Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Раздел 2

Политика как специфический вид общественной деятельности и взаимодействия

2.1. Политика как деятельностный феномен

 

Отдельные науки (философия, политология, социология политики) определяют политику как социальное явление, прежде всего как определенную сумму идей, ценностей. В контексте политического менеджмента стоит выделить такую характерный признак (особенность) политики, как конкретный вид деятельности.

“История, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - не что иное, как деятельность человека, имеет свою цель” [129, 102]. Следовательно, и в политике деятельностный аспект является главным, определяющим. Отсюда, в частности, и берет начало так называемое поведенческое (бихевиористские) понимание политики как специфической деятельности, которую осуществляет и которой управляет человек.

Итак, становится понятным существование таких определений в отношении человека (личности), как “человек политический”, “человек идеологическая”. Это естественно, поскольку человек - не только биологическое, но и социальное явище. ей присуща любая форма деятельности, в том числе и в сфере политики, ведь и сама по себе политика - сугубо человеческое образования. Человек нуждается и способна участвовать в политике, политических процессах, получая возможность реализовывать (удовлетворять) в такой способ свои интересы, запросы, потребности, убеждения.

В политике человек (в отличие от некоторых других видов деятельности) может реализовать себя абсолютно не так единолично, как совместно с другими людьми, группами, интересы которых совпадают с ее личными. Объединяет человека с другими людьми система взглядов и идей, которая и является идеологией.

Любая идея благодаря человеку политической не только поддерживает, но и продуцирует определенную идеологию, идеологемы. Благодаря общественно-политической деятельности такие идеологемы существуют, развиваются, утверждаются.

Некоторые политологи вводят в обиход и активно используют такое понятие, как “символическая политика”. Такая политика возможна при наличии соответствующих общественно-политических предпосылок в виде существующих способов восприятия информации (специфики общественно-политической коммуникации) и организации пространства политической коммуникации [211, 91].

В. Поленська выделяет следующие варианты символической политики [211, 91]:

• символические эрзац-акции;

• символическое законодательство;

• символическая персонификация;

• символическая идеологизация.

Следовательно, правильнее всего определять политику как определенную человеческую деятельность, обусловленную соответствующими мотивами, целями и результатам.

Известный российский политолог Д. В. Ольшанский определяет и обосновывает два основных подхода к изучению политики как специфической деятельности [153 32]:

• институциональный подход - исследуется деятельность специальных, в основном политических институтов, результат такой деятельности;

• процессуальный подход - политическая деятельность рассматривается сугубо как специфический процесс.

Деятельностный феномен политики обусловлен тем, что в основе любого политического действия, как и политического процесса в общем, обязательно находится субъект такой политики.

Субъектом политики является лицо, организация или общественная группа, которые способны творить политику, т.е. относительно самостоятельно участвовать в политической жизни согласно своих интересов, потребностей, влиять на общественное поведение других лиц и вызывать важные изменения в политических отношениях.

Отсюда и возникает субъективность в политике лица, которая обусловлена:

• объективными условиями, делают политическую деятельность;

• субъективными способностями лица к политической деятельности (знания, умения, мотивации, побуждения и т.п.).

Существует также субъективность в политике общественной группы, класса, большого сообщества. Они становятся субъектами в политике при таких условиях [148, 47]:

• наличие у них общности и крепкого сверхлокального связи;

• единство и общее осознание собственного положения и общих интересов (чувство самобытности, содружества, взаимозависимости, идентификации личности с целым - группой, внутренняя солидарность);

• существования организации, то есть координация руководящими центрами поведения и действий отдельных территориальных группировок, течений, возрастных и профессиональных категорий .

Среди многих концепций субъективности в политике выделяют две основные:

• немарксистську. Здесь доминирует индивидуалистическая точка зрения, то есть реальным и единственным субъектом политики (собственно и истории) признается индивидуум, личность. Отсюда и особая роль личности в политике, теории выдающихся личностей, отрицание роли масс (утверждается только наличие определенной суммы интересов, лиц, совместно никакой решающей роли в общественном процессе не играют). Другими словами, деятельность массы характеризуется преимущественно как неуправляемая, стихийная, на которую решающе влияют политики - личности;

• марксистскую. Решающее значение в политике предоставляется именно массам, а не личностям.

