Модуль 1
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РАЗДЕЛ 2
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ
2.2. Организационные основы
функционирования финансовой системы Украины
Финансовая система представляет собой довольно
сложный механизм. Эффективность ее функционирования зависит от двух
определяющих факторов. Во-первых, от налаженности финансовых отношений в
обществе. В основе этого лежит выбор правильной и целесообразной для данной
страны финансовой модели, которая стимулирует производителя и общество. Кроме того,
важным фактором выступает действенность финансового механизма, а также четкое
финансовое законодательство. Во-вторых, эффективное функционирование финансовой системы
зависит от организации управления ею.
Управление финансами, как и любой
другой системой, включает две основные составляющие: органы управления и формы и
методы управленческой деятельности. В мировой теории и практике широкого признания
приобрел финансовый менеджмент как наука об управлении финансовой деятельностью.
Содержание финансового менеджмента определяется функциями управления: разработка
стратегии, планирование тактики реализации стратегии, организация выполнения
разработанных планов, учет и контроль.
В каждой стране управление финансами
осуществляется через существующую систему финансовых отношений. Оно обусловлено
историческими, экономическими и политическими условиями развития государства и
подчинено финансовой политике государства.
В управлении финансами выделяют
объекты и субъекты управления. Объектами выступают различные виды финансовых
отношений. Субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление
(финансовые отделы предприятий, государственные финансовые органы, налоговые
администрации, страховые органы). Совокупность всех организационных структур, которые
осуществляют управление финансами, образует финансовый аппарат.
В управлении финансами выделяют
несколько функциональных элементов: планирование, стратегическое и оперативное
управление, контроль.
Планирование занимает важное место в
системе управления финансами. Во время планирования субъекты хозяйствования
оценивают состояние своих финансов, выявляют возможности увеличения финансовых
ресурсов, направления их эффективного использования. Объектом финансового планирования
является финансовая деятельность государства и субъектов хозяйствования, а результатом -
составление финансовых планов.
Стратегическое управление - это общее
управления финансами. Оно заключается в определении финансовых ресурсов через
прогнозирование на перспективу, установлении объемов финансовых ресурсов на
реализацию целевых программ. Стратегическое управление осуществляется высшими
органами государственной власти и управления: Верховной Радой Украины, аппаратом
Президента Украины, Кабинетом Министров Украины. К сфере непосредственно
государственного управления входят лишь государственные финансы.
Оперативное управление финансами
составляет комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа
финансовой ситуации, финансового планирования, контроля и регулирования, составления
и выполнения финансовых планов. Оперативное управление - это главная функция
аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений
(отделов), министерств, ведомств, местных советов, финансовых служб предприятий
и организаций.
Эффективное функционирование каждой из
составляющих финансовой системы возможно при условии четкого законодательного урегулирования
их взаимодействия. Вместе с тем движение денежных средств должен быть скоординированным
через управление финансовыми потоками, обеспечивается финансовым аппаратом.
Общее управление финансами
согласно Конституции Украины возложено на высшие органы государственной власти -
Верховную Раду Украины, Президента, Правительство (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Система управления
государственными финансами в Украине
Верховная Рада Украины как высший орган
законодательной власти принимает законы, в том числе по финансовым вопросам, основные
направления бюджетной политики на следующий бюджетный период, утверждает Государственный бюджет
Украины и вносит изменения в него; осуществляет контроль за выполнением Государственного
бюджета Украины, принимает решение относительно отчета о его выполнении; определяет основы
внутренней и внешней политики.
Президент Украины как глава государства
создает в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины для
осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы
и службы; подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины; имеет право вето
относительно этих законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной
Радой Украины.
Кабинет Министров Украины как высший
орган в системе органов исполнительной власти обеспечивает проведение финансовой,
ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и
занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны
природы, экологической безопасности и природопользования; разрабатывает проекты законов
о Государственном бюджете Украины и о внесении изменений в Государственный бюджет
Украины, обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного
бюджета Украины, подает Верховной Раде Украины отчет о его исполнении; принимает
решение об использовании средств Резервного фонда Кабинета Министров Украины;
обслуживает государственный долг Украины, принимает решения о выпуске государственных
внутренних и внешних займов, государственных денежно-вещевых лотерей; организует
государственное страхование; организует таможенное дело; организует работу по составлению
платежного баланса и сводного валютного плана Украины, обеспечивает рациональное
использование государственных валютных средств; выступает гарантом по займам, которые в
определенных законом о Государственном бюджете Украины пределах предоставляемых иностранным
государствам, банкам, международным финансовым организациям; обеспечивает проведение
государственной социальной политики.
