднар, наивысшей ценностью, объединяющей его членов, является сохранение целостности и независимости государства. Если исходить из приведенного, то можно утверждать, что наивысшей ценностью, способной объединить весь украинский народ, есть идея национального государства. Достижение этой цели - сложная задача, которая требует согласования, или консенсуса, идей и мыслей многих субъектов общественно-политического процесса.

Консенсус между государствами крайне необходим, когда речь идет об обеспечении мира и согласия на мировом уровне. Здесь встает проблема группового принятия решения, с чем человечество сталкивается постоянно.

Политические нормы и политические мысли. Политические ценности проявляются в политических нормах.

Политическая норма - правило достижения политических ценностей. Они существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях тех, кто при власти, и тех, кто подчинен власти; в социальных отношениях, которые обуславливают правила функционирования определенных политических норм; в сознании - как чувства или переживания политических норм.

Не следует отождествлять политические нормы и политические принципы.

Различают основные и операциональные политические нормы. Например, в тоталитарном обществе принцип руководящей роли одной из политических партий является основной политической нормой, а обязательная принадлежность руководящих кадров в таком обществе (стране) к этой партии является операціональною нормой.

На основе политических ценностей субъекты политического процесса выбирают соответствующий способ поведения.

Политические мысли - в узком понимании - одно из направлений обществоведения, а в широком - конкретный продукт политического мышления.

Политическая мысль - это активная, целеустремленная, обобщающая идеальная деятельность в форме различных понятий, категорий, теорий, доктрин с целью познания политических связей и отношений, форм и функций собственно политики и власти, политических процессов и институтов, политической идеологии и культуры, политической стратегии и тактики, других политических явлений и ценностей, создания новых политических идей, прогнозирования и моделирования политического будущего [177, 362].

Политические мнения как феномен есть предметом изучения многих наук. Политическая мысль формирует представления людей о общество, отношения с другими людьми, индивида и коллектива, группы, государства, общества, а, следовательно, она является неотъемлемой составляющей мировоззрения человека.

Если обратиться к истории, генезиса политических мнений, то можно выделить определенные системы политических взглядов, а именно: материалистические и идеалистические, светские и теологические, революционные, консервативные, либеральные и реакционные.

Политические потребности. Потребность - это то, детерминирует соответствующую активность, побуждает человека или группу людей к определенной деятельности. Предсказание результата удовлетворения потребности есть цель.

Потребности подразделяются на биогенные, психогенные и соціогенні. Соціогенні имеют едва ли не самый сложный механизм образования и удовлетворение, поскольку зависят от знаний субъекта потребности в определенной отрасли, уровня образования, воспитания, сознания и т.д.

Выделяют потребности экономические, материальные, политические, эстетические, этические, психологические, социальные и общественные. Политические потребности связаны с необходимостью реализации в государственной или общественной деятельности, а также в деятельности отдельных социальных групп, классов, наций, государств соответствующих политических интересов.

Политические мифы. В политике, политической деятельности очень распространены мифы, мифотворчество. Политический миф - реально существующее ошибочное представление о политические отношения и действия, сознательно или бессознательно дополнены различными абстрактными измышлениями, выводами, фантазиями или легендами.

Каждая страна, нация, народ должны собственные, сформированные в определенной ситуации национальные мифы. 3 учитывая то, что политические мифы основываются на искаженном, містифікованому образе определенной политической, экономической или иной ситуации, они довольно быстро распространяются. Часто мифы возносят до уровня официальной политики, всячески поддерживают, используют как действенные средства манипулирования сознанием людей.

Мифы широко используют в политике, ведь за ними сравнительно легко можно скрыть настоящую цель. Часто это удается благодаря тому, что людям, которым адресованы мифы, как правило, не хватает достоверной, объективной информации о явлениях, которые неправильно интерпретируются. К тому же многим свойственна достаточно низкая политическая культура, что является питательной основой для существования политических мифов. Так, успешно распространяются мифы, связанные с “образом врага”, “настоящей демократией”, мифы о заговоры, о золотой век, о единстве и многие другие. Такие мифы в форме соответствующей информации проще воспринять на веру, чем попытаться понять их сущность.

Мифы-обещания многих политиков широко используют в своей практической деятельности, несмотря на то, что люди воспримут их как неоспоримую информацию.

Политические мифы в основном персонифицированные, связанные с конкретными людьми (личностями). Поэтому их как средство манипулирования людьми (а то и всем обществом) используют определенное время и именно в том объеме, в котором они в состоянии влиять на сознание тех, ради кого их создают.

Отдельные мифы существуют достаточно долго. Это, например, мифы о любви подчиненных к своего вождя, короля, царя, лидера партии. Или мифы о вере всего народа страны в определенную идею, идеологию. Такие мифы еще до недавнего времени успешно создавались и распространялись в странах так называемого социалистического лагеря, в бывшем СССР. Они активно поддерживались идеологической пропагандой с помощью выдумок-манифестов вроде “Морального кодекса строителя коммунизма” или “Закона о борьбе с пьянством и алкоголизмом”. А что уж говорить про многочисленные мифы о “отцов народа”, ”идеалов нации”, “великих кормчих” и т.д. В этом случае создателями иллюзорных мифов были именно те, кого на самом деле мало интересовали конкретный человек, нация, народ, “вождями” которого они хотели себя видеть и чувствовать совсем не ради судьбы своего народа.

Политические традиции. Это обычаи и правила поведения в политической жизни, которые сложились исторически и передаются от поколения к поколению. Другими словами, это уважения и соблюдения определенного политического порядка, форм политического действия, определенная политическая практика. Такая практика является конкретно-историческим, присущая определенному народу, нации и неотделима от них, их образа и особенностей жизни.

По сути, политические традиции являются важнейшими факторами формирования политической культуры человека (личности), социальной группы, класса, политической партии или объединения, нации, народа.

Политические традиции существуют в форме обычаев, определенных принципов и норм поведения, ритуалов и обрядов. Выделяют прогрессивные, регрессивные, консервативные, либеральные политические традиции. Передаются различными способами: устно, письменно, зрительно и институционально.

Заметным и обязательным явлением политики, политических процессов политические ритуалы.

Политический ритуал (от лат. ritualis - образцовый) - исторически сложившаяся или специально установленная форма символического поведения субъектов политики, средство подражания и передачи определенных ценностей, традиций, опыта, чувств, образцов политического поведения [168, 178].

Стоит отметить, что сама по себе политика является ритуальным явлением, поскольку в ней обязательно имеются определенные последовательные действия, демонстрации и т.п. (собрания, заседания, встречи, приемы, вручение наград, чествование, манифестации, пикеты, забастовки и прочее, всегда осуществляются по соответствующему сценарию, плану, что, собственно, и является своеобразным ритуалом).

Многие ритуалы связаны с различными церемониальными действиями, цель которых - почтить государство, государственный орган, должностное лицо и т.д. Это, в частности, принятия присяги, поднятия и спускания государственного флага, торжественная встреча признанного государственного, общественного, политического деятеля, открытие памятника, монумента т.д.

Политический ритуал предоставляет политическом жизни соответствующего порядка, ритма, символизирует определенную последовательность действий, стабильность и следовательно часто может превратить обычное событие на особую, знаковую.

Ритуал играет большую роль в формировании общей и политической культуры граждан, в формировании, особенно в молодого поколения, высоких рис гражданственности и патриотизма.

3авдяки политическим ритуалам значительной степени существуют политические традиции, происходит процесс легитимации власти.

Однако нередко за помощью политических ритуалов осуществляются попытки сохранить бессодержательную, а то и антинародную, далеко негуманістичну политику.