РАЗДЕЛ И
ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ТЕМА 2
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ключевые термины и понятия
• Бизнес
• Производственные фонды
• Предпринимательство
• Валовая прибыль
• Коллективная
собственность • Показатель рентабельности
• Единоличное
владение • Венчурный бизнес
• Общество
• Франчайза
• Корпорация
• Коммерческое предпринимательство
• Налогообложение
• Товарная биржа
• Устав
корпораций • Фондовая биржа
• Консалтинг
2.1.
Социально-экономическая природа бизнеса
В любом обществе все процессы
и сферы деятельности взаимосвязаны. Именно экономика определяет основные условия и
уровень жизни общества. Предпринимательская деятельность создала современный уровень
жизнь в западных странах. Именно бизнес, который эффективно организовал труд людей,
ловко и экономно используя ресурсы, обеспечивает нынешний уровень жизни в странах
с развитой рыночной экономикой.
Термин «бизнес» имеет английское
происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие.
Но бизнес - это не только дело, это
деловые отношения между людьми, это отношения между участниками дела. Принимая участие в
деле, люди становятся деловыми людьми или бизнесменами.
В экономике все «дела» так или иначе
связанные с производством продукции и ее движением в сферу потребления. Поэтому
любой эпизод хозяйственной жизни характеризуется разнообразием различных
дил и деловых отношений, при помощи которых осуществляется воспроизведение. Следовательно,
деловые отношения - это выражение того общественного явления, которое в классической
политэкономии принято называть производственными отношениями. Каждая деятельность
каждый из субъектов производственных отношений является его личное дело, а обмен
деятельностью и результаты деятельности, который имеет место во всякой форме общественного
производства, является обмен делами, деловой контакт, иначе говоря - соглашение.
Бизнес часто определяют как
деятельность, направленную на получение прибыли.
Как толкования термина приведем такое
определение: бизнес - это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под
личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан и объединений
граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной
форме.
В одном из английских учебников по
бизнеса является такое определение: «Бизнес - это деятельность, которую осуществляют частные
лица или организации для добычи природных благ, производства или оказания
услуг в обмен на другие товары, услуги, деньги, ведущая к взаимной выгоде
заинтересованных лиц, организаций».
В условиях рыночной экономики родовые
черты бизнеса лишь приобретают видовых признаков, отражая особенности
хозяйствования на рыночной основе. Однако родовые черты бизнеса, которые проявляются
в рыночной экономике, имели место и ранее.
К родовым признакам бизнеса относятся:
- обмен деятельностью между
субъектами экономики;
- стремление каждого участника
обмена деятельностью реализовать свои интересы независимо от того, реализуются
при этом интересы контрагентов или нет;
- стремление навязать свои
интересы в том случае, когда контрагенты отказывают принимать не устраивая
их условия делового общения (сделки);
- выявления личной или
коллективной инициативы в процессе подготовки и проведения сделки;
- способность и готовность идти на
личный (или коллективный) риск ради проведения сделки на выгодных условиях;
- способность, готовность и
умение проводить различные приемы делового общения, преследующие цель
наибольшей выгоды;
- способность принимать различные шаги
в разных направлениях, чтобы обеспечить выгодную позицию для следующего проведения
избранных приемов делового общения;
- способность дифференцировать
вероятные и действительные результаты сделок, определять приоритеты деятельности и
подчинять им логику делового общения.
Бизнес имеет свою стратегию и тактику.
Стратегическая цель бизнеса - максимизация выгоды (наживы, прибыли) в процессе
осуществления различных сделок.
Тактическая цель - реализация этой
стратегической установки в отношениях с каждым конкретным контрагентом по
каждом конкретном случае с использованием конкретных условий осуществления, сроков
и предметов сделки.
Все названные родовые признаки бизнеса,
его стратегия и тактика в полной мере проявляются в современной рыночной
экономике.
Но не следует думать, будто они
могут проявляться только в условиях рыночной экономики. В условиях рыночной
экономики они имеют определении видовые особенности, обусловленные товарно-денежными
отношениями. Другие особенности принадлежащие бизнесу в тех формах экономики, где такие
отношения отсутствуют в силу исторических обстоятельств или распространение их ограничено,
существует в искаженном виде, что не соответствует их внутренней природе.
Однако бизнес был распространенным явлением и
в планово-распределительной экономике. Бизнесом занимались потребители, которые осуществляли
поиск дефицитных товаров. их действия, включая дифференциацию рынков за
региональными, ценовыми, фирменными, товарными и другими признаками для последующего
привлечение к дефициту, вероятно, могли бы обогатить примечательными примерами
любого специалиста по теории бизнеса, если бы он решил обратиться в
поисках подходящих примеров к советскому опыту.