Субъективность индивидов и групп в политике взаємозумовлена. С одной стороны, она зависит от интересов и потребностей больших групп, а с другой - от осознания личностью (политиком) этих интересов, его поддержки со стороны таких групп.

Политолог Артур Боднар утверждает, что роль, которую выполняют политики и идеологи, зависит от больших социальных групп, а именно [148, 49]:

• от вверенного им обществом (или самостоятельно завоеванного, но признанного обществом, сообществом) объема полномочий;

• от того, пользуются политик, идеолог определенной общественной поддержкой (материальной, организационной, моральной);

• способна ли социальная группа контролировать деятельность политика.

Выдающийся политолог Ж. Бодуэн доказывает, что понятие “политическая деятельность” появилось вследствие определенной дифференциации различных типов деятельности в социальной сфере [32, 76]. По такой логикой рассуждений одним из самых удачных определений понятия “политическая деятельность” считаем такое: “Политическая деятельность - специфический вид человеческой деятельности, направленный на регулирование и сбалансирования интересов и отношений между социальными (национальными) группами, политическими субъектами, отражают их интересы, с одной стороны, и между ними и государственными институтами. с другой, достижение в обществе согласия и консенсуса” [160, 15].

По определению украинских политологов политическая деятельность - неотъемлемая составляющая общей человеческой деятельности, специфическая сущность которой заключается в совокупности действий отдельных индивидов и больших социальных групп (классов, партий, общественных организаций и т.д.), направленных на реализацию их политических интересов, прежде всего завоевание, удержание и использование власти [177, 107].

А. Боднар трактует политическую деятельность как индивидуальную или коллективную, спонтанную или организованную деятельность общественных субъектов, прямо или косвенно исходит из интересов больших общественных групп и ценностей, которых они придерживаются [148, 106].

Политическая деятельность имеет определенную структуру, в которую входят:

• объекты политической деятельности: политическая власть, политико-властные структуры;

• субъекты политической деятельности: политические партии, общественные движения, политические, общественные деятели, государственные и политико-властные структуры;

• процесс политической деятельности: отдельные политические действия, акции.

Политическую деятельность разделяют на:

• теоретическую (идеологическая, законодательная, социологическая, научно-организационная, методическая и иная деятельность, связана с разработкой теоретических основ политики);

• практическую (депутатская, правительственная деятельность в органах местного самоуправления, в политических партиях, общественных организациях и объединениях, в движениях, работа во время избирательных кампаний, проведения референдумов, опросов общественного мнения, участие в митингах, демонстрациях, маршах протеста или поддержки, пикетированиях и т.д.).

Политическая деятельность имеет две основные формы:

• политическая деятельность, осуществляется на общественных началах;

• политическая деятельность, осуществляется на профессиональных началах (депутатская деятельность, работа в аппаратах политических партий, движений, организаций и т.д.).

Западная политологическая наука выделяет три основные концепции (модели) политической деятельности [189, 31-36]:

• элитарную концепцию (модель). Приходится, что политическая деятельность - это назначение прежде всего элиты общества, а для народа такая деятельность считается ненужным, лишним;

• концепция плюрализма элит. Сторонники этой концепции отстаивают точку зрения, что в обществе имеется не одна, а много элит, среди которых выделяется господствующая;

• концепция “моделей будущего государственного управления”. Мол, в будущем не будет существовать какой-то одной модели государственного управления, поскольку взаимодействие между государственным аппаратом и обществом является сложной и достаточно противоречивой.

Цель политической деятельности - укрепление или послабления, а то и разрушения отношений между лицами, социальными группами, классами. Поэтому такие отношения имеют характер сотрудничества (взаимодействия) или борьбы (столкновения, противостояния).

Основой сотрудничества или, наоборот, борьбы в процессе политической деятельности является стремление сохранить или изменить (уничтожить) существующий в государстве общественный порядок путем признания или непризнание экономического, политического, идеологического господства определенного общественного класса в этом государстве.

Последствиями политической деятельности есть общественные изменения, которые происходят в таких сферах:

• отношений между общественными классами (группами);

• отношений власти (между теми, кто руководит, и теми, кем управляют);

• отношений в пределах власти (например, применение коалиционного способа осуществления власти, установление гласности в процессе принятия решений и т.п.);

• политических отношений между индивидами и группами.