Органы местного самоуправления
самостоятельно разрабатывают, утверждают и выполняют соответствующие местные бюджеты;
самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов, определяют направления их
использования; используют свободные бюджетные средства, дополнительно полученные в
процессе исполнения местных бюджетов; имеют право выпускать местные займы,
лотереи и ценные бумаги, а также получать кредиты в банковских учреждениях;
могут выступать гарантами при предоставлении кредитов предприятиям и учреждениям,
относящихся к коммунальной собственности; имеют право размещать принадлежащие им средства в
банках других субъектов права собственности, получать проценты от доходов и
причислять их к доходной части соответствующего местного бюджета.
Центральное место в управлении
финансами в Украине, как и в любой другой стране, занимает Министерство
финансов. Именно на него возложены задачи общего руководства всей
финансовой системой страны. Основными его функциями являются:
■ обеспечение реализации единой
государственной финансовой, бюджетной, налоговой, таможенной политики, политики в сфере
государственного внутреннего контроля и осуществление контроля за ее проведением
Государственной налоговой администрацией, Государственной таможенной службой, Главным
контрольно-ревизионным управлением и Государственным казначейством Украины;
■ обеспечение концентрации
финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития
Украины;
■ осуществление мер по повышению
эффективности управления государственными финансами;
■ подготовка проекта Основных
направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период;
■ разработка в установленном
порядке проекта Закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год,
прогнозных показателей сведенного бюджета Украины, организация работы, связанной
с составлением и выполнением Государственного бюджета Украины, координация деятельности
участников бюджетного процесса;
■ совершенствование межбюджетных
отношений;
■ осуществление в пределах своих
полномочий контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
■ разработка стратегии финансирования
государственного бюджета;
■ обеспечение осуществления государственных
заимствований, предоставления государственных гарантий, погашения и обслуживания государственного
долга;
■ совершенствование методов финансового
и бюджетного планирования;
■ организация бюджетного процесса,
составление проекта Государственного бюджета и его исполнение после утверждения
Верховной Радой Украины;
■ организационное регулирование
финансовой деятельности субъектов хозяйствования через установление правил
осуществления финансовых операций, форм финансовых документов, порядка и
стандартов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
■ организация функционирования рынка
ценных бумаг;
■ осуществление мероприятий по мобилизации
средств через систему государственного кредита и управления государственным долгом;
■ обеспечение финансовых отношений
государства с другими странами, международными организациями и финансовыми институтами;
■ организация и осуществление
финансового контроля в стране. Министерство финансов Украины имеет разветвленную
региональную структуру (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Региональная структура
Министерства финансов Украины
Разграничение полномочий и функций
между органами Министерства финансов осуществляется по региональному принципу. Так,
Министерство финансов Автономной Республики Крым составляет и исполняет
Республиканский бюджет, областные финансовые управления - областные бюджеты,
районные и городские финансовые отделы - районные и городские бюджеты.
Региональные финансовые органы имеют
систему двойного подчинения. Вертикально они подчинены
соответствующему финансовому органу высшего уровня (например, районные финансовые
отделы - областному финансовому управлению).
Горизонтально финансовые органы подчинены местным органам государственного
управления, то есть входят в состав соответствующих государственных администраций.
В состав Министерства финансов
Украины входят две отдельные подразделения: Главное контрольно-ревизионное
управление и Государственное казначейство.
Главное контрольно-ревизионное
управление является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого
направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Основными задачами Главного
контрольно-ревизионного управления являются:
- подготовка предложений по
формирование государственной политики в сфере государственного финансового контроля;
- обеспечение в установленном
порядке реализации государственной политики в сфере государственного финансового контроля
за использованием в соответствии с законодательством министерствами, другими
центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного
самоуправления, другими бюджетными учреждениями, а также предприятиями и
организациями независимо от форм собственности, организационно-правовых форм,
ведомственной принадлежности и подчиненности, которые получают средства из бюджетов и
государственных целевых фондов, денежных средств и материальных ценностей, их сохранением,
ведением и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Контрольно-ревизионное управление имеет региональную структуру, идентичную системе
Министерства финансов Украины.