Бизнесом занимались также руководители
предприятий и их экономические службы. Для них бизнес прибегал к переписке с
контрагентами и «верхами», ведение ведомостей, составление справок для
начальников, «торговли» с начальством по вопросам корректировки планов,
«отоваривание» фондов, добывания и транспортных средств.
Так было, ведь вместо полноценных
товарно-денежных отношений в советской экономике имели место так называемые
планомерные товарные ведения, по которым деловые контакты между субъектами экономики
устанавливались не по личной инициативе этих субъектов, а по воле планирующего
и распределяющего объектов - соглашения начальства. Однако родовые признаки бизнеса
сохранились и в таких условиях. Правда, выгода бизнесменов имела преходящем и
централизованно-регулирующий характер. Так, предприятия не зарабатывали прибыли,
не получали его и после удачно совершенной сделки - они получали его по
разнарядке сверху, когда выполняли плановые задания.
Суть сделки заключалась в получении
такого задания «по созданию прибыли», которые легко можно было выполнить.
Производственная прибыль был одним из важнейших оценочных показателей работы
предприятий. В обыденном сознании людей преобладают, как правило,
несистемные представления о бизнесе.
Под бизнесом обычно понимается
только инициативная деятельность предпринимателей, направленная на получение прибыли.
Такое понятие бизнеса не только упрощает экономические отношения (а мы выше
определили бизнес как совокупность деловых отношений в обществе), но и влечет за
собой опасные противопоставление слоев предпринимателей другим социальным группам.
Получается, что бизнес - это, по сути, действия предпринимателей, направленные на обогащение
за счет других слоев общества. Но в условиях современной рыночной экономики
деловые люди осуществляют предпринимательские инициативы, вступая в отношения не с
потенциальными и действительными жертвами личной экспансии, а с другими деловыми
людьми. Каждая сделка так или иначе отражает заинтересованность в успешном его
исполнении всех участников сторон. Если такая сделка, ее предмет запрещены законом
(например, сбыт наркотиков и торговля оружием запрещены во многих странах;
запрещается и труд рабов), то, кроме непосредственных участников сделки,
заинтересованность в ее успешном выполнении проявляет и государство, которое выражает
общую выгоду общества в эффективном развитии экономики. Конечно,
фактическая мера реализации участниками соглашения своих интересов разная. Поэтому выражение
«взаимовыгодная сделка» не дает представления о степени его выгодности для каждого из
участников деловых отношений и может действовать только в том случае, когда стороны
определили для себя пользу от ее реализации.
Несмотря на то, что в условиях современной
рыночной экономики основу отношений между ее субъектами представляет поиск каждому из
субъектов реализации своего дела, можно утверждать, что бизнес представляет собой
систему, охватывающую всех бизнесменов и их деятельность в целое.
Система бизнеса - плод долгой
эволюции экономики. В прошлом, в эпоху так называемой свободной конкуренции,
неразлучными спутниками бизнеса были кризисы, классовые конфликты,
социально-политические беспорядки, войны. Ситуация кардинально изменилась в
середине XX в., когда бизнес приобрел системного характера. Каждый занимался своим
делом (делал свой бизнес), но в обществе появились такие социальные
механизмы, благодаря которым этот бизнес может не наносить урон другим людям, также
занятым своим делом.
Суверенитет субъектов деловых
отношений и консенсуса интересов этих субъектов обусловливают друг друга.
Противоречия между «деловыми людьми» не должны выводить их за рамки существующего
общественного консенсуса интересов, становится общегосударственной проблемой и приобретает
безысходного характера.
Бизнес как системное явление обладает
личными внутренними импульсами развития (конкуренция), системой обеспечения
и воспроизведения (прямые связи субъектов деловых отношений), инфраструктурой
(биржи, банки, информационные системы, консалтинговые и аудиторские компании,
учебные заведения и др.), системой управления (менеджмент), системой
оценки деятельности (деньги).
Бизнес - это саморегулируемая
система. Существуют законодательные и нормативные орієнтувальні регуляторы деловых
отношений. Законодательство разграничивает законный и незаконный (теневой) бизнес.
Оно также определяет правовые нормы взаимоотношений участников бизнеса, мере
ответственности друг перед другом. Нормативные орієнтувальні регуляторы бизнеса
удерживают принятые в стране экономические рычаги: стимулирования, обеспечения,
поддержки и защиты законодательного бизнеса.
Официальное определение бизнеса в
советский период привело лишь к тому, что он начал проявляться незаконно.
