Раздел 2
Политика как специфический вид
общественной деятельности и взаимодействия
2.1. Политика
как деятельностный феномен
Отдельные науки (философия,
политология, социология политики) определяют политику как социальное явление, прежде всего
как определенную сумму идей, ценностей. В контексте политического менеджмента стоит
выделить такую
характерный признак
(особенность) политики, как конкретный вид деятельности.
“История, - отмечали К. Маркс и Ф.
Энгельс, - не что иное, как деятельность человека, имеет свою цель” [129, 102].
Следовательно, и в политике деятельностный аспект является главным, определяющим. Отсюда, в частности,
и берет начало так называемое поведенческое (бихевиористские)
понимание политики как специфической деятельности, которую осуществляет и которой управляет человек.
Итак, становится понятным существование
таких определений в отношении человека (личности), как “человек политический”, “человек
идеологическая”. Это естественно, поскольку человек - не
только биологическое, но и социальное явище. ей присуща любая форма деятельности,
в том числе и в сфере политики, ведь и сама по себе политика - сугубо человеческое
образования. Человек нуждается и способна участвовать в политике, политических
процессах, получая возможность реализовывать (удовлетворять) в такой способ свои
интересы, запросы, потребности, убеждения.
В политике человек (в отличие от
некоторых других видов деятельности) может реализовать себя абсолютно не так
единолично, как совместно с другими людьми, группами, интересы которых совпадают с ее
личными. Объединяет человека с другими людьми система взглядов и идей, которая и является
идеологией.
Любая идея благодаря человеку
политической не только поддерживает, но и продуцирует определенную идеологию, идеологемы. Благодаря
общественно-политической деятельности такие идеологемы существуют, развиваются,
утверждаются.
Некоторые политологи вводят в
обиход и активно используют такое понятие, как “символическая политика”. Такая
политика возможна при наличии соответствующих общественно-политических предпосылок в
виде существующих способов восприятия информации (специфики общественно-политической
коммуникации) и организации пространства политической коммуникации [211, 91].
В. Поленська выделяет следующие
варианты символической политики [211, 91]:
• символические эрзац-акции;
• символическое законодательство;
• символическая персонификация;
• символическая идеологизация.
Следовательно, правильнее всего определять
политику как определенную человеческую деятельность, обусловленную соответствующими мотивами, целями и
результатам.
Известный российский политолог Д. В.
Ольшанский определяет и обосновывает два основных подхода к изучению политики как
специфической деятельности [153 32]:
• институциональный подход
- исследуется деятельность специальных, в основном политических институтов,
результат такой деятельности;
• процессуальный подход -
политическая деятельность рассматривается сугубо как специфический процесс.
Деятельностный феномен политики
обусловлен тем, что в основе любого политического действия, как и политического процесса
в общем, обязательно находится субъект такой политики.
Субъектом политики является лицо,
организация или общественная группа, которые способны творить политику, т.е. относительно
самостоятельно участвовать в политической жизни согласно своих интересов,
потребностей, влиять на общественное поведение других лиц и вызывать важные изменения
в политических отношениях.
Отсюда и возникает субъективность в
политике лица, которая обусловлена:
• объективными условиями,
делают политическую деятельность;
• субъективными способностями лица к
политической деятельности (знания, умения, мотивации, побуждения и т.п.).
Существует также субъективность в
политике общественной группы, класса, большого сообщества. Они становятся субъектами в
политике при таких условиях [148, 47]:
• наличие у них общности и
крепкого сверхлокального связи;
• единство и общее осознание
собственного положения и общих интересов (чувство самобытности, содружества,
взаимозависимости, идентификации личности с целым - группой, внутренняя солидарность);
• существования организации, то есть
координация руководящими центрами поведения и действий отдельных
территориальных группировок, течений, возрастных и профессиональных категорий .
Среди многих концепций
субъективности в политике выделяют две основные:
• немарксистську. Здесь доминирует
индивидуалистическая точка зрения, то есть реальным и единственным субъектом политики
(собственно и истории) признается индивидуум, личность. Отсюда и особая роль
личности в политике, теории выдающихся личностей, отрицание роли масс
(утверждается только наличие определенной суммы интересов, лиц, совместно никакой
решающей роли в общественном процессе не играют). Другими словами,
деятельность массы характеризуется преимущественно как неуправляемая, стихийная, на которую
решающе влияют политики - личности;
• марксистскую. Решающее значение
в политике предоставляется именно массам, а не личностям.