В целом, на органы
контрольно-ревизионной службы возложено выполнение следующих функций:
Ø
организация
работы контрольно-ревизионных подразделений на местах по проведению ревизий и
проверок, обобщения последствий ревизий и проверок, в случаях, предусмотренных
законодательством, сообщают о них органам законодательной и исполнительной власти;
Ø
проведение
ревизии и проверок финансовой деятельности, состояния сохранности средств и
материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах,
ведомствах, государственных комитетах и других органах государственной исполнительной власти, в
государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в
организациях, которые получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов;
Ø
проведение ревизий
и проверок правильности расходования государственных средств на содержание местных
органов государственной исполнительной власти, учреждений и организаций, действующих за рубежом
и финансируются за счет государственного бюджета;
Ø
контроль за
полнотой оприходования, правильности расходования и сохранности валютных средств;
Ø
осуществление
контроля за устранением недостатков и нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и
проверками;
Ø
разработана
инструктивных и других нормативных актов о проведении ревизий и проверок;
Ø
осуществление
методического руководства и контроля за деятельностью подчиненных
контрольно-ревизионных подразделений;
Ø
обобщение
опыта проведения ревизий и проверок и распространение его среди
контрольно-ревизионных служб, разработка предложений относительно усовершенствования контроля.
По инициативе Главного
контрольно-ревизионного управления ревизия или проверка предприятия, учреждения,
организации может проводиться не чаще чем один раз в год. Однако за
поручению правоохранительных органов ревизия или проверка может быть проведена в
любое время.
Государственное казначейство Украины является
правительственным органом государственного управления, действует в составе Министерства финансов
Украины и ему подчиняется. Оно создано с целью обеспечения полного и
своевременного выполнения Государственного бюджета Украины, повышения оперативности в
финансировании расходов в пределах имеющихся объемов финансовых ресурсов в Государственном
бюджете. Поскольку объекты финансирования из центрального бюджета государства
расположены на всей территории страны, то осуществлять их обслуживание с
единого центра крайне сложно. Казначейство имеет такую же региональную структуру,
как и Министерство финансов Украины. Разграничение полномочий между региональными
органами в части финансирования расходов осуществляется по признакам важности
того или иного объекта финансирования и места его расположения.
Основными задачами Государственного
казначейства Украины являются:
■ обеспечение казначейского
обслуживания государственного и местных бюджетов на основе ведения единого
казначейского счета, что предполагает:
- расчетно-кассовое
обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств;
- контроль за осуществлением
бюджетных полномочий при зачислении поступлений, принятии обязательств и
проведении платежей по этим обязательствам;
- в пределах своих полномочий
контроль за соблюдением участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства;
- ведение бухгалтерского учета и
составления отчетности о выполнении государственного и местных бюджетов;
■ управление имеющимися финансовыми
ресурсами, что ими учитываются:
■ определение механизма
казначейского обслуживания государственного и местных бюджетов, установления
единых правил бухгалтерского учета и отчетности о выполнении государственного и
местных бюджетов, смет распорядителей бюджетных средств, определение
порядка и сроков представления отчетов о выполнении смет государственных целевых
фондов;
■ ведение учета кассового исполнения
Государственного бюджета Украины, составление отчетности о состоянии исполнения Государственного
бюджета Украины;
■ управление государственным внутренним и
внешним долгом в соответствии с действующим законодательством;
■ распределение между Государственным бюджетом
Украины и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и
Севастополя отчислений от общегосударственных налогов, сборов и обязательных
платежей по нормативам, утвержденным Верховной Радой Украины;
■ осуществление контроля за
поступлением, использованием средств государственных внебюджетных фондов;
■ разработка нормативно-методических
документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации выполнения
бюджетов всех уровней, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений и
организаций, использующих бюджетные средства и средства государственных внебюджетных
фондов.
Основная задача Государственной
налоговой администрации Украины заключается в реализации единой государственной
налоговой политики. Она организует взимание налогов и контроль за
соблюдением налогового законодательства. На налоговую администрацию возложены
такие основные функции:
■ разработка проектов налогового
законодательства;
■ контроль за правильностью
исчисления налогов и других обязательных платежей и своевременностью их уплаты;
■ учет плательщиков налогов и
поступлений платежей в бюджет;
■ наложение штрафных санкций и
административных взысканий на нарушителей налогового законодательства;
■ проведение массово-разъяснительной
работы среди плательщиков налогов;
■ международное сотрудничество в сфере
налогообложения.
Региональная структура налоговой
администрации аналогичная системе Министерства финансов Украины. Высшим ее звеном
есть Главная государственная налоговая администрация. Она разрабатывает проекты налогового
законодательства и организует налоговую работу и деятельность налоговых органов в
стране. Региональными органами являются налоговые администрации в Автономной
Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и налоговые инспекции в
районах и городах областного подчинения. Налоговые администрации в областях
и городах с районным делением выполняют организационные и консультационные функции.
Непосредственное налоговую работу ведут налоговые инспекции в районах и городах
(без районного деления). Они осуществляют учет всех плательщиков, находящихся на
данной территории и контролируют их расчеты с бюджетом.
