РАЗДЕЛ И
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
§2. Философия Древней Индии
Как
же это могло быть?
Как
с несутого родилось суте?
Упанишады
Все направления философии Древней Индии так или иначе связанные с Ведами - древнейшими
памятниками индийской культуры, созданными древнеиндийской (ведийской) языке в
конце II - первой половине i тысячелетия до н. э. Состоят из четырех сборников.
Древнейшая из них - Ригведа, в которой содержатся космогонические гимны (о единственное, о
созидание мира и т.д.). В Ведах и религиозно-философских комментариях к ним - Упанишадах
- развивается абстрактная всеобщая система мира, которая стала основой индуизма
- найрозповсюдженішої религии современной Индии.
Согласно с этим учением, першопочатком всего существующего является Пуруша - першочоловік, с
тела которого возник весь Вселенная, а из частей тела - разные социальные слои - варны:
брахманы (жрецы, ученые), кшатрии (воины), вайшьи (ремесленники, торговцы) и шудрі (неполноправные).
В более позднем древнеиндийском эпосе «Махабхарата» Пуруша понимается как душа,
чистое сознание, мужское начало, которое, соединяясь с Пракрити (женским началом)
- вечной первоосновой мира (близкой к материи) - и ее творческой энергией, дает
начало эволюции мира.
Центральными понятиями древнеиндийской философии есть Атман и Брахман. Атман - всепроникающее субъективное
духовное начало, "Я", душа, чистое сознание - существует в каждом человеке
и противостоит Брахману -- высшей объективной духовной реальности. В то же время Атман является самосознанием
Брахмана, и поэтому человеку не нужно искать Атмана, который существует в каждом из нас. Любая
существо -
это проявление
Атмана, его внешнее раскрытие, что и делает возможным и необходимым единство всего
живого и всего мира.
Поэтому жизнь человека является временным пребыванием души в определенном теле в ее путешествии с
одного тела в другое (сансара). Это путешествие происходит в зависимости от поведения
человека по закону кармы (віддач за прошлую жизнь). Выдающийся человек может вырваться
из колеса сансары, получив освобождение (мокшу), и слиться со Вселенной (достичь
состояния нирваны). Важнейшими понятиями индуизма также есть ахинса (не причинение
вреда ничему живому) и дхарма (моральный закон, долг, которого должен придерживаться каждый;
помнить, что дхарма индивидуальная).
Вызывает интерес важное в индийской культуре учение о жизненных стадии человека
(ашрамы), в котором выделяются четыре периода (первые три ашрама длятся по 25 лет):
♦ время обучения, образования
(основные характеристики: знание, воздержание, благочестие и подчинения);
♦ время семье, дому (приобретение,
благочестие, любовь, забота о потомках);
♦ время общения с природой
(содержание и благочестия);
♦ время одиночества (подготовка
до смерти).
Самыми известными религиозно-философскими системами, связанными с Индуизмом; были джайнизм и буддизм.
Джайнизм возникает в VI-Vвв . до н. е. Само же название учения
появляется двумя веками позже, когда реформатор учения Вардхамана был провозглашен
победителем (джиной) всех других мудрецов. В основе джайнизма лежит идея существования
двух вечных сущностей: джива (живого) и аджива (неживого). Джива имеет две формы
бытия: несовершенное (соединено с материей) и совершенное (освобожденное от нее, что дает
наслаждение-
нирвану).
Этим двум видам бытия соответствуют два вида познания.
Джайнизм отрицает создание и развитие Вселенной, но признает его бесконечность.
Он отличается терпимостью к другим; точек зрения, потому что считает познание относительным,
признает возможность существования многих точек зрения, ни одна из которых не может претендовать
на абсолютное знание.
Как и другие философские системы Индии, джайнизм признает сансаре и карме. Главным для лишения
от сансары, согласно философской теории джайнизма является строгая ахинса и аскетичный
способ жизни. Для того, чтобы душа могла перейти в совершенное состояние, необходимо отказаться
от всякой собственности (иногда даже от одежды) и не делать ничего такого, что могло бы привести
к гибели живого существа (например, нельзя пахать землю, ходить тоже нужно очень
осторожно). Кроме этого, для освобождения души от материи необходимо иметь "три
драгоценности": совершенную веру, в совершенстве знание и совершенное поведение. Сторонники
джайнизма считают, что богов не существует, есть только бессмертная душа человека. В современной
Индии есть несколько миллионов сторонников джайнизма.
Три жемчужины джайнизма:
♦ правильная вера;
♦ правильное знание;
♦ правильное поведение.
Джайнисты считали, что познания людей одностороннее. Шестеро слепых, изучавших слона. Тот,
кто щупал ноги, думал, что слон круглый, кто щупал сторону, думал, что слон как мур и т.
др. Каждый знает только часть истины.
Если бы Бог создал мир, то вода была бы способна гореть, а огонь был бы холодным.
В
человеко! Ты - друг сам себе; почему ты желаешь вторая вне себя самой?
Добродетель достигается следующим путем:
♦ не насилием;
♦ правдивостью языка;
♦ милосердием;
♦ не присвоением чужого;
♦ честностью в мыслях и
поступках.