Субъективность индивидов и групп в
политике взаємозумовлена. С одной стороны, она зависит от интересов и потребностей
больших групп, а с другой - от осознания личностью (политиком) этих интересов,
его поддержки со стороны таких групп.
Политолог Артур Боднар утверждает, что
роль, которую выполняют политики и идеологи, зависит от больших социальных групп,
а именно [148, 49]:
• от вверенного им
обществом (или самостоятельно завоеванного, но признанного обществом,
сообществом) объема полномочий;
• от того,
пользуются политик, идеолог определенной общественной поддержкой (материальной,
организационной, моральной);
• способна ли социальная
группа контролировать деятельность политика.
Выдающийся политолог Ж. Бодуэн
доказывает, что понятие “политическая деятельность” появилось вследствие определенной
дифференциации различных типов деятельности в социальной сфере [32, 76]. По
такой логикой рассуждений одним из самых удачных определений понятия “политическая
деятельность” считаем такое: “Политическая деятельность - специфический вид человеческой
деятельности, направленный на регулирование и сбалансирования интересов и отношений
между социальными (национальными) группами, политическими субъектами,
отражают их интересы, с одной стороны, и между ними и государственными институтами.
с другой, достижение в обществе согласия и консенсуса” [160, 15].
По определению украинских
политологов политическая деятельность - неотъемлемая составляющая общей человеческой
деятельности, специфическая сущность которой заключается в совокупности действий отдельных индивидов
и больших социальных групп (классов, партий, общественных организаций и т.д.),
направленных на реализацию их политических интересов, прежде всего завоевание,
удержание и использование власти [177, 107].
А. Боднар трактует политическую
деятельность как индивидуальную или коллективную, спонтанную или организованную
деятельность общественных субъектов, прямо или косвенно исходит из
интересов больших общественных групп и ценностей, которых
они придерживаются [148, 106].
Политическая деятельность имеет
определенную структуру, в которую входят:
• объекты политической
деятельности: политическая власть, политико-властные структуры;
• субъекты политической
деятельности: политические партии, общественные движения, политические, общественные деятели,
государственные и политико-властные структуры;
• процесс политической
деятельности: отдельные политические действия, акции.
Политическую деятельность разделяют на:
• теоретическую (идеологическая,
законодательная, социологическая, научно-организационная, методическая и иная деятельность,
связана с разработкой теоретических основ политики);
• практическую (депутатская, правительственная
деятельность в органах местного самоуправления, в политических партиях,
общественных организациях и объединениях, в движениях, работа во время избирательных
кампаний, проведения референдумов, опросов общественного мнения, участие в
митингах, демонстрациях, маршах протеста или поддержки, пикетированиях и т.д.).
Политическая деятельность имеет две основные
формы:
• политическая деятельность,
осуществляется на общественных началах;
• политическая деятельность,
осуществляется на профессиональных началах (депутатская деятельность, работа в
аппаратах политических партий, движений, организаций и т.д.).
Западная политологическая наука
выделяет три основные концепции (модели) политической деятельности [189, 31-36]:
• элитарную концепцию (модель).
Приходится, что политическая деятельность - это назначение прежде всего элиты
общества, а для народа такая деятельность считается ненужным, лишним;
• концепция плюрализма элит.
Сторонники этой концепции отстаивают точку зрения, что в обществе имеется не одна, а
много элит, среди которых выделяется господствующая;
• концепция “моделей будущего
государственного управления”. Мол, в будущем не будет существовать какой-то одной
модели государственного управления, поскольку взаимодействие между государственным аппаратом и
обществом является сложной и достаточно противоречивой.
Цель политической деятельности - укрепление
или послабления, а то и разрушения отношений между лицами, социальными группами,
классами. Поэтому такие отношения имеют характер сотрудничества (взаимодействия) или
борьбы (столкновения, противостояния).
Основой сотрудничества или,
наоборот, борьбы в процессе политической деятельности является стремление сохранить или
изменить (уничтожить) существующий в государстве общественный порядок путем признания или
непризнание экономического, политического, идеологического господства определенного
общественного класса в этом государстве.
Последствиями политической деятельности есть
общественные изменения, которые происходят в таких сферах:
• отношений между общественными классами
(группами);
• отношений власти (между теми, кто
руководит, и теми, кем управляют);
• отношений в пределах власти
(например, применение коалиционного способа осуществления власти, установление
гласности в процессе принятия решений и т.п.);
• политических отношений между индивидами
и группами.