Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Пособие по философии

РАЗДЕЛ И

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

§2. Философия Древней Индии

Как же это могло быть?

Как с несутого родилось суте?

Упанишады

Все направления философии Древней Индии так или иначе связанные с Ведами - древнейшими памятниками индийской культуры, созданными древнеиндийской (ведийской) языке в конце II - первой половине i тысячелетия до н. э. Состоят из четырех сборников. Древнейшая из них - Ригведа, в которой содержатся космогонические гимны (о единственное, о созидание мира и т.д.). В Ведах и религиозно-философских комментариях к ним - Упанишадах - развивается абстрактная всеобщая система мира, которая стала основой индуизма - найрозповсюдженішої религии современной Индии.

Согласно с этим учением, першопочатком всего существующего является Пуруша - першочоловік, с тела которого возник весь Вселенная, а из частей тела - разные социальные слои - варны: брахманы (жрецы, ученые), кшатрии (воины), вайшьи (ремесленники, торговцы) и шудрі (неполноправные). В более позднем древнеиндийском эпосе «Махабхарата» Пуруша понимается как душа, чистое сознание, мужское начало, которое, соединяясь с Пракрити (женским началом) - вечной первоосновой мира (близкой к материи) - и ее творческой энергией, дает начало эволюции мира.

Центральными понятиями древнеиндийской философии есть Атман и Брахман. Атман - всепроникающее субъективное духовное начало, "Я", душа, чистое сознание - существует в каждом человеке и противостоит Брахману -- высшей объективной духовной реальности. В то же время Атман является самосознанием Брахмана, и поэтому человеку не нужно искать Атмана, который существует в каждом из нас. Любая существо - это проявление Атмана, его внешнее раскрытие, что и делает возможным и необходимым единство всего живого и всего мира.

Поэтому жизнь человека является временным пребыванием души в определенном теле в ее путешествии с одного тела в другое (сансара). Это путешествие происходит в зависимости от поведения человека по закону кармы (віддач за прошлую жизнь). Выдающийся человек может вырваться из колеса сансары, получив освобождение (мокшу), и слиться со Вселенной (достичь состояния нирваны). Важнейшими понятиями индуизма также есть ахинса (не причинение вреда ничему живому) и дхарма (моральный закон, долг, которого должен придерживаться каждый; помнить, что дхарма индивидуальная).

Вызывает интерес важное в индийской культуре учение о жизненных стадии человека (ашрамы), в котором выделяются четыре периода (первые три ашрама длятся по 25 лет):

время обучения, образования (основные характеристики: знание, воздержание, благочестие и подчинения);

время семье, дому (приобретение, благочестие, любовь, забота о потомках);

время общения с природой (содержание и благочестия);

время одиночества (подготовка до смерти).

Самыми известными религиозно-философскими системами, связанными с Индуизмом; были джайнизм и буддизм. Джайнизм возникает в VI-Vвв . до н. е. Само же название учения появляется двумя веками позже, когда реформатор учения Вардхамана был провозглашен победителем (джиной) всех других мудрецов. В основе джайнизма лежит идея существования двух вечных сущностей: джива (живого) и аджива (неживого). Джива имеет две формы бытия: несовершенное (соединено с материей) и совершенное (освобожденное от нее, что дает наслаждение- нирвану). Этим двум видам бытия соответствуют два вида познания.

Джайнизм отрицает создание и развитие Вселенной, но признает его бесконечность. Он отличается терпимостью к другим; точек зрения, потому что считает познание относительным, признает возможность существования многих точек зрения, ни одна из которых не может претендовать на абсолютное знание.

Как и другие философские системы Индии, джайнизм признает сансаре и карме. Главным для лишения от сансары, согласно философской теории джайнизма является строгая ахинса и аскетичный способ жизни. Для того, чтобы душа могла перейти в совершенное состояние, необходимо отказаться от всякой собственности (иногда даже от одежды) и не делать ничего такого, что могло бы привести к гибели живого существа (например, нельзя пахать землю, ходить тоже нужно очень осторожно). Кроме этого, для освобождения души от материи необходимо иметь "три драгоценности": совершенную веру, в совершенстве знание и совершенное поведение. Сторонники джайнизма считают, что богов не существует, есть только бессмертная душа человека. В современной Индии есть несколько миллионов сторонников джайнизма.

Три жемчужины джайнизма:

правильная вера;

правильное знание;

правильное поведение.

Джайнисты считали, что познания людей одностороннее. Шестеро слепых, изучавших слона. Тот, кто щупал ноги, думал, что слон круглый, кто щупал сторону, думал, что слон как мур и т. др. Каждый знает только часть истины.

Если бы Бог создал мир, то вода была бы способна гореть, а огонь был бы холодным.

В человеко! Ты - друг сам себе; почему ты желаешь вторая вне себя самой?

