Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 11 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

Урок 5. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

 

Цель: актуализировать и обобщить знания учащихся о гражданское общество, его основные функции и систему формирования; раскрыть связь между гражданским обществом и политической системой общества, между гражданским обществом и государством; воспитывать уважение к идеям гражданского общества, государства, развивать умение анализировать факты и делать выводы, навыки отстаивать собственную точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: эвристическая беседа, решение проблемной ситуации.

Оборудование: плакаты, карандаши, бумажки.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учащихся

Проверка домашнего задания по форме «Ты - мне, я - тебе»

Ученики рассказывают друг другу о традициях украинского народа, дополняют свои сообщения, анализируют выступления товарищей, дают оценку, указывая на слабые и сильные стороны ответов.

 

III. Изучение нового материала

1. Постановка проблемного вопроса.

Учитель. Однажды восточный мудрец сказал: «Появившись на свет, люди не могли не организоваться». Как вы считаете, почему мудрец сделал такой вывод?

Если рассматривать общество как совокупность отношений, то, в зависимости от уровня этих отношений, можно говорить о глобальном человеческое общество (или человечество), которое создают все отношения, которые есть на Земле, и об отношениях, которые складываются в определенном государстве или на территории, то есть общество конкретной страны или территории (украинское, французское общество). Но надо иметь в виду, что такое разделение очень условно, поскольку все уровни отношений находятся во взаимодействии, зависят друг от друга: украинское общество можно выделить во что-то отдельное только потому, что оно является частью общечеловеческой общественной организации и через его взаимодействие с другими обществами.

Поскольку отношения - это явление динамичное и очень изменчиво, то и общество как результат существования отношений также явление динамическое и изменчивое. Изменения в обществе происходят гораздо быстрее, чем можно себе представить. Но есть такие отношения, которые, возникнув, существуют длительное время в относительно неизменном виде. Именно благодаря таким отношениям можно вообще говорить об обществе как о явлении, что реально существует. Именно поэтому с исторической точки зрения на определенных временных отрезках общество в целом остается неизменным, хотя в нем постоянно происходят какие-то сдвиги и трансформации, не меняют содержания общественного устройства. Здесь можно говорить о исторические формы общества (человечества в целом и отдельных стран).

Задача

Вспомните эти исторические формы общества, назовите их характерное отличие с точки зрения на отношения.

Определение общества как сообщества людей, проживающих на определенной территории, сообщества, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни, оказывается неполным из-за того, что теряется значимость имеющихся в обществе взаимосвязей (отношений) между его субъектами. К тому же, вне поля зрения остается роль конкретного человека как участника этих отношений, выпадают из поля зрения человеческие сообщества.

В зависимости от сфер, в которых складываются отношения, условно в пределах общества отдельной страны можно выделить две глобальные группы отношений, которые включают:

1) политическую систему общества - отношения, которые формируются в пределах существования и реализации политической власти в данном обществе;

2) гражданское общество - отношения, которые складываются вне политическими отношениями.

Задача

1) Назовите отношения, которые можно определить как неполитические.

2) Что является первичным (с точки зрения на систему отношений): гражданское общество или политическая система?

3) Назовите формы проявления гражданского общества (его институтов) в современном мире.

Гражданское общество - это отрасль деятельности отдельных индивидов и их свободных ассоциаций (объединений), основанных на принципах обусловленного совместным жизни согласования воли всех членов общества.

Из потребностей собственно гражданского общества формируются политические институты и, прежде всего, государство, которое с точки зрения гражданского общества должна защищать совместную жизнь его членов от эксцессов воли отдельных его представителей, а также от внешнего вмешательства в дела данного общества.

2. «Цепь проблем».

Охарактеризовать проблемы, возникающие на каждом этапе данного цепочки. Отобразить схематически на плакате.

Человек Отношения Гражданское общество Политическая система Государство Человек.

 

IV. Закрепление нового материала

Работа по методу «Аквариум». Задания по группам

1-а группа. Существует много примеров антагонистической конфронтации между гражданским обществом и его политической системой. Найдите причины этой конфронтации и предложите варианты ее устранения.

2-а группа. Политическая система, государство - это продукт жизнедеятельности гражданского общества. Предложите механизмы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государства.

3-я группа. Вы - представители общественной организации или политической партии. Составьте программу вашей деятельности по защите жизни людей, недопущения разрушения принятых и положительно оцениваемых в гражданском обществе отношений.

 

V. Подведение итогов урока

Учитель предлагает прокомментировать работу в группах, назвать ее положительные и отрицательные моменты.

 

VI. Домашнее задание

Выписать понятия «гражданское общество», «государство», «политическая система» в тетрадь, подготовить выступления по основной цели государства, основных функций и структуры гражданского общества.