Счетная палата Верховной Рады
Украины является постоянно действующим органом контроля, который образуется Верховной Радой
Украины, подчинен и подотчетен ей. Счетная палата осуществляет свою
деятельность самостоятельно, независимо от любых других органов государства.
Основными задачами Счетной
палаты являются:
- организация и осуществление
контроля за своевременным выполнением расходной части Государственного бюджета
Украины, расходованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных
целевых фондов, по объемам, структуре и их целевому назначению;
- контроль за образованием и
погашением внутреннего и внешнего долга Украины, определение эффективности и
целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно-финансовых
ресурсов;
- контроль за финансированием
общегосударственных программ экономического, научно-технического и социального
национально-культурного развития, охраны окружающей среды;
- контроль за соблюдением
законности относительно предоставления Украиной займов и экономической помощи иностранным
государствам, международным организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины;
- контроль за законностью и
своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств фондов целевого
назначения в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках;
- анализ установленных отклонений
от показателей Государственного бюджета Украины и подготовка предложений по их устранению,
а также о совершенствовании бюджетного процесса в целом;
- регулярное информирование Верховной
Рады Украины, ее комитетов о ходе исполнения Государственного бюджета Украины и состоянии
погашение внутреннего и внешнего долга Украины, о результатах осуществления
других контрольных функций;
- выполнение других задач,
предусмотренных для Счетной палаты действующим законодательством Украины.
Национальный банк Украины является основной
финансовым институтом в сфере денежного рынка. Основная задача Национального банка
- регулирование денежного обращения и организация эффективного функционирования
кредитной системы. Национальный банк проводит также большую работу по
обслуживание правительства. Он выполняет агентские услуги по размещению государственных
ценных бумаг и обслуживание государственного долга, организовывает кассовое выполнение
бюджета, проводит международные расчеты государства осуществляет валютное регулирование.
Межбанковская валютная биржа
проводит торги по покупке-продаже иностранных валют. Цены, которые формируются на этой
биржи, характеризующих рыночный курс валют, то есть тот, который складывается под
влиянием спроса и предложения, как на национальную, так и на иностранные валюты. Влияние
Национального банка Украины на рыночный курс национальной валюты осуществляется
благодаря его участия в торгах через скупку той или иной валюты или
валютные интервенции.
Коммерческие банки формируют банковскую
систему и выполняют следующие основные функции: аккумуляция временно свободных средств
юридических и физических лиц; проведение безналичных расчетов; кассовое
обслуживание наличного оборота; кредитование; агентские и другие услуги
клиентам банка. В условиях рыночной экономики коммерческие банки представляют собой
сердцевину финансовой системы, выполняя роль кровеносной сети в экономике.
Поэтому экономическая и финансовая мощь страны определяется прежде всего ее потенциалом
банковской системы.
Государственная комиссия по ценным бумагам и
фондового рынка организует функционирование рынка ценных бумаг. Она проводит
регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их кругооборот; обеспечивает
формирование инфраструктуры рынка, выдает лицензии финансовым посредникам, которые
осуществляют операции с ценными бумагами. Комиссия осуществляет контроль за деятельностью
субъектов рынка ценных бумаг - эмитентов, инвесторов, финансовых
посредников, фондовых бирж - в соответствии с действующим законодательством в этой сфере.
Фондовая биржа проводит операции с
ценными бумагами. Основное ее назначение - организация функционирования
вторичного рынка. Однако, с одной стороны, через нее может осуществляться и первичное
размещения ценных бумаг, а с другой - и вторичный рынок может функционировать
вне биржи. В связи с этим различают биржевой и внебиржевой оборот ценных
бумаг.
Как центр торговли ценными бумагами,
фондовая биржа является индикатором деловой активности и проводит котировки акций
предприятий. Этим создается система независимой и достаточно объективной
оценки
деятельности акционерных обществ. Поэтому бюллетени фондовых бирж играют большое
значение в функционировании финансовой системы и экономики страны.
Финансовые посредники на рынке
ценных бумаг выполняют роль связующего звена между эмитентами ценных бумаг и
инвесторами. С одной стороны, по поручению эмитентов они проводят выпуск и
размещение ценных бумаг на финансовом рынке. С другой стороны, они проводят
операции по покупке ценных бумаг на основании соглашений с инвесторами. Деятельность
финансовых посредников основывается на их информированности и глубоких знаниях
рынке ценных бумаг.
Формирование системы финансовых
органов и институтов, разграничение функций и полномочий между ними имеет
обеспечить надежное и эффективное управление финансами в стране.
Итак, как видно из приведенного
распределения полномочий финансовых органов и институтов, основное внимание в системе
управление государственными финансами сосредоточено на бюджете государства. Это вполне
естественно, поскольку именно в нем концентрируются финансовые потоки и связи.