Добродетель достигается следующим путем:

не насилием;

правдивостью языка;

милосердием;

не присвоением чужого;

честностью в мыслях и поступках.

Буддизм возникает в VI в. до н. э. Его основателем был царевич Сидхартха Готама. При рождении Сідхартхи колдун сказал царю, что парень не должен видеть болезни, старости и смерти. И царь создал своему сыну такие условия. Но в 29 лет Сидхартха вышел из дворца и сразу увидел болезнь, старость и смерть. Он был очень шокирован, покинул свой дворец, стал жить в лесу отшельником. В 35 лет Сідхартсі Готамі открылась истина, он стал просветленным - Буддой - и стал проповедовать свое учение.

Согласно учению Будды, существует два вида бытия: проявленное, связано со страданием (сансара), и не проявленное - идеальное, без страданий (нирвана). Для того, чтобы перейти с первого состояния в другое, нужно понять, что источник страданий человека находится внутри нее самой: ее страсти, желания, жадность, зависть, эгоизм, стремление к власти. Лишившись этих желаний, можно выйти из колеса сансары и избавиться от новых рождений и страданий.

Чтобы избавиться от страданий, нужно:

пробуждение сердца;

очищение мыслей;

освобождение от недоброжелательности и раздражение; Ф пробуждение любви к людям и всему живому.

Существует благородный восьмилетний путь, идя которым, можно вырваться из колеса сансары и достичь нирваны. Он заключается в следующем:

правильном видении;

правильном мышлении; Ф правильном языке;

правильной действия;

правильном способе жизни;

правильных усилиях;

правильной виду;

правильном сосредоточении.

Чтобы улучшить свою жизнь, нужно:

всегда говорить правду;

стремиться к добру;

не брать чужого;

ни к кому не чувствовать злобы и зависти.

Буддизм отрицает деление людей на касты и видит цель жизни человека в приобретении знаний, которые помогут избавиться от страданий. Сейчас буддизм является одной из трех мировых религий. Распространен в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии, Монголии и Бурятии.

Будда:

- Я буду приходить, возвращаться в этот мир до тех пор, пока в нем не останется ни одной существа, что страдает.

- Десять заповеди Будды: не убивай; не кради; любой добропорядочный в мыслях и жизни; не лги;

не говори плохого о людях; не присягайся; говори дело или молчи; не завидуй, а радуйся доброе ближнему; очищай сердце от злобы, люби всех; старайся понять истину.

- Плохие и вредные для себя дела делать легко. То, что хорошо и полезно, делать чрезвычайно тяжело.

- Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.

- Пусть смотрит он не на ошибки других, на сделанное и не сделанное другими, но на сделанное им самим.

- Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно.

- Дурак, который знает свою глупость, благодаря этому уже мудр, а глупец, что мнит себя мудрым, воистину дурак.

- Строители канала подчиняют себе воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы утоляют самих себя.

- Ты не нашел, потому что слишком долго искал. Тот, кто ищет, не находит. Находит только тот, кто перестал искать.

- Одного раз пришелец сказал: "Будда, сделай чудо, и я уверую!" Будда печально улыбнулся и показал великое чудо. Пришелец воскликнул: "Теперь я хочу стать твоим учеником!" Но Будда ответил: Теперь ты мне не нужен".

В общем древнеиндийская философия тесно связана с религиозно-мифологическим мировоззрением и не выделена из него. Для нее, кроме того, характерно пристальное внимание к внутреннему духовной жизни человека, своего рода психологизм.

Что касается всей передфілософії и философии Древнего Востока, то ей присущи следующие черты:

слабая системность и логичность;

недостаток философских традиций, предшественников;

нераздельность философского и специального знания.

Это, однако, не помешало появлению крупных мыслителей, чье учение повлияло (и продолжает влиять) на все развитие человечества. По этому поводу Г. Симкин писал: "...за пять столетий до Рождества Христова этот мир посетили двое полностью мудрых (Конфуций и Будда), которые отказались обсуждать сущности потусторонних сил и увидели в добрые, милосердии, людинолюбстві абсолютные категории бытия".

Своих классических форм философия приобретает в Древней Греции, где возникает гармоничное сочетание идейно-оценочного и рационально-системного подходов, связь с зачатками наук, развивается логический аппарат. Расцвета древнегреческой цивилизации, науки и философии способствовал уникальный для Древнего мира общественный строй - демократия, что дала возможность обсуждать вопросы и решать их путем голосования.

Контрольные вопросы:

1. Назовите три цивилизации Древнего Востока.

2. Главные положения философии Лао-цзы.

3. Главные положения учения Конфуция.

4. Что такое Веды?

5. Основные положения джайнизма.

6. В чем видит Будда источник страданий человека?

7. Назовите основные черты философии Древнего Востока.