Сформировались «черный рынок», на котором товар продавался с «черного хода»; «серый
рынок», который осуществлял комплексное обслуживание граждан и организаций по
принципу «ты - мне, я - тебе»; «розовый рынок», который охватывает каналы
спецпостачання отдельных категорий граждан за счет последних. Имели место и
другие формы теневого бизнеса: приписки, завышение цен, манипуляции с плановыми
и отчетными показателями, получение незаработанной заработной платы и т.д.
Предпринимательство как экономический
феномен является категорией бизнеса. В хозяйственной практике категории «предпринимательство»
и «бизнес» часто отождествляют. Вместе с тем, это не тождественные, хотя очень близкие по
значением понятия.
Бизнес - понятие более широкое, чем
предпринимательство, и охватывает все отношения, возникающие между всеми участниками
рыночной экономики, включая в действие не только предпринимателей, но и потребителей,
наемных работников, государственные структуры.
Предпринимательство - динамичный,
активный элемент бизнеса, представляющий собой инициативную, самостоятельную деятельность,
которая осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность гражданами,
объединениями граждан. Предпринимательство включает в оборот своего субъекта-
предпринимателя, а не всех участников рынка. Поэтому можем вести речь о
предпринимательский бизнес наряду с потребительским и трудовым.
В основном есть две модели
предпринимательского бизнеса:
- классическая - ориентируется на
максимизацию отдачи от ресурсов, которые имеет предприятие (фирма, организация);
- инновационная - предусматривает
использование любых возможностей (в рамках закона) для предпринимательства, даже
если собственных ресурсов для этого недостаточно.
Чаще всего эти модели применяют в
сочетании (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Модели предпринимательского
бизнеса
Философией предпринимательства является свободный
индивидуализм, основной чертой которого является обеспечение расцвета за счет собственных
усилий, но это не противоречит интересам общества. Возможности обогащения одних
не должны сдерживаться слабостью, неспособностью других. Только богатый может быть
меценатом, спонсором. Убогий не может помочь другим. Богатые люди - богатое
общество. Предпринимательство формирует вокруг себя определенную среду, в котором
утверждается уважение к личности как таковой; в полной мере реализуется
естественное честолюбие человека, его стремление к самореализации и
самоутверждения, что позволяет высвободить творческий потенциал, предоставляет сферу
деятельности, сферу приложения своих сил и выступает как тип хозяйствования. Как
следствие демократизации общества, предпринимательство по мере проникновения в
экономические структуры 1 в психологию человека развивает и поддерживает процесс
освобождения общества и личности от рутины стагнации производства, формирует
тип мышления, образ жизни.
Развитие предпринимательства означает
рационализацию экономики, повышение конкурентоспособности, избавление от
балласта ресурсов, которые не используются или плохо эксплуатируются, более
полную реализацию основного потенциала общества - человека. По этой причине
предпринимательство не может быть социалистическим или капиталистическим. Оно -
неотъемлемый элемент бизнеса и развивается только там, где в обществе
утверждаются свободная рыночная экономика и демократизация. Любое угнетение предпринимательства
является основой для порабощения человека. Нельзя быть свободным гражданином, не имея
своего дохода, своего дела. Общество, в котором все люди - наемные работники
относительно государства, не может быть гуманным. Экономика, превращенная в единую фабрику,
где все работают по единым хозяйственным планом, отбросила за предпринимательство
своей сути. Так называемая социалистическая страна, которая возникла и демагогически
проповедовала якобы свой расцвет при убогом уровне народа и разоренной,
дефицитной экономике, была обречена. Практика показала, что современные
социалистические тенденции знаменуют резкий разрыв со всем развитием западной
цивилизации, которую современный человек создавал, начиная с эпохи Возрождения, и
которая была цивилизацией, основанной на принципах предпринимательства. Поэтому возврат
к предпринимательству - это возвращение к цивилизации, путь выхода из тупика,
в который нас завели предвестники «строительства коммунизма».
Предпринимательство как элемент бизнеса не
может быть отделено от труда, от ведения хозяйства, от присвоения.
Без труда бизнеса не бывает. Труд и предпринимательство - это процессы целенаправленной
деятельности на производство материальных и духовных благ. Но если для
предпринимательства труд - основное условие его развития и источник создания жизненных
благ, то предпринимательство - это средство, оказывающее труда творчества, это содержательная,
качественная сторона деятельности, которая характеризуется самопримусом субъектов,
выбрали эту деятельность.
Предпринимательство - качественно новый
эффективный тип ведения хозяйства. Оно требует прогрессивных способов,
приемов, методов ведения и конкретного собственника, хозяина производства, ибо
только хозяин стремится к приумножение своей собственности и ради этого занимается
и сам предпринимательской деятельностью или нанимает работников.