Буддизм возникает в VI в. до н. э. Его основателем был царевич Сидхартха Готама.
При рождении Сідхартхи колдун сказал царю, что парень не должен видеть болезни,
старости и смерти. И царь создал своему сыну такие условия. Но в 29 лет Сидхартха
вышел из дворца и сразу увидел болезнь, старость и смерть. Он был очень шокирован,
покинул свой дворец, стал жить в лесу отшельником. В 35 лет Сідхартсі Готамі открылась
истина, он стал просветленным - Буддой - и стал проповедовать свое учение.
Согласно учению Будды, существует два вида бытия: проявленное, связано со страданием
(сансара), и не проявленное - идеальное, без страданий (нирвана). Для того, чтобы перейти с первого
состояния в другое, нужно понять, что источник страданий человека находится внутри
нее самой: ее страсти, желания, жадность, зависть, эгоизм, стремление к власти.
Лишившись этих желаний, можно выйти из колеса сансары и избавиться от новых рождений
и страданий.
Чтобы избавиться от страданий, нужно:
♦ пробуждение сердца;
♦ очищение мыслей;
♦ освобождение от недоброжелательности
и раздражение; Ф пробуждение любви к людям и всему живому.
Существует благородный восьмилетний путь, идя которым, можно вырваться из колеса сансары
и достичь нирваны. Он заключается в следующем:
♦ правильном видении;
♦ правильном мышлении;
Ф правильном языке;
♦ правильной действия;
♦ правильном способе
жизни;
♦ правильных усилиях;
♦ правильной виду;
♦ правильном сосредоточении.
Чтобы улучшить свою жизнь, нужно:
♦ всегда говорить правду;
♦ стремиться к добру;
♦ не брать чужого;
♦ ни к кому не чувствовать
злобы и зависти.
Буддизм отрицает деление людей на касты и видит цель жизни человека в приобретении знаний,
которые помогут избавиться от страданий. Сейчас буддизм является одной из трех мировых религий.
Распространен в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии, Монголии и Бурятии.
Будда:
-
Я буду приходить, возвращаться в этот мир до тех пор, пока в нем не останется ни одной
существа, что страдает.
-
Десять
заповеди Будды: не убивай; не кради; любой добропорядочный в мыслях и жизни; не лги;
не
говори плохого о людях; не присягайся; говори дело или молчи; не завидуй, а радуйся
доброе ближнему; очищай сердце от злобы, люби всех; старайся понять истину.
-
Плохие
и вредные для себя дела делать легко. То, что хорошо и полезно, делать чрезвычайно
тяжело.
-
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти
прекращается она.
-
Пусть смотрит
он не на ошибки других, на сделанное и не сделанное другими, но на сделанное им
самим.
-
Легко увидеть
грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно.
-
Дурак,
который знает свою глупость, благодаря этому уже мудр, а глупец, что мнит себя мудрым,
воистину дурак.
-
Строители
канала подчиняют себе воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют
себе дерево, мудрецы утоляют самих себя.
-
Ты не нашел,
потому что слишком долго искал. Тот, кто ищет, не находит. Находит только тот,
кто перестал искать.
-
Одного
раз пришелец сказал: "Будда, сделай чудо, и я уверую!" Будда печально улыбнулся
и показал великое чудо. Пришелец воскликнул: "Теперь я хочу стать твоим учеником!"
Но Будда ответил: Теперь ты мне не нужен".
В общем древнеиндийская философия тесно связана с религиозно-мифологическим мировоззрением
и не выделена из него. Для нее, кроме того, характерно пристальное внимание к внутреннему
духовной жизни человека, своего рода психологизм.
Что касается всей передфілософії и философии Древнего Востока, то ей присущи
следующие черты:
♦ слабая системность и
логичность;
♦ недостаток философских традиций,
предшественников;
♦ нераздельность философского
и специального знания.
Это, однако, не помешало появлению крупных мыслителей, чье учение повлияло (и продолжает
влиять) на все развитие человечества. По этому поводу Г. Симкин писал: "...за
пять столетий до Рождества Христова этот мир посетили двое полностью мудрых (Конфуций
и Будда), которые отказались обсуждать сущности потусторонних сил и увидели в добрые,
милосердии, людинолюбстві абсолютные категории бытия".
Своих классических форм философия приобретает в Древней Греции, где возникает гармоничное
сочетание идейно-оценочного и рационально-системного подходов, связь с зачатками
наук, развивается логический аппарат. Расцвета древнегреческой цивилизации, науки и
философии способствовал уникальный для Древнего мира общественный строй - демократия, что дала
возможность обсуждать вопросы и решать их путем голосования.
Контрольные вопросы:
1.
Назовите три цивилизации Древнего Востока.
2.
Главные положения философии Лао-цзы.
3.
Главные положения учения Конфуция.
4.
Что такое Веды?
5.
Основные положения джайнизма.
6.
В чем видит Будда источник страданий человека?
7.
Назовите основные черты философии Древнего Востока.