Урок 6. МАРШ
Вступление
Сегодня мы рассмотрим третий „кит” музыки - марш. С этим „китом” мы в своей жизни встречаемся довольно часто, ведь марши звучат в разных жизненных обстоятельствах: сопровождают торжества, военные парады и демонстрации.
Послушаем и мы маршевую песню “Эй, войско идет”. Ее написали поэт Иван Франко и композитор Василий Верховинец.
Демонстрация песни “Эй, войско идет”
Разучивание песни “Эй, войско идет”
Слушания. Д. Кабалевский. “Три варианта марша”
Марши не ограничиваются только военной тематикой. Прослушайте фортепианные пьесе Дмитрия Кабалевского “Три варианта марша”, и сравните их. Подумайте, для кого они написаны.
Анализ прослушанного произведения
В основе “Трех вариантов марша” лежит одна и та же мелодия. А разница между пьесами заключается в динамике (силе звука), темпе (скорости движения музыки) и регистре (высоте звуков). Первый вариант марша был предназначен для детей, второй - для солдат, а третий - для игрушек.
Слушания. Есть. Адамцевич. “Запорожский марш”
Прослушайте следующую мелодию и подумайте, для кого она написана. “Запорожский марш”. Его составил слепой бандурист Евгений Адамцевич.
Анализ прослушанного произведения
Марш, который мы прослушали, как будто специально написанный для запорожских казаков, воинов, которые в древности защищали украинские земли от врагов. Музыка каждого марша четкая, равномерная и ритмичная, но особого характера его музыке предоставляют участники - те, кто шагает.
Задача
Чем похожи и чем отличаются “Три варианта марша” Д. Кабалевского?
Какие разновидности маршей вы уже знаете?
Который бандурист известен как автор „Запорожского марша”?
Итоги урока
Сегодня мы начали изучение маршевой музыки. Пришли к выводу, что марш может звучать повсюду, где живет и действует человек. На примере фортепианных пьес Дмитрия Кабалевского „Три варианта марша” узнали, что с одной маршевой темы можно сделать три разные по характеру марши. Развивая вокально-хоровые навыки, разучили игровую песню “Эй, войско идет”.
Шагайте по жизни уверенно!